Файл: Методические указания для студентов по самостоятельной подготовке к практическим занятиям по микробиологии Модуль 2, 3 Частная микробиология.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема№15: «Возбудители бактериальной дизентерии, холеры.
Микробиологическая диагностика»
РЕАКЦИЯ АГГЛЮТИНАЦІИИ ТИПА ВИДАЛЯ РЕАКЦИЯ ПАССИВНОЙ ГЕМАГГЛЮТИНАЦИИ
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая диагностика сибирской язвы »
Тема № 18 «Патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза и лепры»
1. К.Д. Пяткин, Ю.С. Кривошеин “Микробиология”, Г., “Медицина”, 1980, С.227-244.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ
Тема №27: «Риккетсии. Микробиологическая диагностика риккетсиозов»
МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Цель (общая): Уметь оценить уровень бактериального загрязнения объектов окружающей среды патогенными и условно-патогенными микроорганизмами и определить их опасность для человека.
Конкретные цели:
-
Выбрать санитарно-показательные микроорганизмы для определения бактериального загрязнения воды, почвы, воздуха, пищевых продуктов и др. -
Собрать исследуемый материал для проведения санитарно-микробиологических исследований среды пребывания микроорганизмов. -
Оценить результаты санитарно-бактериологических исследований: воды (микробное число, коли-титр, коли-индекс) почвы (микробное число, коли-титр, перфрингенс-титр) воздух (микробное число, качественный состав его микрофлоры) пищевых продуктов (микробное число, наличие протея, сальмонелл, анаэробов). -
Оценить меру эпидопасности микроорганизмов, выявленных при обследовании объектов окружающей среды, для человека.
Теоретические вопросы темы
-
Распространение микробов в окружающей среде. -
Микрофлора человека и его значение. Дисбиоз. -
Санитарная микробиология и ее значение. -
Санитарно-показательные микроорганизмы. -
Санитарно-микробиологическое исследование почвы, воды, воздуха, продуктов питания и др. -
Вода, почва, воздух как факторы и путь распространения инфекционных заболеваний.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Источники информации
Рекомендованная литература:
-
Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.-Учебник.-Спб:»Специальная литература», 1998.-С.107-126. -
Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. Микробиология. Киев - «Высшая школа» 1992.-С.71-89. -
Мишин В.В., Гриценко Л.З. Методические указания по санитарно-бактериологическим исследованиям объектов внешней среды (под ред. Проф. Кондратенко Г.П.).Донецк.1990 45с. -
Лекция.
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Экология микроорганизмов. Микрофлора организма человека. Основы санитарной микробиологии»
Санитарно-микробиологическое исследование воды
Исследуемый материал
МИКРОБНОЕ ЧИСЛО ВОДЫ
КОЛИ-ТИТР И КОЛИ -ИНДЕКС
ИНДЕКС ЭНТЕРОКОККА
ВЫЯВЛЕНИЕ ПАТОГЕННЫХ БАКТЕРИЙ КИШЕЧНОЙ ГРУППЫ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Санитарно-бактериологическое исследование воздуха
ИССЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ (воздух закрытого помещения)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАТЕРИЙ ВОЗДУХА ПОМЕЩЕНИЯ
КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ МИКРОФЛОРЫ ВОЗДУХА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОБНОГО ЧИСЛА,КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В 1м3 ВОЗДУХА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНИТАРНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ МИКРОБОВ СТАФИЛОКОККОВ, СТРЕПТОКОККОВ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ
Санитарно-микробиологическое исследование почвы
ИССЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ (образец почвы)
МИКРОБНОЕ ЧИСЛО ПОЧВЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИ-ТИТРА ПОЧВЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАТОГЕННЫХ МИКРОБОВ ПОЛУЧЕННЫХ В ПОЧВЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРФРИНГЕНС-ТИТРА ПОЧВЫ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ
Санитарно-бактериологическое исследование пищевых продуктов
ИССЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ
МЯСО, МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ
МОЛОКО
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА МИКРООР-ГАНИЗМОВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ КИШЕЧНОЙ ПАЛОЧКИ, ПРОТЕЯ, САЛЬМОНЕЛЛ, АНАЭРОБОВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОБНОГО ЧИСЛА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИ-ТИТРА
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ
ВЫВОДЫ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие. Преподаватель проводит проверку и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию. Студенты решают ситуационные задачи №№219-223 из „ Задач для самостоятельной работы студентов с курсом общей и специальной микробиологии ” Студенты выполняют самостоятельную работу: изучают принцип действия аппарата Кротова; проводят посев воздуха учебной лаборатории методом осаждения по Туржецкому; проводят количественный учет микроорганизмов на МПА; готовят мазки-отпечатки колбасных изделий, окрашивают по Граму, микроскопируют. Студенты оформляют протокол практического занятия, делают зарисовки микроскопической картины. В конце занятия преподаватель проверяет качество усвоения учебного материала с помощью набора тестов формата А.Тема №29: «Клиническая микробиология. Госпитальная инфекция»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Подготовка врача на медицинских факультетах требует от кафедры микробиологии решения разноплановых задач. Наряду с необходимостью дать студентам глубокие фундаментальные знания по проблемам микробиологии, вирусологии и иммунологии, кафедра должна вооружить будущего врача знанием тех возможностей, которые дает наша специальность для решения конкретных лечебно-диагностических задач. В этой связи традиционно сложившийся принцип преподавания «от возбудителя» не отвечает основной целевой установке. Ведь в практической деятельности чаще приходится решать не задачу выделения того или иного конкретного возбудителя, а исследовать патологический материал, который может содержать возбудителей, относящихся к самым разным видам. Важность подобного рода задач неуклонно возрастает по мере расширения круга вопросов микробиологической диагностики в неинфекционной клинике. Этому способствует значительная распространенность гнойно-воспалительных заболеваний (ГВЗ), в том числе внутрибольничных инфекций, изменение этиологической структуры и чувствительности выделяемых микробов к антибиотикам. Вот почему одной их актуальных проблем преподавания микробиологии является сегодня проблема преподавания «от патологического материала». Именно в этом, на наш взгляд, состоит основная задание преподавания клинической микробиологии. По такому принципу и построено практическое занятие. Решение конкретной диагностической задачи создает положительную мотивационную ситуацию, повышает ответственность за правильность решения, стимулирует активную самостоятельную работу.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Цель (общая): уметь использовать микробиологические методы исследования для постановки микробиологического диагноза гнойно-воспалительных заболеваний с последующим применением в клинической практике.
Конкретные цели:
-
произвести отбор и доставку в бактериологическую лабораторию патологического материала от больных с ГВЗ; -
оценить результаты определения количества микроорганизмов в 1г ткани или в 1мл исследуемого материала; -
оценить результаты выделения чистой культуры микробов из клинического образца с определением их видовой принадлежности; -
оценить результаты определения чувствительности к антибиотикам.
Теоретические вопросы
-
Правила взятия проб на исследование от больного с ГВЗ и доставки материала в бактериологическую лабораторию. -
Определение количества микроорганизмов в 1г ткани. -
Этапы выделения чистой культуры микробов- инфектантов. -
Принципы определения видовой принадлежности микробов-инфектантов. -
Методы определения чувствительности микробов-инфектантов к антибиотикам. -
Госпитальные штаммы микроорганизмов, их характеристика.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Источники информации
Рекомендуемая литература:
-
Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.-Учебник.-СПб:»специальная литература», 1998.-С.348-354; 435-437; 524-528. -
Микробиологическая диагностика бактериальных инфекций: Учебное пособие/ под ред. Н.В. Жадинского, И.Н. Щукина, А.А. Слюсарева. Донецк.:ДонНУЭТ, 2007.-С.3-6; 11-14;37-38;64-65; 70-72; 187-189; 201-203. -
Маянский А.Н. Микробиология для врачей.-Н.Новгород.:НГМА,1999 -
Лекция
Дополнительная литература:
-
Скала Л.З., Сидоренко С.В., Нехорошева А.Г. и др. Практические аспекты современной клинической микробиологии.-Тверь:ООО «издательство Триада», 2004.
Во время работы с литературой для лучшего усвоения содержания обучения используйте граф логической структуры темы.
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Клиническая микробиология. Госпитальная инфекция»
ИССЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ