Файл: Методические указания для студентов по самостоятельной подготовке к практическим занятиям по микробиологии Модуль 2, 3 Частная микробиология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Рекомендуемая литература:

Источники информации

Рекомендуемая литература:

Методика проведения занятия

Тема№15: «Возбудители бактериальной дизентерии, холеры.

Микробиологическая диагностика»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Правильно собрать исследуемый материал для проведения микробиологической диагностики дизентерии, холеры и направить его в соответствующую лабораторию.

Теоретические вопросы темы

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Возбудители бактериальной дизентерии. Микробиологическая диагностика»

ПОДВИЖНОСТЬ АНТИ-ГЕННЫЕ

СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ВИЯВЛЕНИЕ АНТИТЕЛ К ШИГЕЛЛАМ

РЕАКЦИЯ АГГЛЮТИНАЦІИИ ТИПА ВИДАЛЯ РЕАКЦИЯ ПАССИВНОЙ ГЕМАГГЛЮТИНАЦИИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая диагностика сибирской язвы »

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Тема № 18 «Патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза и лепры»

Рекомендуемая литература:

Актуальность темы

Цели обучения

Конкретные цели:

Содержание обучения

Методика проведения занятия

АКТУАЛЬНОСТЬ| ТЕМЫ

цели обучения

Теоретические вопросы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Дополнительная литература

1. К.Д. Пяткин, Ю.С. Кривошеин “Микробиология”, Г., “Медицина”, 1980, С.227-244.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы темы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Источники информации

Рекомендуемая литература:

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Тема №27: «Риккетсии. Микробиологическая диагностика риккетсиозов»

Актуальность темы

Цели обучения

Конкретные цели:

Теоретические вопросы темы:

Содержание обучения

Рекомендуемая литература:

Методика проведения занятия

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА МИКРОБОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ГОСПИТАЛЬНОГО ШТАММА МИКРОБОВ (АНТИБИОТИКОГРАММА, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ФАГОГРУППЕ, ДРУГИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА)

ПОСТАНОВКА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ




ЭКСПРЕСС-МЕТОД

БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ

СЕРОЛОГИЧЕС-КИЙ

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ




МИКРОСКОПИЯ

ИССЛЕДУЕМОГО МАТЕРИАЛА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНТИТЕЛ

В РПГА, РИФ (непрямая), ИФА

РИФ

ИССЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ







ВЫДЕЛЕНИЕ

ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ






ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ




ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ ВЫДЕЛЕННОЙ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ







АНТИГЕННЫЕ



КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ

БИОХИМИЧЕСКИЕ







ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РРЕРЕЗУЛЬТАТІВ



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА



ПОСТАНОВКА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие. Преподаватель проводит проверку и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию. Студенты микроскопируют окрашенные препараты, учитывают результат оксидазной реакции, знакомятся с биопрепаратами для диагностики, лечения и профилактики гонококковой и менингококковой инфекций. В ходе занятия студенты решают задачи из „ Заданий для самостоятельной работы студентов с курсом общей и специальной микробиологии ” № 50, 110-116, заполняют схемы микробиологической диагностики гонококковой и менингококковой инфекций в „ Учебном пособии по специальной микробиологии и вирусологии„ (Донецк, 2008), С.14-15. Преподаватель проверяет правильность заполнения схем микробиологической диагностики, рисунки микроскопической картины. В конце занятия качество усвоения материала преподаватель контролирует с помощью тестов.


Тема № 23: «Возбудители дифтерии. Микробиологическая диагностика дифтерии»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Актуальность изучения возбудителей дифтерии связана с тем, что кривая заболеваемости дифтерией с начала 80-х годов медленно, но упорно поползла вверх. Болеют не только дети, но и взрослые. Тенденция очень тревожная и необходимы срочные меры, направленные на профилактику этого заболевания, разработку более эффективных способов лечения.


Чтобы правильно поставить диагноз, назначить лечение, разработать меры профилактики этой инфекции нужно знать свойства возбудителя (морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические и другие). Кроме того, уметь проводить микробиологические исследования и оценивать их результаты. Полученные знания и умения будут необходимы при изучении инфекционных болезней и эпидемиологии.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ


Цель (общая): Уметь применять микробиологические методы исследования для постановки микробиологического диагноза с последующим использованием в клинической практике.
Конкретные цели:


  1. Определять особенности морфологических и тинкториальных свойств коринебактерий дифтерии при микроскопической диагностике.

  2. Отличать патогенные коринебактерии от непатогенных по культуральным и биохимическим свойствам при проведении бактериологической диагностики.

  3. Оценивать результаты определения способности патогенных коринебактерий продуцировать экзотоксин.

  4. Оценивать полученные результаты бактериологического метода диагностики дифтерии.



Теоретические вопросы темы





  1. Морфологические и тинкториальные свойства возбудителей дифтерии

  2. Культуральные свойства коринебактерий

  3. Биохимические свойства коринебактерий

  4. Определение токсигенности дифтерийных палочек.

  5. Методы микробиологической диагностики дифтерии

  6. Специфическая профилактика и лечение дифтерии (АКДС, дифтерийный анатоксин, противодифтерийная антитоксическая сыворотка).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Источники информации

Рекомендуемая литература:


  1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.- Санкт-Петербург: «Специальная литература», 1998.-С.406-412.

  2. Мікробіологічна діагностика бактеріальних інфекцій: Навчальний посібник / Під. ред. М.В. Жадінського, І.М. Щукіна, О.А. Слюсарева. – Донецьк: ДонНУЕТ, 2007. – С. 84-91.

  3. Широбоков В.П., Тишко О.Г., Салата О.В.та ін. Мікробіологія, вірусологія та імунологія (Завдання для самостійної роботи студентам вищих медичних закладів освіти III-IV рівнів акредитації. Київ-Донецьк, 1999.-С.44-46.

  4. Задания для самостоятельной работы студентов по курсу общей и частной микробиологии, Донецк, 1987, 149-158 с.

  5. Лекция «Возбудители дифтерии. Микробиологическая диагностика».


Дополнительная литература:



  1. Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. «Микробиология», 1980 335-341с.

  2. Борисов Л.Б. «Медицинская микробиология, вирусология, иммунология». Москва,2002 с.432-436.


При работе с литературой для лучшего усвоения содержания обучения воспользуйтесь графом логической структурой темы.

АЛГОРИТМ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ К ТЕМЕ “Микробиологическая диагностика дифтерии”


ВЗЯТИЕ ИССЛЕДУЕМОГО МАТЕРИАЛА




ПРИГОТОВЛЕНИЕ МАЗКА, ОКРАСКА ПО НЕЙССЕРУ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗЕРЕН ВОЛЮТИНА




МИКРОСКОПИЯ МАЗКА





ОТСУТСТВИЕ ЗЕРЕН ВОЛЮТИНА,РАСПОЛОЖЕ-НИЕ МИКРОБОВ В ВИДЕ «ЧАСТОКОЛА»




НАЛИЧИЕ ПОЛЯРНО РАСПОЛОЖЕННЫХ ЗЕРЕН ВОЛЮТИНА, РАСПОЛОЖЕНИЕ МИКРОБОВ

В ВИДЕ «V»ИЛИ «X»


ПОСЕВ НА ЭЛЕКТИВНУЮ ПИТАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ КЛАУБЕРГА


ПСЕВДОДИФТЕРИЙНАЯ ПАЛОЧКА

ДИФТЕРИЙНАЯ ПАЛОЧКА




КОЛОНИИ СЕРОВАТО-ЧЕРНОГО ЦВЕТА С РАДИАЛЬНОЙ ИСЧЕРЧЕННОСТЬЮ

КОЛОНИИ КРУГЛЫЕ ВЫПУКЛЫЕ ЧЕРНОГО ЦВЕТА



БИОВАР GRAVIS

БИОВАР MITIS






ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОКСИГЕННОСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОКСИГЕННОСТИ






ТОКСИГЕННЫЕ

НЕТОКСИГЕННЫЕ

ТОКСИГЕННЫЕ

НЕТОКСИГЕННЫЕ


ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая диагностика дифтерии»


ИССЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ




МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ

СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ





ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ ИЗ ИССЛЕДУЕМОГО МАТЕРИЛА

МИКРОСКОПИЯ ИССЛЕДУЕМОГО МАТЕРИАЛА

СЫВОРОТКА БОЛЬНОГО


ПОСТАНОВКА РА И РПГА С ЭРИТРОЦИТАРНЫМ БАКТЕРИАЛЬНЫМ ДИАГНОСТИКУМОМ








ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ



ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ


СВОЙСТВА ВЫДЕЛЕНОЙ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ МИКРОБОВ