Файл: Методические указания для студентов по самостоятельной подготовке к практическим занятиям по микробиологии Модуль 2, 3 Частная микробиология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Рекомендуемая литература:

Источники информации

Рекомендуемая литература:

Методика проведения занятия

Тема№15: «Возбудители бактериальной дизентерии, холеры.

Микробиологическая диагностика»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Правильно собрать исследуемый материал для проведения микробиологической диагностики дизентерии, холеры и направить его в соответствующую лабораторию.

Теоретические вопросы темы

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Возбудители бактериальной дизентерии. Микробиологическая диагностика»

ПОДВИЖНОСТЬ АНТИ-ГЕННЫЕ

СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ВИЯВЛЕНИЕ АНТИТЕЛ К ШИГЕЛЛАМ

РЕАКЦИЯ АГГЛЮТИНАЦІИИ ТИПА ВИДАЛЯ РЕАКЦИЯ ПАССИВНОЙ ГЕМАГГЛЮТИНАЦИИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая диагностика сибирской язвы »

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Тема № 18 «Патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза и лепры»

Рекомендуемая литература:

Актуальность темы

Цели обучения

Конкретные цели:

Содержание обучения

Методика проведения занятия

АКТУАЛЬНОСТЬ| ТЕМЫ

цели обучения

Теоретические вопросы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Дополнительная литература

1. К.Д. Пяткин, Ю.С. Кривошеин “Микробиология”, Г., “Медицина”, 1980, С.227-244.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы темы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Источники информации

Рекомендуемая литература:

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Тема №27: «Риккетсии. Микробиологическая диагностика риккетсиозов»

Актуальность темы

Цели обучения

Конкретные цели:

Теоретические вопросы темы:

Содержание обучения

Рекомендуемая литература:

Методика проведения занятия

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА МИКРОБОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ГОСПИТАЛЬНОГО ШТАММА МИКРОБОВ (АНТИБИОТИКОГРАММА, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ФАГОГРУППЕ, ДРУГИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА)

ПОСТАНОВКА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ




ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. ГОРЬКОГО
Кафедра микробиологии, вирусологии и эпидемиологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов по самостоятельной подготовке

к практическим занятиям по микробиологии
Модуль 2, 3 «Частная микробиология»

Донецк – 2008


УДК 576.8(075.5)
Методические указания для студентов по самостоятельной подготовке к практическим занятиям по микробиологии. Модуль 2, 3 «Частная микробиология».


Авторы: Жадинский Н.В., Слюсарев А.А., Мишин В.В., Гриценко Л.З., Федорченко А.М., Щукин И.Н., Лебедева Н.Ю., Пшеничная О.А., Боева С.С., Поддубная Е.Н.

Донецк.-2008.- 119с.
Пособие предназначено для руководства самоподготовкой студентов к практическим занятиям по частной микробиологии.
Авторы: Жадинский Н.В., Слюсарев А.А., Мишин В.В., Гриценко Л.З., Федорченко А.М., Щукин И.Н., Лебедева Н.Ю., Пшеничная О.А., Боева С.С., Поддубная Е.Н.

Рецензенты:
Методист учебно-методического кабинета ДонНМУ, доцент Е.Б. Прокопенко
Доцент кафедры организации высшего образования,

управления здравоохранения и эпидемиологии Л.И. Слюсарь

Утверждено Ученым Советом ДонНМУ им. М. Горького

Протокол № от 30.10.2008 г.

ВВЕДЕНИЕ
Умение правильно определить характер исследуемого материала, сроки его взятия от больного, выбрать соответствующий метод диагностики для микробиологического исследования и оценить результаты этого исследования для постановки микробиологического диагноза должны быть сформированы в процессе преподавания частной микробиологии.

Решение указанной задачи затруднительно без методических указаний для студентов, помогающих им организовать процесс обучения.

Данное учебное пособие представляет собой набор методических указаний для студентов к практическим занятиям по темам, входящим во второй и третий модули.

В методических указаниях раскрывается актуальность темы, сформулированы общие и конкретные цели обучения, приводится перечень теоретических вопросов, которые необходимо усвоить студенту во время подготовки к занятию и перечень источников информации, где можно найти ответы на поставленные вопросы. Предлагаются вниманию студента ориентировочная основа действия, образец протокола практического занятия, инструкции к проведению определенного исследования. К каждой теме разработаны графы логической структуры, позволяющие системно оценить предмет изучения и задания в виде тестов формата А, по которым студент во время внеаудиторной подготовки может самостоятельно проверить умение применять полученные
знания для решения ситуационных задач, реализующих конкретные цели обучения. Такие методические указания будут способствовать повышению качества профессиональной подготовки будущих врачей по курсу медицинской микробиологии.

МОДУЛЬ 2

Тема №13: «Кишечная палочка. Возбудители брюшного тифа, паратифов. Микробиологическая диагностика эшерихиозов, брюшного тифа, паратифов»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Кишечная палочка постоянно находится в кишечнике человека и приносит организму большую пользу. Многие штаммы синтезируют антибиотические вещества - колицины, активные в отношении патогенных микробов кишечной группы. Кроме того, кишечная палочка синтезирует витамины Д, Е и группы В. Подавление кишечной палочки (например, под влиянием антибиотиков) может привести к тяжелому хроническому заболеванию – дисбактериозу.

Однако среди кишечных палочек встречаются такие, которые способны вызывать энтерит. Особенно опасны колиэнтериты для детей первых месяцев жизни. У взрослых кишечная палочка может вызывать перитонит, менингит, энтерит, токсикоинфекцию, цистит, пиелит, пиелонефрит, аппендицит, отит, послеродовый сепсис и др.

В связи с этим при обследовании больных кишечной инфекцией необходимо, кроме поиска сальмонелл и шигелл, обращать внимание и на эшерихии. Знание вопросов патогенеза и диагностики колиэнтеритов необходимо при изучении многих дисциплин, особенно терапии, инфекционных болезней, педиатрии.

Одной из актуальных задач здравоохранения является снижение заболеваемости кишечными инфекциями, в том числе – тифо-паратифозными.

В современных условиях брюшной тиф и паратифы нередко протекают атипично, имеют одинаковые симптомы. В связи с этим важная роль в диагностике данных заболеваний отводится микробиологическим методам.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ


Цель (общая): Уметь использовать микробиологические методы диагностики при заболеваниях
, которые вызываются кишечными палочками, возбудителями брюшного тифа и паратифов для установления микробиологического диагноза с последующим использованием в клинической практике.
Конкретные цели:


  1. Оценить результаты бактериологического метода диагностики колиэнтеритов.

  2. Отобрать наиболее целесообразный метод диагностики в тот или иной период заболевания брюшным тифом и паратифом.

  3. Оценить возможности бактериологического метода диагностики брюшного тифа и паратифов и интерпретировать его результаты.


Теоретические вопросы темы


  1. Морфологические, тинкториальные, культуральные, биохимические, антигенные свойства возбудителей эшерихиозов и тифо-паратифозных заболеваний.

  2. Бактериологический метод диагностики колиэнтеритов.

  3. Фазы патогенеза брюшного тифа и паратифов.

  4. Бактериологический метод диагностики брюшного тифа и паратифов.

  5. Микробиологическая диагностика бактерионосительства брюшнотифозных микробов.



Содержание ОБУЧЕНИЯ


Источники информации

Рекомендуемая литература:





  1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.- Санкт-Петербург: ”Специальная литература”, 1998. – С.373-381.

  2. Мікробіологічна діагностика бактеріальних інфекцій: Навчальний посібник//Під ред. М.В. Жадінського, І.М. Щукіна, О.А. Слюсарєва- Донецьк, 2007.-С.37-56.

  3. Широбоков В.П., Тишко О.Г., Салата О.В. Мікробіологія, вірусологія та імунологія /Завдання для самостійної роботи студентам вищих медичних закладів освіти III-IV рівнів акредитації. Київ-Донецьк, 1999.-С.37-40.


Во время работы с литературой для усвоения содержания обучения используйте граф логической структуры к теме. Заполните схемы микробиологической диагностики в „Учебном пособии по частной микробиологии и вирусологии ”- Донецк, 2010.-С.17-19.


ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая диагностика эшерихиозов»

ИССЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ


МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ




СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ






ПОСТАНОВКА РПГА С ЭРИТРОЦИТАРНЫМ БАКТЕРИАЛЬНЫМ ДИАГНОСТИКУМОМ


ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТОЙ БАКТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИЗ ИССЛЕДУЕМОГО МАТЕРИАЛА


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ







СВОЙСТВА

ВЫДЕЛЕННОЙ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ















ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ




ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА, СЕРОВАРА




ПОСТАНОВКА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ:

«Микробиологическая диагностика брюшного тифа, паратифов»


ИССЛЕДУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ



МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ




СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ


БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ



СЫВОРОТКА КРОВИ БОЛЬНОГО

ПОСЕВ ИССЛЕДУЕМОГО МАТЕРИАЛА НА ПИТАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ МИКРОБОВ




ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ АНТИТЕЛ В РЕАКЦИИ АГГЛЮТИНАЦИИ ВІДАЛЯ І РПГА



ОСОБЕННОСТИ ВЫДЕЛЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МИКРОБОВ



ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ