Файл: Методические указания для студентов по самостоятельной подготовке к практическим занятиям по микробиологии Модуль 2, 3 Частная микробиология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Рекомендуемая литература:

Источники информации

Рекомендуемая литература:

Методика проведения занятия

Тема№15: «Возбудители бактериальной дизентерии, холеры.

Микробиологическая диагностика»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Правильно собрать исследуемый материал для проведения микробиологической диагностики дизентерии, холеры и направить его в соответствующую лабораторию.

Теоретические вопросы темы

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Возбудители бактериальной дизентерии. Микробиологическая диагностика»

ПОДВИЖНОСТЬ АНТИ-ГЕННЫЕ

СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ВИЯВЛЕНИЕ АНТИТЕЛ К ШИГЕЛЛАМ

РЕАКЦИЯ АГГЛЮТИНАЦІИИ ТИПА ВИДАЛЯ РЕАКЦИЯ ПАССИВНОЙ ГЕМАГГЛЮТИНАЦИИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая диагностика сибирской язвы »

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Тема № 18 «Патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза и лепры»

Рекомендуемая литература:

Актуальность темы

Цели обучения

Конкретные цели:

Содержание обучения

Методика проведения занятия

АКТУАЛЬНОСТЬ| ТЕМЫ

цели обучения

Теоретические вопросы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Дополнительная литература

1. К.Д. Пяткин, Ю.С. Кривошеин “Микробиология”, Г., “Медицина”, 1980, С.227-244.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические вопросы темы

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Источники информации

Рекомендуемая литература:

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Тема №27: «Риккетсии. Микробиологическая диагностика риккетсиозов»

Актуальность темы

Цели обучения

Конкретные цели:

Теоретические вопросы темы:

Содержание обучения

Рекомендуемая литература:

Методика проведения занятия

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА МИКРОБОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ГОСПИТАЛЬНОГО ШТАММА МИКРОБОВ (АНТИБИОТИКОГРАММА, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ФАГОГРУППЕ, ДРУГИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА)

ПОСТАНОВКА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ









ПОСТАНОВКА РЕАКЦИИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ НА ЖИВОТНЫХ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ БОТУЛИНИЧЕСКОГО ТОКСИНА





ИДЕНТИФИКАЦИЯ МИКРОБОВ


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ



Практическое занятие. Преподаватель проводит проверку и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию. Студенты выполняют самостоятельную работу, микроскопируют мазки из возбудителей столбняка, ботулизма, газовой анаэробной инфекции. Оформляют протокол. В ходе занятия студенты решают ситуационные задачи из пособия: “Мікробіологія, вірусологія та імунологія» / Завдання для самостійної роботи студентам вищих медичних закладів освіти III-IV рівнів акредитації”, №115-119. Заполняют схемы микробиологической диагностики столбняка, ботулизма, газовой анаэробной инфекции в учебном пособии. Изучают биологические препараты для диагностики, профилактики и лечения столбняка, ботулизма, газовой анаэробной инфекции. Заканчивается занятие итоговым тестовым контролем.


Тема №25: « Патогенные грибы. Микробиологическая диагностика микозов»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ


Грибковые заболевания (микозы) составляют значительную часть инфекционной патологии во всех странах мира. Их возбудители – микроскопические грибы – распространены повсеместно. Широкому распространению некоторых микозов способствуют нарушения санитарно-гигиенического режима, дефицит эффективных средств терапии, нерациональное применение антибиотиков, лучевые воздействия, наличие иммунных нарушений, гипо- и авитаминоз, дисбактериоз. В эпидемиологическом отношении важно знать, что основным резервуаром возбудителей одних микозов (антропофильные грибы) является человек, других (зоофильные грибы) – больные животные. Грибы способны поражать слизистые оболочки, все слои кожи, гиподерму, кости и даже внутренние органы.

Микозы, в частности, эпидермофития, являются одной из краевых патологий Донбасса. Особенно распространены они среди шахтеров и металлургов. Знание основных принципов лабораторной диагностики микозов необходимо врачам всех специальностей.


ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ



Цель (общая): Уметь применять микробиологические методы диагностики для постановки микробиологического диагноза заболеваний грибковой этиологии с последующим использованием в клинической и профилактической практике.
Конкретные цели:


  1. Приготовить нативный препарат и мазки из патологического материала для проведения микроскопической диагностики микозов.

  2. Определять особенности морфологии и тинкториальные свойства грибов путем микроскопии микропрепарата.

  3. Отличать патогенные грибы по их культуральным, биохимическим, антигенным свойствам для проведения микологического метода диагностики.

Теоретические вопросы темы


  1. Особенности приготовления нативных препаратов и мазков, методы их окраски.

  2. Морфологические и тинкториальные свойства патогенных грибов и актиномицетов.

  3. Культуральные свойства грибов.

  4. Классификация микозов.

  5. Методы микробиологической диагностики микозов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Источники информации

Рекомендуемая литература:


  1. Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія з вірусологією та імунологією: Підручник. - К.: Вища школа, 1992. – С. 283 – 286, 391 – 405.

  2. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 1998. – С. 491 - 511.

  3. Поздеев О.К. Медицинская микробиология / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С. 505 – 523.

  4. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии и лабораторной диагностике инфекционных болезней / Под ред. проф. Ю.С. Кривошеина. - К.: Вища школа, 1986. – С. 251 – 271.

5. Мікробіологічна діагностика бактеріальних інфекцій: Навчальний посібник / Під. ред. М.В. Жадінського, І.М. Щукіна, О.А. Слюсарева. – Донецьк: ДонНУЕТ, 2007. – С. 221 – 227.
Дополнительная литература:

1. Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. Микробиология (с вирусологией и иммунологией): Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1980. – С. 354 – 358, 446 – 463.

2. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1984. – С. 249 – 255.

При работе с литературой для лучшего усвоения содержания обучения используйте граф логической структуры темы «Патогенные грибы. Микробиологическая диагностика микозов», схемы лабораторной диагностики микозов (с. 55) и кандидозов (с. 85) в «Учебном пособии по частной микробиологии и вирусологии».

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ «Патогенные грибы. Микробиологическая диагностика микозов»

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ




АЛЛЕРГОЛОГИЧЕСКИЙ

МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ
ЧЕСКИЙ



МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА


СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ







ВЫЯВЛЕНИЕ

СПЕЦИФИЧЕСКИХ

АНТИТЕЛ

ПОСТАНОВКА

АЛЛЕРГИЧЕСКИХ

ПРОБ










ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

РП

РА

РСК






ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ





МИКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД







ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ ГРИБОВ

НА ПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ





СВОЙСТВА ВЫДЕЛЕННЫХ ГРИБОВ



БИОХИМИ-

ЧЕСКИЕ

КУЛЬТУ-РАЛЬНЫЕ

ПИГМЕНТО-

ОБРАЗОВАНИЕ

АНТИГЕН-

НЫЕ





ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ




ИДЕНТИФИКАЦИЯ ГРИБОВ

ПОСТАНОВКА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие. Учебный процесс проводится в учебной лаборатории. Преподаватель проводит проверку и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию. Студенты самостоятельно изучают особенности приготовления нативных препаратов и мазков из материала при различных микозах, методы их окраски. Микроскопируют мазки грибов рода Кандида и зарисовывают в протоколы микроскопическую картину. Изучают расположение мицелия и спор грибов в пораженном волосе по фотографиям, таблицам, стенду музея; характер роста различных патогенных грибов на питательных средах; классификацию микозов. Изучают методы диагностики микозов, препараты для диагностики. В ходе занятия студенты решают ситуационные задачи №192 – 195 из сборника «Задания для самостоятельной работы студентов по курсу общей и частной микробиологии» (с. 168 - 171) и №162 - 166 из сборника «Мікробіологія, вірусологія та імунологія (Завдання для самостійної роботи студентів вищих медичних закладів освіти III - IV рівнів акредитації)» (с. 70 - 72). В конце занятия для оценки качества усвоения материала студентами преподаватель проводит тестовый контроль, подписывает протоколы.
ТЕМА 26: «Патогенные простейшие. Лабораторная диагностика заболеваний, вызываемых патогенными простейшими»


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ


Заболевания, вызываемые простейшими встречаются довольно широко. Расширение международных контактов приводит к завозу экзотических или практически ликвидированных на территории нашего государства тропических болезней. Участились случаи заболевания малярией, амебиазом, лейшманиозом и токсоплазмозом, которые еще до недавнего времени не являлись какой-либо значительной проблемой здравоохранения. Поэтому в настоящее время вопросы подготовки врачей по разделу паразитологии приобретают исключительно важное значение. Умение правильно и в нужные сроки установить характер материла, выбрать метод микробиологической диагностики, оценить результаты этих исследований должны быть сформированы в процессе преподавания на кафедре микробиологии.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ


Цель (общая): уметь использовать микробиологические методы исследования для постановки микробиологического диагноза заболеваний, вызываемых патогенными простейшими с последующим применением в клинической практике.

.

Конкретные цели:


  1. Провести отбор материала от больных протозойными инфекциями.

  2. Выбрать наиболее целесообразный метод диагностики протозойного заболевания.

  3. Оценить результаты микроскопического, паразитологического, серологического, биологического, аллергологического методов диагностики протозойных инфекций.


Теоретические вопросы


  1. Классификация патогенных простейших.

  2. Классификация заболеваний, вызываемых патогенными простейшими по механизму заражения.

  3. Методы микробиологической диагностики протозойных инфекций

  4. Препараты для диагностики протозойных инфекций.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Источники информации

Рекомендуемая литература:


  1. А.И.Коротяев, С.А. Бабичев. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология СПб-1998.-С.511-524.

  2. Поздеев О.К. Медицинская микробиология / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С. 524-542.

  3. Кривошеин Ю.С. (ред.) Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии.-М., 1985. – С.272-284.

  4. Лекция.


Дополнительная литература:


  1. Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. Микробиология (с вирусологией и иммунологией): Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1980. –С.464-487.


Во время работы с литературой для лучшего усвоения содержания обучения используйте граф логической структуры темы.