Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 439

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.

Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.

Нетипичные формы правления в современном мире.

Функции монархий в современном мире.

Форма правления современного российского государства. Президентство лучшая ли это форма исполнительной власти?

Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.

Конфедерация: современные подходы.

Причины формирования тоталитарных режимов.

1. Экономическая (социальная, экологическая и т.д., по выбору курсанта) функция как одна из основных функция современного государства

2. Теория функций современного российского государства.

Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Соотношение права и закона.

Соотношение правовых и нормативных правовых актов.

Обычай как источник права в правовой доктрине.

Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.

Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.

Правовая символика.

Язык и стиль закона.

Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.

Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.

1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.

2. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках второго вопроса следует дать характеристику таким элементам, как юридическая норма, правовой институт, подотрасль права, отрасль права.

1.Характеристика современного состояния системы российского права.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.

4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.

Правовые состояния как юридические факты.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.

1. Понятие, сущность и принципы законности.

2. Гарантии законности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Понятие теории государства и права как науки.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Организация власти в первобытном обществе

3. Основные пути происхождения государства

4. Общая характеристика теорий происхождения государства

5. Теории происхождения права

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Теории происхождения права.

Тема 3. Понятие, сущность, типология государства

Тема 4. Форма государства

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Механизм государства

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования

Тема 11. Правовое регулирование

Тема 12. Теория нормы права

Тема 13. Источники (формы) права

Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.

Тема 15 Толкование права

Тема 16. Система права и система законодательства

Тема 17. Систематизация законодательства

Тема 18. Правовые системы современности

Тема 19. Правоотношения

Тема 20. Реализация норм права

Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 

Тема 23. Юридическая ответственность

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Тема 24 Законность и правопорядок

Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.

ГЛОССАРИЙ

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.


9. Государство и религия, государство и церковь: вопросы взаимоотношений.

10. Понятие и основные свойства государственной власти.

11. Соотношение государственной и публичной власти.

12. Соотношение легитимности и легальности государственной власти.

13. Понятие политической системы общества и ее структура, место в ней государства. Широкое и узкое понимание политической системы.

14. Соотношение государства с другими элементами политической системы.

15. Виды политических систем и место в них государства.

Тема 4. Формы государства

Семинарское занятие
Вопросы для подготовки:

  1. Понятие и элементы формы государства.

  2. Форма правления: понятие, критерии классификации, виды:

а. Монархическая форма правления: понятие, признаки, виды

б. Республика как форма правления: понятие, признаки, виды

в. Смешанные и нетипичные формы правления

3. Форма государственного устройства: понятие, критерии классификации, виды:

а. Унитарное государство: понятие, признаки, виды

б. Федеративное государство: понятие, признаки, виды

в. Формы внешне-государственного устройства

4. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, разновидности.
Основные понятия: абсолютная монархия, автономия, авторитарный режим, антидемократический режим, асимметричная федерация, государственный (государственно-правовой) режим, демократический режим, договорная федерация, дуалистическая монархия, конституционная федерация, конфедерация, либеральный режим, монархия, национальная федерация, ограниченная монархия, парламентарная монархия, парламентская республика, политический режим, президентская республика, республика, симметричная федерация, смешанная республика, территориальная федерация, тоталитарный режим, унитарное государство
, федерация, форма государственно-территориального устройства, форма правления.
Рекомендации для подготовки

Целью семинарского занятия является формирование целостных и взаимосвязанных теоретических представлений о понятии и элементах формы государства.

При подготовке к первому вопросу следует выявить содержание понятия «форма государства», соотнести его с такими явлениями как «понятие государства» и «сущность государства», охарактеризовать составные элементы формы государства.

Ответ на второй вопрос следует начать с выявления понятия формы государственного правления, характеристики критериев выделения форм правления, а так же их видов. Вопрос рекомендуется разбить на составные части. Характеристика монархии и республики строится по следующему плану: сформулировать понятие, выявить признаки, охарактеризовать исторические типы и современные виды. При характеристике монархии следует уделить внимание таким ее разновидностям как абсолютная, дуалистическая, парламентская, а так же историческим типам (восточная деспотия, сословно-представительная монархия, теократическая монархия и т.п.). При характеристике республики следует обратить внимание на такие ее виды, как парламентская, президентская и смешанная. Исследование формы правления следует дополнить изучением смешанных (смешанная республика, полуабсолютная монархия, полудуалистическая монархия) и нетипичных (республиканская монархия, монархическая республика, республика советского типа) форм правления. Характеристику каждого вида формы правления следует дополнять примерами.

Третий вопрос так же следует начать с выявления понятия, признаков и критериев классификации форм государственного устройства. Далее следует выявить понятие и признаки унитарного государства, охарактеризовать его виды, обратив особое внимание на автономию в сложном унитарном государстве. Характеристика федеративного государства строится по той же схеме, при этом следует обратить внимание различные классификации федераций. Формы внутригосударственного устройства следует отличать от различных межгосударственных объединений (конфедерация, союз, содружество, уния и т.п.). Более подробно следует остановится на конфедерации, выявить признаки, сходства и различия с федерацией.

При подготовке к четвертому вопросу следует начать с выявления понятия и содержания государственно правового режима, выявить соотношение понятий «политический режим» и «государственно-правовой режим». Далее необходимо изучить понятие и признаки демократического, тоталитарного, авторитарного режимов и их разновидностей, дополнив ответ примерами.

Практическое занятие

Целью практического занятия является закрепление целостных и взаимосвязанных представлений об элементах формы государства посредством формирования умений и навыков анализа текста нормативного акта, классификации явлений государственно-правовой действительности, обобщения теоретического материала, анализа конкретных ситуаций. Занятие проводится с использованием интерактивных методов: анализ конкретных ситуаций, работа с текстом источника, учебная дискуссия

При подготовке к практическому занятию следует повторить и обобщить материал лекционного и семинарского занятия, заполнив таблицы 1-3, внести основные понятия в словарь.
Практические задания

I. Задания для повторения и закрепления изученного материала

Задание 1. Привлекая лекционный материал, основную и дополнительную литературу, заполните таблицы:

Таблица 1. Форма государственного правления

Вид формы правления

Порядок формирования высших органов власти

Порядок взаимоотношения между высшими органами власти

Иные специфические черты

Пример

Монархия

- абсолютная

- сословно-представительная

- дуалистическая

- парламентская













Республика

- президентская

- парламентская

- смешанная













Нетипичные формы правления

- республика социалистического типа

- монархическая республика

- республиканская / коллегиальная монархия и др.














Таблица 2. Форма государственного устройства

Критерии сравнения

Федеративное государство

Унитарное государство

1. Территориальная структура государства







2. Правовой статус территориальных единиц







3. Особенности системы законодательства







4. Особенности системы органов государственной власти







5. Особенности бюджетной системы и системы налогообложения







Примеры









Таблица 3. Форма политического (государственно-правового) режима

Критерии сравнения

Демократический режим

Авторитарный режим

Тоталитарный режим

1. Права и свободы личности










2. Участие народа в осуществлении государственной власти










3. Контроль над сферами жизни общества










4. Разделение властей










5. Местное самоуправление










6. СМИ, цензура










7. Преобладающие методы властвования










Примеры











Задание 2. Привлекая знания теории государства и права и истории России, охарактеризуйте форму государственного правления в эпоху Петра I, в 1905-1917 гг, в советский и современный период. Какие факторы повлияли на становление формы правления в указанные периоды?
II. Задания на анализ ситуаций

1. Во главе государства А. стоит президент, который избирается народом, президент возглавляет правительство. Парламент государства А. имеет двухпалатную структуру, нижняя палата избирается населением, а верхняя формируется органами государственной власти территориальных образований. Определите форму правления и государственного устройства государства А., свой ответ поясните.

2. В государстве Д. правящая династия находится у престола уже 300 лет. Королевская власть передается только по мужской линии. Король формирует правительство, парламент же государства Д. избирается населением. Территория состоит из провинций, которым управляют чиновники, назначенные королем. Есть у государства Д. и заморские территории, два острова, коренное население которых отличается и языком и культурой. Острова управляются генерал-губернатором, и имеют свой местный парламент, право использовать родной язык и развивать национальную культуру.
Определите форму правления и государственного устройства.

3. В государстве Ф. президент избирается всенародным голосованием, формирует правительство, но не является главой исполнительной власти. Правительство несет ответственность перед Президентом, который может отправить его в отставку, и перед парламентом, который может выразить правительству вотум недоверия. Определите форму правления, свой ответ обоснуйте.

4. В К. существует однопартийная система, иные партии запрещены. Государственная идеология строится на идее величия нации К. Профсоюзы, иные общественные объединения создаются только с разрешения правительства. Территория К. делится на 17 районов, которые управляются чиновниками, назначенными центральным аппаратом. Определите политический режим государства К. и форму государственного устройства

5. Территория Великобритании состоит из четырех «исторических провинций»: Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия, три из них (кроме Англии) обладают значительной степенью автономии. Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия имеют свои собственные исполнительные власти, возглавляемые Первым Министром и однопалатную законодательную власть. Англия, крупнейший регион Великобритании, не имеет ни исполнительной, ни законодательной власти и управляется напрямую Британским правительством и парламентом по всем вопросам. При этом элементами государственного суверенитета структурные единицы не обладают и права выхода из состава государства не имеют. Определите и классифицируйте форму государственного устройства Соединенного Королевства.

6. Во главе государства А. стоит эмир, получающий власть по наследству. В прошлом десятилетии эмир даровал народу А. конституцию, согласно которой он делит власть с назначаемым им кабинетом министров (высший орган исполнительной власти) и Консультативным советом (высший законодательный орган), который так же назначается эмиром. Определите форму правления А., свой ответ поясните.

7. Во главе государства Н. стоит политический лидер, пришедший к власти путем военного переворота. Члены военной хунты занимают ключевые посты в правительстве. В государстве формально сохраняется многопартийность, но оппозиционные партии запрещены, политическая сфера полностью подконтрольна хунте, однако сохраняется рыночная экономика, социальная и культурная сферы относительно свободны от государственного вмешательства.