Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 414

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.

Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.

Нетипичные формы правления в современном мире.

Функции монархий в современном мире.

Форма правления современного российского государства. Президентство лучшая ли это форма исполнительной власти?

Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.

Конфедерация: современные подходы.

Причины формирования тоталитарных режимов.

1. Экономическая (социальная, экологическая и т.д., по выбору курсанта) функция как одна из основных функция современного государства

2. Теория функций современного российского государства.

Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Соотношение права и закона.

Соотношение правовых и нормативных правовых актов.

Обычай как источник права в правовой доктрине.

Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.

Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.

Правовая символика.

Язык и стиль закона.

Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.

Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.

1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.

2. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках второго вопроса следует дать характеристику таким элементам, как юридическая норма, правовой институт, подотрасль права, отрасль права.

1.Характеристика современного состояния системы российского права.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.

4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.

Правовые состояния как юридические факты.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.

1. Понятие, сущность и принципы законности.

2. Гарантии законности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Понятие теории государства и права как науки.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Организация власти в первобытном обществе

3. Основные пути происхождения государства

4. Общая характеристика теорий происхождения государства

5. Теории происхождения права

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Теории происхождения права.

Тема 3. Понятие, сущность, типология государства

Тема 4. Форма государства

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Механизм государства

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования

Тема 11. Правовое регулирование

Тема 12. Теория нормы права

Тема 13. Источники (формы) права

Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.

Тема 15 Толкование права

Тема 16. Система права и система законодательства

Тема 17. Систематизация законодательства

Тема 18. Правовые системы современности

Тема 19. Правоотношения

Тема 20. Реализация норм права

Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 

Тема 23. Юридическая ответственность

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Тема 24 Законность и правопорядок

Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.

ГЛОССАРИЙ

мооценка личности, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права. Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены нормы права, законность. Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

По степени общности подразделяют правосознание на массовое, групповое и индивидуальное. По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное (теоретическое), профессиональное и обыденное.

Правосознание выполняет следующие функции: оценочную; регулятивную; познавательную; прогностическую.

Деформация правового сознания – это социально-правовое явление, характеризующее такое состояние правового сознания, при котором у его носителей складываются определенные взгляды, знания, чувства, настроения, переживания и эмоции, идеи и представления, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву и правовым процедурам.

Носитель деформированного правосознания воспринимает право как неэффективную либо, более того, вредную социально-нормативную систему. Основные формы деформации правосознания: правовой инфантилизм – характеризуется неполнотой требуемых правовых знаний, несформированностью твердых положительных правовых установок при личной уверенности субъекта права в обладании глубокими правовыми познаниями; правовой дилетантизм - небрежное отношение к праву, правовым ценностям, вызванное не умыслом достижения противоправных целей, а отсутствием достаточных правовых знаний; правовая демагогия есть разновидность социальной демагогии с общественно опасным противоправным обманным намерением субъекта права эффективно воздействовать на правовые чувства, знания и действия доверяющих ему людей посредством ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных порочных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народу и благосостояния государства; правовой идеализм (фетишизм) заключается в незнании природы и сущности права, вследствие чего преувеличиваются его регулятивные
возможности, всесилие в жизни общества; правовой нигилизм - наиболее опасный феномен, сущность которого в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку.

2. Правовая культура: понятие и структура.

В широком смысле под правовой культурой понимают совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

В узком смысле – это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующейся на правовом сознании.

В основу различения широкого и узкого смысла правовой культуры положен субъект – ее носитель: все общество в целом или отдельная личность в частности.

Структура правовой культуры характеризует организацию элементов в единое системное целое. При этом необходимо различать, с одной стороны, структуру правовой культуры общества в целом, а с другой – отдельно взятой личности. В состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные комплексы: а) право как система норм, выражающих государственные веления; б) правоотношения, т.е. система общественных отношений, регулируемых правом; в) правовые учреждения и институты, т.е. система государственных и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права; г) правовое поведение, как правомерное, так и противоправное; д) правосознание (правовая психология), т.е. система духовного отражения правовой действительности.

В отличие от правовой культуры общества в целом, структура правовой культуры личности включает следующие элементы: 1) правовые знания и чувства; 2) правовые установки и ценности; 3) правомерное поведение и социально-правовая активность.

3. Правовое воспитание: понятие, цели, формы и методы. В юридической литературе принято различать правовое воспитание в широком и узком смыслах.
С одной стороны, правовое воспитание представляет широкий процесс формирования личности, происходящий под воздействием не только идеологических факторов, но и объективных условий жизни; с другой стороны – целенаправленное воздействие на сознание людей, их нравы, обычаи, привычки, черты характера, мотивы и образ поведения.

Содержание правового воспитания как целенаправленной деятельности заключается в приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Основная цель заключается в развитии и повышении уровня правового сознания граждан и правовой культуры проявляющегося в их правомерном поведении и социально правовой активности. Эта цель является наиболее общей, абстрактной. Она конкретизируется в следующих задачах: сформировать определенный объем правовых знаний; развить социально полезные правовые убеждения и установки личности; воспитывать чувство уважения к нормам права и убежденность в необходимости их исполнения; привить навыки и умения правомерного поведения, выработать привычку соблюдать и исполнять требования правовых норм; сформировать социально-правовую активность личности.

Формы правового воспитания: правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);

правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний); юридическая практика, повседневный опыт; самообразование.

Методы правового воспитания: убеждение, принуждение, наказание, поощрение.


Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 


Учебные вопросы:

1. Правомерное поведение: понятие и виды

2. Понятие и признаки правонарушения

3. Состав правонарушения

4. Виды правонарушений
1. Правомерное поведение: понятие и виды.

Правомерное поведение – это общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов государства поведение граждан и коллективов, состоящее в соблюдении (исполнении), осуществлении норм права

В специальной литературе выделяются следующие виды правомерного поведения в соответствии с их мотивами:

- социально активное поведение- осознанное, целеустремленное инициативное поведение, направленное на осуществление правовых норм, поддержание правопорядка, законности, стабильности, защиту интересов государства, общества, других граждан.

- привычное поведение, которое формируется под влиянием многих факторов - традиций, семейного и иного воспитания, здорового консерватизма, сложившихся устоев, правил, стереотипов; стремления к порядку, спокойствию и справедливости; понимания того, что это выгодно, удобно, комфортно, что только таким путем можно добиться поставленных целей, желаний, успеха.

- конформистское поведениепассивное соблюдение личностью норм права, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих. Поступаю «как все», «как многие», «как другие» или даже «как он» - вот суть конформистского поведения.

- маргинальное поведение– это поведение людей, индивидуальное правосознание которых расходится с требованиями правовых норм, мотивом правомерного поведения здесь выступает страх наказания.

По внешнему выражению (объективной стороне), правомерное поведение классифицируется как активное действие или бездействие.

По субъекту права, осуществляющему правомерное поведение, последние делятся на индивидуальное и групповое поведение.

В зависимости от юридических последствий выделяют юридические акты и юридические поступки как разновидности правомерного поведения.


2. Понятие и признаки правонарушения.

Правонарушение - это противоправное, виновное, волевое деяние лица, противоречащее предписаниям норм права, причиняющее вред интересам общества и личности, влекущее за собой юридическую ответственность (общественно-опасное, противоправное, виновное деяние).

Признаки правонарушения: волевое поведение человека, выраженное в деянии; общественная вредность; противоправность деяния; виновность поведения; наказуемость противоправного деяния.

3. Состав правонарушения обозначает систему его признаков (элементов), необходимых и достаточных для привлечения к юридической ответственности правонарушителя.

Субъект правонарушения - это праводееспособное физическое или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние. Лицо должно достичь установленного законом возраста, быть деликтоспособным (способным понимать характер своих действий и нести за них юридическую ответственность). Деликтоспособными признаются вменяемые лица, достигшие установленного в законодательстве об ответственности возраста (например, 16 лет). Для ряда составов правонарушений предусматривается специальный субъект (должностное лицо, возраст, пол, профессия и т.д.).

Субъективная сторона правонарушения характеризует субъективное (внутреннее, психическое) отношение лица к совершенному общественно-вредному деянию и его последствиям.

Психическое отношение к деянию образует вину, которая выражается в формах умысла и неосторожности.

Умысел – это психическое отношение, при котором лицо осознавало вредный характер своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно вредных последствий и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо безразлично к ним относилось. Умысел может быть прямой и косвенный. Прямой умысел – лицо, сознавая общественно опасный характер совершаемого им деяния, предвидит возможность и неизбежность его вредных последствий и желает их наступления. Косвенный умысел – лицо понимает противоправность своего деяния и его последствия, но не желает их наступления, хотя и допускает такую возможность, или безразлично относится к ним.