Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 645
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.
4. Государство и национальные отношения в обществе.
5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов государств.
6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.
7. Основные признаки присущие современному государству.
8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.
Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.
Нетипичные формы правления в современном мире.
Функции монархий в современном мире.
Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.
Конфедерация: современные подходы.
Причины формирования тоталитарных режимов.
2. Теория функций современного российского государства.
Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
Соотношение правовых и нормативных правовых актов.
Обычай как источник права в правовой доктрине.
Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.
Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.
Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.
Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.
1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.
1.Характеристика современного состояния системы российского права.
2. Соотношение системы права и системы законодательства.
3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.
4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.
Проблема деликтоспособности индивидуального лица.
Правовые состояния как юридические факты.
2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.
3. Юридический состав правонарушения, его элементы.
4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.
1. Понятие, сущность и принципы законности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА
Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
1. Понятие теории государства и права как науки.
Тема 2. Происхождение государства и права
1. Организация власти в первобытном обществе
3. Основные пути происхождения государства
4. Общая характеристика теорий происхождения государства
4. Общая характеристика теорий происхождения государства.
5. Теории происхождения права.
Тема 3. Понятие, сущность, типология государства
Тема 9. Право в системе нормативного регулирования
Тема 11. Правовое регулирование
Тема 13. Источники (формы) права
Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.
Тема 16. Система права и система законодательства
Тема 17. Систематизация законодательства
Тема 18. Правовые системы современности
Тема 20. Реализация норм права
Тема 21. Правовое сознание и правовая культура
Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение
Тема 23. Юридическая ответственность
2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
Регулятивная теория распространена в азиатских странах. Суть теории заключается в том, что право возникает для установления и поддержания единого порядка в масштабах всей страны. На любом этапе человеческого развития есть вопросы, требующие регулирования (территориальные споры, порядок землепользования, товарообмен), по мере развития общественных отношений все большие сферы жизни вовлекаются в правовое регулирование.
Тема 3. Понятие, сущность, типология государства
Учебные вопросы:
1. Основные подходы к понятию государства
2. Понятие и признаки государства
3. Сущность государства
4. Типология государства
1. Основные подходы к понятию государства. В юридической науке существуют разнообразные подходы к понятию государства, основными из которых являются юридический, социологический, технико-кибернетический и, один из самых распространенных, классический (арифметический).
Юридический подход к понятию государства представлен в трудах Г. Кельзена, который писал, что государство, основными элементами которого являются население, территория и государственная власть, определяется как относительно централизованный, в общем и целом действенный правопорядок с ограниченной пространственной и временной сферой действительности, суверенный или непосредственно подчиненный международному праву.
Технико-кибернетический подход появился в США в 60-е годы XX века в связи с тенденцией перехода к постиндустриальному, информационному обществу. В работах представителей этого направления государство изучалось и как элемент политической системы, и как система, которая работает на основе ввода-вывода: ввод информации, преобразование ее в рецепторах, управленческое решение в качестве вывода системы (принятие законов, иных актов и др.) и снова последующий ввод новой информации с повторением цикла.
Одним из самых распространенных является классический (арифметический) подход к государству. В частности, профессор В.Е. Чиркин, отмечает, что в современных условиях этот подход широко применяется в работах западных политологов, специалистов по международному публичному праву, которые рассматривают государство как соединение трех элементов: власти, территории, населении».
Юридическое определение государства дано в ст. 1 Конвенции Монтевидео 1933 г. о права и обязанностях государств: «Государство как субъект международного права, должно обладать следующими чертами: а) постоянным населением; б) определенной территорией; в) правительством; г) способностью вступать в сношение с другими государствами».
Социологический подход к природе государства представлен в фундаментальном труде известного ученого Г. Еллинека. Государство рассматривается как государственно-организованное общество либо политическая организация в социально-разнородном обществе.
2. Понятие и признаки государства. Государство – это суверенная, политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны.
Признаки государства.
-
Государственная (публично-политическая) власть – вид власти, основанном на государственном принуждении. -
Аппарат управления и принуждения – система государственных органов и должностных лиц. -
Территория – часть земной поверхности, на которую распространяется суверенитет (сухопутная территория, внутренние воды, прилежащая зона, территориальное море, воздешное пространство, территории посольств, консульств, воздушных и морских судов, полярных станций и зимовок). -
Суверенитет – независимость и верховенство государственной власти. -
Монополия на правотворчество. -
Налоги и государственный бюджет. -
Государственный язык. -
Государственная символика.
3. Сущность государства. Сущность государства – это главное, основное, устойчивое качество государства, которое отличает его от иных явлений.
Сущность государства рассматривается с формальной и содержательной стороны. С формальной стороны, т.е. через признаки, государство – это суверенная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны. С содержательной стороны, определить сущность государства можно ответив на вопрос: В чьих интересах существует данная организация власти в обществе? Отвечая на данный вопрос, выделяют классовый и общесоциальный подходы к сущности государства.
Классовый подход к понятию государства ярко выражен в определении В.И. Ленина
«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»
С точки зрения общесоциального подхода, государство – это арбитр, который выражает интересы различных слоев населения, сохраняя баланс между интересами различных социальных групп.
4. Типология государства. Развитие общества и государства носит непрерывный характер. Познание сущности современного государства не возможно без анализа особенностей его исторического пути развития определение последних становится возможным лишь в рамках типологии.
Формационный подход к типологии государства. Одна из основополагающих идей – это естественно-исторический процесс смены одной общественной формации другой. Каждая последующая формация логически и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавливаются все необходимые предпосылки (экономические, политические, духовные и т.д.). Общественная формация отражает определенный способ производства, соотношение базиса и надстройки, классовую сущность государства, его цели, задачи и функции.
Выделяются три большие формации: первичная (архаичная, период первобытнообщинного строя), вторичная (экономическая), третичная (коммунизм). Основной критерий для их выделения – это наличие либо отсутствие: частной собственности, антогонистических классов, товарного производства.
В период первичной и третичной формации государство не существует. В архаичной формации государство еще не возникло, а в период коммунизма государство должно было отмереть. Таким образом, развитие государства происходит в рамках вторичной (экономической) формации.
В экономической формации выделяются следующие типы государства:
- рабовладельческое;
- феодальное;
- буржуазное;
- социалистическое.
Цивилизационный подход к типологии государства. В основе подходе лежит идея исследования развития государства с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде. Главными факторами оказываются культура, религия, нравы, а не экономика. Государство – это не только институт политического господства, но и фактор социально-экономического и духовного развития общества.
Важное значение в типологии имеет понятие цивилизации, под которой следует понимать целостную
систему материальных и духовных ценностей, обеспечивающих устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.
По-мнению А. Тойнби единое общественно-экономическое развитие общества отсутствует. История человечества есть процесс развития локальных цивилизаций, которые А.Тойнби сравнивает с ветвями дерева, вырастающими из единого ствола. Всего ученый выделял 21 цивилизацию (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.).
О. Шпенглер также считал, что общечеловеческой культуры не существует, а были и есть только отдельные культуры. Каждая культура имеет «волю к жизни», которая воплощается в ней по-разному. Каждая культура проходит стадии роста: детство, зрелость, старостью. Умирая культура перерождается в цивилизацию. В истории человечества О. Шпенглер выделял 7 мертвых культур (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, майя), одну культуру он считал умирающей (западноевропейская), одна культура – зарождающаяся (русско-сибирская).