Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 643

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.

Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.

Нетипичные формы правления в современном мире.

Функции монархий в современном мире.

Форма правления современного российского государства. Президентство лучшая ли это форма исполнительной власти?

Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.

Конфедерация: современные подходы.

Причины формирования тоталитарных режимов.

1. Экономическая (социальная, экологическая и т.д., по выбору курсанта) функция как одна из основных функция современного государства

2. Теория функций современного российского государства.

Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Соотношение права и закона.

Соотношение правовых и нормативных правовых актов.

Обычай как источник права в правовой доктрине.

Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.

Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.

Правовая символика.

Язык и стиль закона.

Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.

Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.

1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.

2. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках второго вопроса следует дать характеристику таким элементам, как юридическая норма, правовой институт, подотрасль права, отрасль права.

1.Характеристика современного состояния системы российского права.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.

4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.

Правовые состояния как юридические факты.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.

1. Понятие, сущность и принципы законности.

2. Гарантии законности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Понятие теории государства и права как науки.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Организация власти в первобытном обществе

3. Основные пути происхождения государства

4. Общая характеристика теорий происхождения государства

5. Теории происхождения права

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Теории происхождения права.

Тема 3. Понятие, сущность, типология государства

Тема 4. Форма государства

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Механизм государства

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования

Тема 11. Правовое регулирование

Тема 12. Теория нормы права

Тема 13. Источники (формы) права

Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.

Тема 15 Толкование права

Тема 16. Система права и система законодательства

Тема 17. Систематизация законодательства

Тема 18. Правовые системы современности

Тема 19. Правоотношения

Тема 20. Реализация норм права

Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 

Тема 23. Юридическая ответственность

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Тема 24 Законность и правопорядок

Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.

ГЛОССАРИЙ

– это политический режим, который предполагает в первую очередь признание принципа равенства и свободы всех людей, участие народа в управлении государством.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

1) в государственном управлении доминируют методы убеждения, консенсуса и компромисса;

2) государственно-властные решения принимаются большинством с учетом интересов и прав меньшинства;

3) регулярная выборность и сменяемость центральных и местных органов власти, их подотчетность избирателям;

4) силовые структуры – армия, полиция, спецслужбы, другие репрессивные и правоохранительные органы – находятся под контролем общества;

5) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

6) институциональный и политический плюрализм, существование на законных основаниях политической оппозиции;

7) свобода средств массовой информации и интернет-пространства;

8) реальное осуществление принципа разделения властей по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная и некоторые другие ветви власти) и вертикали (автономизация регионов и широкое местное самоуправление).

В качестве примеров можно привести Россию, США, страны Европы.

Антидемократический режим противоположен демократическому. Различаются два его вида: авторитарный и тоталитарный режим

Авторитарный режим отличают следующие признаки:

1) политическая сфера общества подконтрольна правящей партии, лидеру, группе лиц, политический плюрализм, как правило, отсутствует, оппозиция прямо или косвенно запрещается;

2) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные;

3) государственно-властные решения принимаются меньшинством без учета мнения большинства;

3) в центре и на местах происходит централизация и концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов;

4) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц
, подотчетности и подконтрольности их населению;

5) силовые структуры практически неподконтрольны обществу и используются подчас в сугубо политических целях;

6) роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

7) суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные (чрезвычайные) органы;

8) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте.

В качестве примеров авторитаризма можно назвать режим А. Пиночета в Чили, Ф.Франко в Испании, военные хунта в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии.

Тоталитарный режим характеризуется всеобщим, тотальным вмешательством государства (государственных органов и государственной идеологии) во все сферы общественной жизни, а также попытками контролировать частную, личную жизнь граждан. Выделяют следующие черты тоталитарного режима:

1) Тотальный контроль над всеми сферами жизни общества, вплоть до частной жизни граждан:

- в политической сфере: однопартийность, сращивание партийного и государственного аппарата, отсутствие действительного разделения властей, формальное участие народа в управлении государством (безальтернативные выборы, пополнение политической элиты посредство делегирования членов партии и т.д.);

- в социально-экономической сфере, как правило, существует командно-административная экономика, происходит огосударствление общественных объединений;

- в духовной сфере: едина идеология, жесткая цензура всех каналов поступления информации, отсутствие плюрализма в СМИ, контроль программ среднего и высшего образования, государственная пропаганда, манипуляция сознанием граждан.

2) Отрицание естественных прав личности, формальное признание прав граждан, отсутствие демократических гарантий их реализации.

3) Преобладание в управлении государством методов принуждения вплоть до применения массовых репрессий и террора.

4) Отрицание традиционных ценностей и морали, нацеленность на построение общества нового типа.

В качестве примеров тоталитарных режимов, как правило, приводят фашистскую Италию, нацистскую Германию, СССР. В современных государствах наиболее полно черты тоталитаризма проявляются в Северной Корее.


Тема 5. Функции государства


Учебные вопросы:

1. Понятие и классификация функций государства

2. Механизм реализации функций государства

3. Формы реализации функций государства
1. Понятие и классификация функций государства. По мнению большинства отечественных исследователей под функциями государства следует понимать основные направления (стороны, виды) деятельности государства, обусловленные его социальным назначением, сущностью и целями. Цель государства – это основанное на общественных интересах, идеальное состояние социальной действительности, обуславливающее задачи и функции государства. В зависимости от источника возникновения и содержания выделяют: общественно-политические, социальные, духовные, экономические, информационные, организационные и деятельностно-праксеологические цели. Различают также стратегические, оперативные и тактические цели государства.

При рассмотрении соотношения целей и задач государства необходимо исходить из того, что задачи выступают подчиненной категорией и конкретизируют цели. Задачи выступают формой материализации целей, определенной ступенью их достижения, хотя в своей основе задачи также отражают модели будущего. Как правило, система и иерархия государственных задач обусловлена обособлением различных сфер жизнедеятельности общества. Понятия «функции» и «задачи» нераздельны.

Среди основных признаков функций государства также можно выделить следующие:

1. В функциях государства проявляется сущность и социальное назначение государства. 2. Системность функций государства. 3. Функции государства, нормативно регламентированы. 4. Функции государства организационно обеспечены.

В юридической литературе можно насчитать более десятка вариантов классификаций функций государства.


В отечественной юридической науке существуют следующие основные классификационные модели функций государства:

Внешние и внутренние функции государства. В зависимости от того, внутри страны или за ее пределами государство осуществляет свою деятельность, выделяются внешние и внутренние функции. Современному государству присущи следующие внешние функции: функция обороны страны; функция интеграции с мировым сообществом; функция сотрудничества в решении глобальных проблем; функция участия в обеспечения мирового порядка.

Во внутренней сфере российское государство выполняет следующие функции: политическая функция; экономическая функция; налоговая функция; идеологическая функция; культурно-воспитательная функция; экологическая функция; охранительная функция; контрольная и др.

Основные и неосновные функции государства. В зависимости от степени важности (ценности) решаемых посредством функций задач рассматриваются основные (главные) и неосновные (неглавные) функции. Особенностью основных функций является их системный характер. Неосновные функции являются относительно более узкими направлениями деятельности и входят в состав основных функций на правах элемента.

Временные и постоянные функции государства. Подобная классификация продуктивна при изучении функций конкретного государства. Постоянные функции присущи государству на протяжении длительного времени, временные же нацелены на решение определенной задачи и после ее исчерпания исчезают (например, ликвидация последствий крупных природных или технологических катастроф).

Классовые и общесоциальные функции государства. В зависимости от того, в чьих интересах государство осуществляет свою деятельность, возможно рассмотрение отдельно классовых и общесоциальных функций государства. Подобное деление характерно для государств прошлого, в современных условиях общесоциальные и классовые задачи довольно тесно взаимосвязаны и не всегда противопоставлены друг другу, в связи с чем, выделение классовых и общесоциальных функций затруднено.

В юридической науке имеются и другие классификации функций государства.

2. Механизм реализации функций государстваэто взятые в единстве методы, принципы, правовые и организационные основы их осуществления.


Важное, если не ключевое место среди элементов механизма реализации функций государства занимают методы их осуществления. Традиционно в отечественной правовой науке методы убеждения (стимулирования) и принуждения рассматриваются в качестве общих методов осуществления государственной власти, функций государства. В юридической науке методы осуществления функций государства классифицируют на следующие группы: а) общие методы (используются в осуществлении всех функций государства); б) специальные методы (методы, используемые при реализации отдельно взятых функций и выражающие тем самым их специфику).

Принципы осуществления (реализации) функций государства: народовластие; единство и разделение власти; федерализм; приоритет прав и свобод человека; законность; профессионализм.

Важным элементом механизма реализации каждой функции государства являются ее организационные основы - государственные органы и учреждения, осуществляющие соответствующие направления и виды деятельности государства. Правовые основы реализации функций государства, представляющие собой совокупность нормативных актов, регламентирующих осуществление функций государства, также являются важным элементом механизма их реализации. Наряду с Конституцией РФ, выполняющей интегративную роль в нормативной регламентации функционирования государства, каждая функция, как правило, имеет в качестве правового фундамента соответствующий «отраслевой» закон.

3. Формы реализации функций государства - это способы его практической деятельности, направленной на претворение в жизнь целей государства и решение общесоциальных задач. Среди них следует различать правовые и организационные (фактические) формы.

Правовые формы реализации функций государства:

а) Правотворческая форма - представляет собой процесс создания или санкционирования нормативных актов, в том числе в целях изменения или отмены действующих юридических норм.

б) Правоприменительная форма – это деятельность государственных органов по реализации, прежде всего применению, законов и подзаконных нормативных актов путем издания правоприменительных актов.

в) Правоохранительная форма реализации функций государства - это деятельность, властной, оперативной работы государственных органов по: охране норм права от нарушений, защите прав и свобод граждан и их объединений, обеспечению выполнения