Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 418

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.

Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.

Нетипичные формы правления в современном мире.

Функции монархий в современном мире.

Форма правления современного российского государства. Президентство лучшая ли это форма исполнительной власти?

Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.

Конфедерация: современные подходы.

Причины формирования тоталитарных режимов.

1. Экономическая (социальная, экологическая и т.д., по выбору курсанта) функция как одна из основных функция современного государства

2. Теория функций современного российского государства.

Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Соотношение права и закона.

Соотношение правовых и нормативных правовых актов.

Обычай как источник права в правовой доктрине.

Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.

Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.

Правовая символика.

Язык и стиль закона.

Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.

Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.

1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.

2. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках второго вопроса следует дать характеристику таким элементам, как юридическая норма, правовой институт, подотрасль права, отрасль права.

1.Характеристика современного состояния системы российского права.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.

4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.

Правовые состояния как юридические факты.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.

1. Понятие, сущность и принципы законности.

2. Гарантии законности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Понятие теории государства и права как науки.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Организация власти в первобытном обществе

3. Основные пути происхождения государства

4. Общая характеристика теорий происхождения государства

5. Теории происхождения права

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Теории происхождения права.

Тема 3. Понятие, сущность, типология государства

Тема 4. Форма государства

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Механизм государства

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования

Тема 11. Правовое регулирование

Тема 12. Теория нормы права

Тема 13. Источники (формы) права

Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.

Тема 15 Толкование права

Тема 16. Система права и система законодательства

Тема 17. Систематизация законодательства

Тема 18. Правовые системы современности

Тема 19. Правоотношения

Тема 20. Реализация норм права

Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 

Тема 23. Юридическая ответственность

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Тема 24 Законность и правопорядок

Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.

ГЛОССАРИЙ

, нормы-правила и вспомогательные правовые нормы.

Исходные правовые нормы закрепляют основные государственного и общественного устройтсва, принципы правового регулирования.

Нормы-правила непосредственно регулируют общественные отношения, указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия их реализации, поощрения, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителю. В зависимости от функций права (и непосредственно правовых норм) выделяю регулятивные и охранительные. Регулятивные правовые нормы устанавливают права и обязанности участников общественных отношений, описывают модель поведения в конкретной социальной ситуации (управомачивающие, обязывающие, запрещающие).Охранительные правовые нормы предусматривают меры государственного принуждения и другие неблагоприятные последствия за нарушения исходных и регулятивных правовых норм.

С учетом объема регулирующего воздействия нормы-правила принято подразделять на:

- общие правовые нормы, охватывающие большинство институтов отрасли или имеющие межотраслевое значение. Они обязательны для всех, попадающих под действие норм данной отрасли права.

- специальные правовые нормы, как правило, детализируют общие, относятся к тому, или иному институту права, регулируют конкретный вид правоотношений и распространяют свое действие на отдельные категории субъектов.

- исключительныеправовые нормы, исключающие те или иные категории лиц или общественных отношений из действия общих и специальных правовых норм.

В зависимости от метода правового регулирования (или степени обязательности, как указывают некоторые авторы), нормы-правила принято подразделять на императивные и диспозитивные.Императивные правовые нормы содержат категорические, строго обязательные правила поведения, не допускающие отступлений и иной трактовки.Диспозитивные правовые нормы предоставляют участникам общественных отношений возможность самостоятельно определить свои юридические права и обязанности договором или соглашением.

Вспомогательные правовые нормы в большинстве непосредственно прав и обязанностей, моделей поведения субъектов права не содержат. Их роль в правовом регулировании заключается в обеспечении действия исходных норм и норм-правил. К ним относятся:

- дефинитивные нормы – содержат определения тех или иных юридических понятий;


- коллизионные правовые нормы представляют собой правила разрешения противоречий (коллизий) возникающих между другими, чаще всего регулятивными правовыми нормами;

- оперативные правовые нормы – это нормы, при помощи которых другие правовые нормы вводятся в действие, отменяются, приостанавливаются, пролонгируются.

Распространено также деление правовых норм-правил на материальные и процессуальные. Материальные нормысодержат права и обязанности, регулируют содержательную сторону правоотношений. Процессуальные же регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений.

3. Структура правовой нормы. Традиционно в составе правовой нормы выделяют три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза (от греч. «hypothesis» — основание, предположение) - это часть правовой нормы, которая указывает на условия, обстоятельства, факты, при наличии или отсутствии которых, норма права будет действовать, применяться.

Диспозиция (от лат. «dispositio» — расположение) – это часть правовой нормы, содержащая описание самого правила (модели) поведения, указывающая на субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

Санкция (от лат. «sanctio» — строжайшее постановление) – это часть нормы права, указывающая на меры юридической ответственности, иные неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае нарушения правила поведения, т.е. диспозиции.

Однако в действующем российском законодательстве таких норм, в которых словесно (текстуально) выражены все три элемента, немного.

В юридической литературе принято различать логическую структуру правовой нормы и структуру нормативно-правового предписания (нормы-предписания). Логическая структура правовой номы воссоздается мыслительным путем и представляет собой совокупность гипотезы, диспозиции и санкции. Нормативно-правовое предписание непосредственно содержится в тексте статьи правового акта и может состоять из двух элементов, недостающий же находится в другой статье или в другом правовом акте.

Нормативно-правовое предписание
(норма-предписание) представляет собой цельное, логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативно-правового акта властное веление правотворческого органа.

Структура нормы-предписания имеет усеченный вид, ее элементы можно условно расположить по схеме «если – то». Регулятивная норма-предписание состоит из гипотезы и диспозиции. Охранительная норма-предписание состоит из диспозиции (наиболее распространенная точка зрения) и санкции.

4. Способы изложения правовых норм в тексте нормативно-правовых актов. Выделяют три варианта соотношения нормы права и статьи правового акта, или способа изложения правовой нормы в статье правового акта:

1. Норма права и статья нормативно-правового акта совпадают, то есть можно выделить все необходимые элементы правовой нормы. Такой способ изложения именуется прямым.

2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта. Такой способ изложения называется отсылочным: в статье правового акта содержатся не все существенные элементы правила поведения, но имеется отсылка к другим статьям того же правового акта.

3. Третий способ изложения именуется бланкетным. При это в статье нормативно-правового акта содержатся не все существенные признаки правила поведения, но содержится отсылка к другому правовому акту.


Тема 13. Источники (формы) права


Учебные вопросы:

1. Понятие формы (источника) права. Классификация форм права/

2. Характеристика основных источников права.

3. Характеристика дополнительных источников права.

1. Понятие формы (источника) права. Классификация форм права. «Источники права» и «формы права» - это самостоятельные юридические понятия. Источники права следует рассматривать в трех смысловых значениях. В материальном смысле источники права – это общественные отношения, которые требуют регулятивно-охранительного воздействия со стороны государства и в силу этого обуславливают появление соответствующих правовых институтов. В идеальном смысле источники права – это идеи, взгляды, теории, в которых отражается сущность социально-правового регулирования, и которые оказывают серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. В формально-юридическом смысле источники права (формы права) – это сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного характера, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций.

Форма права – это способ (прием, средство) внутренней организации и внешнего выражения права, содержащихся в нормах права правил поведения).

По волевому признаку все формы права можно разделить на следующие: государственная воля (нормативные правовые акты, прецеденты); общественный опыт (обычаи); согласование воль нескольких участников отношений (договор); авторитет различного происхождения (религия, доктрина).

В зависимости от силы, охраняющей соответствующие предписания, выделяют формы: охраняемые государством (нормативные правые акты); охраняемые сторонами (договор); охраняемые авторитетом создавшей силы (доктринальные источники, обычаи).

По юридическому статусу и степени общеобязательности формы права классифицируются на официальные (основные) и неофициальные (дополнительные, доктринальные). Официальный публичный характер формам права придается путем правотворчества или санкционирование.

Традиционно к официальным формам права относят: нормативный правовой акт, юридический прецедент, правовой обычай и договор с нормативным содержанием.


Официальные формы права определяют характер правовой системы государства. Например, в континентальной правовой семье ведущая форма права – нормативный правой акт, а в англо-американской правовой семье – юридический прецедент.

Неофициальные (дополнительные, доктринальные, нетипичные) формы права характеризуются: рекомендательным характером, опосредованным действием на общественные отношения, отсутствием строгой формальной формы. К таким формам права можно отнести правовые доктрины, судебную практику, религиозное право (для светских государств), модельное законодательство, национальные правовые традиции и т.д.

2. Характеристика основных (официальных) источников права. Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе, в результате его многократного и длительного применения. Правовой обычай, как форма права, обладает следующими признаками: длительное фактическое осуществление определенного правила повеления; определенность; действие по отношению к нормативным правовым актам субсидиарно, по прямому разрешению или указанию; соответствие общественному представлению о приличном, здравом, достойном и т.п.; признание правила поведения формой права со стороны государства, осуществление в принятом в данной стране порядке.

По сфере действия и распространению выделяют международные правовые обычаи, национальные и местные правовые обычаи. По характеру регулируемых отношений могут быть публично-правовые и честно-правовые обычаи. По содержанию урегулированных юридическими обычаями отношений - торговые обычаи, а также правовые обычаи в сфере уголовного права, семейных, консульских, дипломатических отношений и т.д.

Юридический прецедентэто решение суда, другого государственного органа, по конкретному делу, обязательное в последующем при решении аналогичных дел этим же судом (государственным органом), равными или нижестоящими по отношению к этому суду (государственному органу). Судья обязан применять норму, заключенную в более раннем судебном решении по аналогичному делу. При этом нижестоящий суд связан решениями вышестоящего суда. Традиционно наиболее распространенный вид прецедента – судебный, меньшее значение имеет прецедент административный.