Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 432

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.

Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.

Нетипичные формы правления в современном мире.

Функции монархий в современном мире.

Форма правления современного российского государства. Президентство лучшая ли это форма исполнительной власти?

Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.

Конфедерация: современные подходы.

Причины формирования тоталитарных режимов.

1. Экономическая (социальная, экологическая и т.д., по выбору курсанта) функция как одна из основных функция современного государства

2. Теория функций современного российского государства.

Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Соотношение права и закона.

Соотношение правовых и нормативных правовых актов.

Обычай как источник права в правовой доктрине.

Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.

Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.

Правовая символика.

Язык и стиль закона.

Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.

Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.

1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.

2. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках второго вопроса следует дать характеристику таким элементам, как юридическая норма, правовой институт, подотрасль права, отрасль права.

1.Характеристика современного состояния системы российского права.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.

4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.

Правовые состояния как юридические факты.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.

1. Понятие, сущность и принципы законности.

2. Гарантии законности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Понятие теории государства и права как науки.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Организация власти в первобытном обществе

3. Основные пути происхождения государства

4. Общая характеристика теорий происхождения государства

5. Теории происхождения права

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Теории происхождения права.

Тема 3. Понятие, сущность, типология государства

Тема 4. Форма государства

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Механизм государства

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования

Тема 11. Правовое регулирование

Тема 12. Теория нормы права

Тема 13. Источники (формы) права

Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.

Тема 15 Толкование права

Тема 16. Система права и система законодательства

Тема 17. Систематизация законодательства

Тема 18. Правовые системы современности

Тема 19. Правоотношения

Тема 20. Реализация норм права

Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 

Тема 23. Юридическая ответственность

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Тема 24 Законность и правопорядок

Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.

ГЛОССАРИЙ

учет общественной поддержки проектов правовых актов;

4) принцип системности, означающий строгий учет системы права, законодательства, построения отрасли и т. д.

Иногда выделяют также такие принципы, как:

- гуманизм, выра­жающийся в направленности издаваемых нормативных актов на защи­ту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их мате­риальных и духовных потребностей;

- профессионализм, проявляющийся в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса;

- принцип постоянного технического совершенствапринимаемых актов, сущность которого заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени использовать предложенные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания и технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.

Виды правотворчества:

1) в зависимости от субъекта правотворчества:

правотворчества народа, государственных и муниципальных органов

2) от юридической силы:

законотворчество и подзаконное нормотворчество

3) от правовых оснований:

легальное и санкционированное правотворчество.

2. Стадии законодательного процесса. Законодательный процесс подробно регламентируется Конституцией РФ (ст. 104 – 108, Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции») и Постановлением Государственной Думы РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О регламенте государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Раздел III «Законодательная процедура», ст.ст. 103-143), а также Федеральным законом от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»1 и Федеральным законом от 4.03.1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»2.

В Российской Федерации принимаются следующие виды законов: 1) Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ (им вносится изменения в главы 3-8 Конституции); 2) Федеральный конституционный закон (принимается исключительно по вопросам, предусмотренным Конституцией); 3) Федеральный закон (регулирует иные общественные отношения).


Законодательный процедура (процесс) представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.

Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

1) законодательная инициатива;

2) предварительное рассмотрение законопроекта;

3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Гос. Думой;

4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;

5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

1) преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;

2) повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

3. Понятие и состав юридической техники. Понятие «юридическая техника» не имеет однозначного и общепринятого значения.

Можно выделить несколько подходов:

1) совокупность средств и приемов подготовки нормативных правовых актов.

С.С. Алексеев определяет юридическую технику как совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов.

2) система средств, способов, методов и приемов создания правовых актов (т.е. нормативных правовых, правоинтерпретационных, правоприменительных).

По-мнению, Л.В. Савченко, «юридическая техника - это система научно обоснованных и практически сложившихся средств, способов, методов и приемов, используемых при создании правовых актов (как содержащих норму права, так и завершающих процесс применения и интерпретации правовых норм, и систематизации нормативных правовых актов)»

3) система правил подготовки текста правового акта.

Юридическая техника есть система правил познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материа­ла с целью подготовки текста правового акта.

4) инструменты, обеспечивающие качество всей юридической деятельности.

По-мнению А.Б. Лисюткина, «юридическая техника - обусловленная закономерностями развития правовой системы общества, совокупность определенных правил, приемов, навыков, методов, используемых в профессиональной юридической деятельности с целью обеспечения высокого качества ее результатов»


Средства можно разделить на две группы:

1) средства словесно-документального изложения текста документа;

2) средства юридического выражения воли законодателя.

К средствам словесно-документального изложения текста документа относят:

- реквизиты (наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступления в силу и т.д.);

- структурное построение (определенный порядок расположения материала, его разделение на: части, разделы, главы, статьи, части, пункты, абзацы);

- юридическая терминология (совокупность слов и словосочетаний, в которых выражаются юридические понятия).

К средствам юридического выражения воли законодателя относят:

- нормативное построение (норма права должна быть выражена в виде нормы-предписания – регулятивной либо охранительной);

- системное построение (норма права должна быть сформулирована в виде логической нормы – гипотеза-диспозиция-санкция, а также быть взаимосвязанной и согласованной с существующей системой норм, не противоречить им);

- отраслевая типизация (каждая норма права должна быть помещена в соответствующую отрасль права);

- правовые презумпции (предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между ними и подтвержденное жизненной практикой. К примеру, презумпция невиновности, знания закона, добропорядочности, истинности государственного правового акта, отцовства);

- правовые фикции (несуществующее положение признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. К примеру, усыновление, объявление гражданина умершим, снятие судимости);

- юридические конструкции (специфическое построение нормативного материала, соответствующее определенному типу, виду сложившихся правоотношений, юридических фактов их связи между собой. К примеру, конструкция состава преступления, вины, гражданско-правового договора);

- правовые символы (охраняемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл. К примеру, государственный герб, флаг, гимн, личная подпись гражданина).

Технико-юридические приемы – порядок, способы рационального использования средств юридической техники.


Среди основных приемов юридической техники С.С. Алексеев выделяет те, которые характеризуют степень обоб­щения конкретных показателей нормы и способ изложе­ния ее элементов.

По степени обобщения конкретных показателей раз­личаются два приема: абстрактный и казуистический.

Абстрактный (обобщающий) — это такой прием формулирования юридических норм, при котором фак­тические данные охватываются обобщающей формули­ровкой, т. е. родовыми признаками.

Казуистический — это такой прием формулирова­ния юридических норм, когда фактические данные ука­зываются и при помощи индивидуальных признаков, в том числе путем перечисления конкретных, индивиду­альных фактов, обстоятельств.

По способу изложения элементов юридической нор­мы различаются три приема: прямой, ссылочный и бланкетный.

При прямом изложении все элементы нормы прямо формулируются в данной статье нормативного акта.

При ссылочном изложении отдельные элементы нор­мы не формулируются в данной статье; в ней делается отсылка к другой норме, где содержатся нужные пред­писания.

При бланкетном изложении отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы восполняются не какой-либо точно указан­ной нормой, а правилами определенного вида, которые со временем могут изменяться. Иными словами, здесь как бы дается «открытый бланк».

Технико-юридические правила – представляют собой логические требования, алгоритм использования средств и приемов юридической техники.

Выделяют следующие виды правил юридической техники:

1) языковые; 2) логические; 3) гносеологические.


Тема 15 Толкование права


Учебные вопросы:

1. Понятие, необходимость и принципы толкования права;

2. Виды толкования и акты толкования права;

3. Способы толкования;
1. Понятие, необходимость и принципы толкования. Под толкованием понимается выяснение точного смысла, содержания толкуемой правовой нормы. Задача и цель толкова­ния заключается в том, чтобы установить подлинную волю законода­теля, выраженную в данной норме, и правильно ее применить

В теории государства и права принято различать два аспекта толкования: уяснение и разъяснение.

Причины, по которым толкование права оказывается необходимым:

- сложность или нечеткость юридических формулировок, скажем, излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, простран­ность;

- несовершенство законодательной техники, поспешность в приня­тии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, деклара­тивность, неконкретность;

- несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний;

- специфика юридических терминов и понятий, интерпретация ко­торых требует специальных познаний, высокой квалификации;

- законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить «дух» и «букву» закона;

- отдельная норма права действует не изолированно, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать

Принципы толкования:

1) беспристрастность интерпретатора

2) обоснованность выводов

3) всесторонность толкования

4) объективность толкования

5) единообразие толкования

6) определенность толкования касается его результата.

2. Виды толкования и акты толкования права. В зависимости от субъекта, толкование бывает: официальное и неофициальное.

Официальное толкование дается уполномоченными на то компе­