Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 430

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.

Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.

Нетипичные формы правления в современном мире.

Функции монархий в современном мире.

Форма правления современного российского государства. Президентство лучшая ли это форма исполнительной власти?

Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.

Конфедерация: современные подходы.

Причины формирования тоталитарных режимов.

1. Экономическая (социальная, экологическая и т.д., по выбору курсанта) функция как одна из основных функция современного государства

2. Теория функций современного российского государства.

Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Соотношение права и закона.

Соотношение правовых и нормативных правовых актов.

Обычай как источник права в правовой доктрине.

Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.

Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.

Правовая символика.

Язык и стиль закона.

Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.

Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.

1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.

2. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках второго вопроса следует дать характеристику таким элементам, как юридическая норма, правовой институт, подотрасль права, отрасль права.

1.Характеристика современного состояния системы российского права.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.

4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.

Правовые состояния как юридические факты.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.

1. Понятие, сущность и принципы законности.

2. Гарантии законности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Понятие теории государства и права как науки.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Организация власти в первобытном обществе

3. Основные пути происхождения государства

4. Общая характеристика теорий происхождения государства

5. Теории происхождения права

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Теории происхождения права.

Тема 3. Понятие, сущность, типология государства

Тема 4. Форма государства

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Механизм государства

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования

Тема 11. Правовое регулирование

Тема 12. Теория нормы права

Тема 13. Источники (формы) права

Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.

Тема 15 Толкование права

Тема 16. Система права и система законодательства

Тема 17. Систематизация законодательства

Тема 18. Правовые системы современности

Тема 19. Правоотношения

Тема 20. Реализация норм права

Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 

Тема 23. Юридическая ответственность

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Тема 24 Законность и правопорядок

Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.

ГЛОССАРИЙ



Отрасль права занимает важное и центральное место в системе права.

Под «отраслью права» понимается связанная едиными принципами и функциями подсистема правовых норм, которые с использованием свойственных им специфических юридических способов и средств регулируют определенную область однородных общественных отношений.

Основные черты отрасли права: является самым крупным и ключевым структурным подразделением системы права; представляет собой совокупность однородных правовых норм, то есть такую степень внутренней организации, внутренней общности, при которой данная группа норм выступает перед лицом других отраслей как «нерасчленяемое» целое; регулирует определенную область однородных общественных отношений; отличается специфическим набором юридических средств, с помощью которых оказывается воздействие на регулируемые отношения; характеризуется специальными принципами, которые отличают ее от других подобных образований.

3. Общая характеристика отраслей российского права. Основными критериями отраслевой дифференциации являются предмет и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимают регулируемые общественные отношения;

Метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения;

Отраслевой метод правового регулирования» представляет собой совокупность юридических приемов, средств и способов, отражающих своеобразие воздействия отрасли права на общественные отношения. Существуют два типичных отраслевых метода правового регулирования – императивный и диспозитивный. Однако некоторые авторы данный перечень значительно расширяют. Так, например, к числу методов правового регулирования относят: учредительно-закрепительный, поощрительный, рекомендательный, метод автономии и равенства сторон, метод убеждения и принуждения, метод дозволения и др.

Система российского права представлена самостоятельными отраслями, каждая из которых занимает свое место, имеет свой предмет и метод правового регулирования, но в тоже время все вместе представляют целостную совокупность взаимосвязанных структурных элементов в системе права.


В системе права принято выделять публичные отрасли и частные отрасли права.

Публичные отрасли права характеризуются следующими общими чертами: регулирование властных публично-правовых отношений; в качестве одного из субъектов выступает государства и его должностные лица, наделенные властными полномочиями; основным методом регулирования публично-правовых отношений выступает императивный метод - метод власти и подчинения.

К числу публичных отраслей относят: конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-исполнительное право.

Отрасли частного права характеризуются следующими общими чертами: регулирование частноправовых отношений, возникающих между независимыми равноправными субъектами права (гражданско-правовых, семейно-брачных, трудовых и т.д.); основным методом регулирования частноправовых отношений выступает диспозитивный метод - метод равноправия сторон.

Предмет и метод правового регулирования можно рассмотреть на примере отрасли конституционного права. Конституционное право - представляет собой совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина, федеративное устройство государства, регламентирующих статус и функции главных органов государственной власти и местного самоуправления. Основным нормативным документом конституционного права является - Конституция РФ, являющаяся базовым документов для всего российского законодательства. В качестве основного метода выступает учредительно-закрепительный метод правового регулирования.

4. «Система права» и «система законодательства». Основным подходом по соотношению системы права и системы законодательства в теории государства и права принято считать следующую формулу: «система права» и «система законодательства» – соотносятся как содержание и форма.

Если провести сравнительную характеристику системы права и системы законодательства по основным критериям, то можно придти к следующим выводам:

если «система права» - это совокупность правовых норм, то «система законодательства» – это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм.

если «система права» отражает внутреннее строение права, то «система законодательства» – это внешняя видимая форма системы права.


если «система права» носит объективный характер, поскольку отражает состояние общественных отношений, то «система законодательства» строится по иному принципу: в ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью юридической практики.

если «система права» представляет собой совокупность норм права, разделенных по предметному признаку (отраслям права), то «система законодательства» – это совокупность нормативных актов, которая строится как с учетом отраслевого принципа, так и без его учета.

первичным элементом системы права служит норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции; первичным элементом системы законодательства является статья нормативного правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы.

важным отличием системы права от системы законодательства является то, что система права в стране одна, она олицетворяет собой единство правового пространства Российского государства. В этом смысле система права построена горизонтально. А система законодательства имеет федеральный и региональный уровни, т.е. вертикальные срезы - каждый субъект федерации имеет свое законодательство, не противоречащее общефедеральному. Третий уровень - это правотворчество органов местного самоуправления.


Тема 17. Систематизация законодательства


Учебные вопросы:

1. Понятие и формы систематизации права

2. Юридический учет

3. Инкорпорация: понятие и виды

4. Консолидация как вид систематизации права

5. Кодификация как правосистематизирующее правотворчество.
1. Понятие и формы систематизации права. Для приведения в порядок массива источников права требуется специальная юридическая деятельности по систематизации права.

Под систематизацией права в широком смысле понимается деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, отдельных лиц, направленная на упорядочение правовых предписаний, приведению источников их содержащих в единую систему. Систематизация правав узком смысле рассматривается как деятельность компетентных субъектов по упорядочению различных правовых актов (правотворческих, правоприменительных, актов толкования права и т.п.) в систему.

Систематизация законодательства является наиболее актуальным видом систематизации права, но далеко не единственным. Систематизации (учету, инкорпорации и консолидации) могут подвергаться и другие правовые акты.

Под систематизацией законодательствапринято понимать юридическую деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, направленную на упорядочение нормативно-правовых актов (термин «законодательство» здесь понимается широко – как совокупность всех нормативно-правовых актов).

Основной целью систематизации права создание упорядоченной, внутренне и внешне непротиворечивой системы правовых актов (или законодательства). Поводами к систематизации права могут стать накопление большого количества правового материала, необходимость реформы соответствующей сферы правового регулирования, радикальное изменение содержания регулируемых отношений.

В зависимости от субъектов систематизацию принято классифицировать на официальную и неофициальную. Официальная систематизация осуществляется компетентными государственными органами и должностными лицами, оформляется в виде документа установленной формы, обязательна для применения. Неофициальная систематизация может осуществляться любыми лицами, результат ее не носит обязательного характера.


Объектом систематизации права могут выступать любые правовые акты: нормативные правовые, акты толкования права, правоприменительные акты.

Непосредственным результатом систематизации являются разнообразные акты-документы или упорядоченная совокупность актов. Систематизация права может проводиться в различных формах, они отличаются и содержанием, и внешней формой. В соответствии с указанными критериями выделяются такие формы как юридический учет, консолидация, инкорпорация и кодификация.

2. Юридический учет. Первым и самым простым видом систематизации является юридический учет. Юридический учетдеятельность государственных и негосударственных органов и организаций, должностных лиц по выявлению, сбору, расположению и хранению правовых актов.

Объектом юридического учета могут выступать нормативные правовые, индивидуальные правовые акты, акты толкования права, правоприменительные акты.

Юридический учет осуществляется на основе реализации следующих принципов: полнота информационного массива, достоверность информации; удобство использования.

Юридический учет может осуществляться в разных формах. Наиболее простой является журнальный учет, который представляет собой фиксацию правовых актов в специальных журналах. Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Другой разновидностью данной формы систематизации является картотечный учет. Еще одна форма учета законодательства — это ведение контрольных текстов действующих нормативных актов,т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки. Наиболее совершенной формой юридического учета является автоматизированный (электронный) учет.

Использование информационно-поисковых электронных систем позволяет систематизировать правовые акты одновременно по типу, дате принятия, принявшему органы, предметной рубрике и т.п. Электронный учет может осуществляться как с помощью простейших баз данных, созданных при помощи средств MS Office, так и специализированных компьютерных программ (автоматизированные справочно-поисковые системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и т.п.).