Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 436

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.

Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.

Нетипичные формы правления в современном мире.

Функции монархий в современном мире.

Форма правления современного российского государства. Президентство лучшая ли это форма исполнительной власти?

Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.

Конфедерация: современные подходы.

Причины формирования тоталитарных режимов.

1. Экономическая (социальная, экологическая и т.д., по выбору курсанта) функция как одна из основных функция современного государства

2. Теория функций современного российского государства.

Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Соотношение права и закона.

Соотношение правовых и нормативных правовых актов.

Обычай как источник права в правовой доктрине.

Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.

Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.

Правовая символика.

Язык и стиль закона.

Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.

Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.

1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.

2. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках второго вопроса следует дать характеристику таким элементам, как юридическая норма, правовой институт, подотрасль права, отрасль права.

1.Характеристика современного состояния системы российского права.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.

4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.

Правовые состояния как юридические факты.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.

1. Понятие, сущность и принципы законности.

2. Гарантии законности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Понятие теории государства и права как науки.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Организация власти в первобытном обществе

3. Основные пути происхождения государства

4. Общая характеристика теорий происхождения государства

5. Теории происхождения права

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Теории происхождения права.

Тема 3. Понятие, сущность, типология государства

Тема 4. Форма государства

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Механизм государства

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования

Тема 11. Правовое регулирование

Тема 12. Теория нормы права

Тема 13. Источники (формы) права

Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.

Тема 15 Толкование права

Тема 16. Система права и система законодательства

Тема 17. Систематизация законодательства

Тема 18. Правовые системы современности

Тема 19. Правоотношения

Тема 20. Реализация норм права

Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 

Тема 23. Юридическая ответственность

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Тема 24 Законность и правопорядок

Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.

ГЛОССАРИЙ

средних специальных и высших учебных заведений; ответственность военнослужащих, работников системы МВД, ФСБ и других органов, где дисциплина устанавливается соответственно ведомственными правовыми актами; ответственность лиц, отбывающих уголовные наказания; ответственность несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.


Тема 24 Законность и правопорядок


Учебные вопросы:

1. Понятие и сущность законности;

2. Принципы и гарантии законности;

3. Понятие, признаки и структура правового порядка
1. Понятие и сущность законности. Законность следует понимать как «принцип, метод и режим соответствия поведения (деятельности) участников общественных отношений и его результатов нормам права, выраженным в законах, основанных на них подзаконных нормативных актах и других источниках права».

Понятие «законность» служит для оценки соответствия правореализационной деятельности положениям закона. Иными словами, законность – это не сама деятельность по реализации правовых предписаний, а важнейшая характеристика (качественный признак) такого рода деятельности, подчеркивающая юридическую правомерность, законосообразность правореализационной деятельности.

В понимании законности следует различать три аспекта: законность как принцип, как метод и как режим. Данные аспекты представляют собой специфическое видение законности под определенным углом зрения.

Законность как принцип проявляется, во-первых, в том, что ко всем органам государства, должностным лицам, общественным объединениям и гражданам предъявляется требование строжайшего выполнения законов и подзаконных актов и, во-вторых, в том, что точное и неуклонное исполнение всех нормативных актов обеспечивается общественными и государственными мерами.

Законность как метод предполагает ее рассмотрение с точки зрения путей и средств осуществления государственной власти.

Суть законности как метода отражается в формировании и деятельности всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной; в осуществлении задач и функций государства, правовых форм их реализации – правотворческой (прежде всего законодательной) и правоприменительной (правоисполнительной и правоохранительной); в упорядочении отношений, возникающих между субъектами права

Законность как режимявляется неотъемлемой составной частью (элементом) демократического политического режима, это определенное устойчивое правовое состояние взаимоотношений между государством и обществом, государственными органами и гражданами. Суть данного аспекта законности состоит в том, что главное внимание уделяется конечному результату, когда соответствие закону становится общим свойством всех (или большинства) действий, которое, в свою очередь, приводит к образованию соответствующего режима общественной жизни.


Характеризуя законность посредством понятия «режим», необходимо отметить, что оно обозначает в данном случае определенное состояние общественных отношений. Содержанием этого состояния выступает не что иное, как соответствие общественных отношений законам и подзаконным актам государства. Это состояние можно обозначить словом «правомерность»

2. Принципы и гарантии законности. В юридической науке в настоящее время нет единства мнений по вопросу о принципах законности. В частности, проблема сводится к их наименованию и количеству.

К принципам законности следует относить следующие: 1) верховенство закона; 2) единство законности; 3) целесообразность законности; 4) реальность законности

1. Верховенство закона. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государственной власти и вследствие этого обладающий высшей юридической силой на всей территории России.

2. Единство законности означает одинаковость правового регулирования однородных общественных отношений на всей территории государства по отношению ко всем субъектам права определенного вида.

3. Целесообразность законности проявляется в двух аспектах: целесообразности закона и целесообразном варианте его реализации.

4. Реальность законности – это «ее обеспеченность как общесоциальными факторами, так и специальными государственно-правовыми средствами».

Содержание принципа реальности законности, как уже было выше нами отмечено, составляют общие и специальные гарантии.

Гарантии – это то звено, которое переводит идею законности из области научных рассуждений в практическую сферу деятельности человека, общества и государства.

Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, обеспечивающая процесс реализации законности и формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует стабильному и устойчивому развитию общества.

В юридической литературе распространена классификация гарантий на общие и специальные.

К общим гарантиям относят: 1) социально-экономические; 2) политические; 3) нравственно-духовные; 4) общественные гарантии.

Специально-юридические или собственно-юридические гарантии представляют собой специфические правовые средства, способы и институты, непосредственно нацеленные на обеспечение законности. К ним относят: 1) внутри- и межведомственный контроль над законностью; 2) нотариат; 3) адвокатура; 4) институт предложений, заявлений и жалоб граждан; 5) деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ; 7) правовая наука и высшее юридическое образование.


3. Понятие, признаки и структура правового порядка. По мнению С.С. Алексеева, правопорядок – это состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практическое осуществление требований законности

В.В. Борисов выделяет следующие критерии разграничения законности и правопорядка: 1) Законность и правопорядок – различные по характеру и качеству юридические категории. Законность – определенное качество правовой деятельности органов государства, учреждений, предприятий, общественных организаций, должностных лиц и поведения граждан. Правопорядок – состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений. 2) Законность и правопорядок несут различную правовую функциональную нагрузку. Законность можно рассматривать как средство установления правового порядка. Правопорядок – результат осуществления права и законности, упорядоченность в общественной жизни, их цель. 3) при анализе соотношения законности и правопорядка необходимо рассматривать их связи и зависимости. Так, если законность анализируется как причина, то следствием выступает правовой порядок. Если при анализе законности исследователь прежде всего имеет дело с количественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка – с качественными.

В общей теории права общественный порядок рассматривается обычно как порядок, возникающий в результате действия всех социальных регуляторов, включая: право, мораль, религию, обычаи, корпоративные, эстетические и др. социальные нормы. В данном случае правовой порядок выступает как элемент, наиболее значимая часть в структуре общественного порядка. Соответственно их соотношение можно представить как часть и целое.

В административном праве общественный порядок представляет собой часть правового порядка и понимается, прежде всего, как порядок в общественных, публичных местах (под общественным местом понимаются любые объекты реального или потенциального нахождения физических лиц: улица, парк, стадион, сквер, транспортные средства общего пользования. При этом они относятся к общественным местам даже и в тот временной период, когда граждане там отсутствуют, важно, что они гипотетически могут находиться там и стать невольными свидетелями либо участниками противоправных действий), а нарушение общественно порядка по своей сути есть нарушение норм нравственности.


По мнению В.В. Борисова, в структуре правового порядка выявляются следующие обособленные моменты.

1. Закрепленная нормами права структура общества. Сюда включаются: а) государство с системой его органов, государственных учреждений и предприятий; б) система общественных организаций и объединений; в) граждане как индивиды. Установлено их строгое соотношение по юрисдикции. В этом находят свое отражение структурные элементы (объекты) правового порядка и их связи.

2. Правовой статус каждого участника правового порядка, их правовые свойства и сферы взаимных связей. Здесь проявляется атрибутивный аспект элементов структуры правового порядка.

3. Правовые отношения, последовательность их возникновения, изменения и прекращения, взаимосвязи в системе, что отражает динамический аспект связей элементов структуры правового порядка.

4. Процедура регулирования отношений между участниками правового порядка, упорядоченность процессов возникновения и развития правовых отношений, методов регулирования отношений и поведения участников правового порядка. Выделяется правовой распорядок, регламентация устойчивость связей. Это аспект упорядоченности структуры правового порядка.

По мнению Т.М. Шамба, структуру правопорядка можно рассматривать как совокупность трех блоков общественных отношений, урегулированных и охраняемых правом. «Первый блок, охватывает отношения, опосредующие такие наиболее широкие социально-политические структуры, как государственный и общественный строй. Второй блок составляют отношения в которых реализуются права, свободы, интересы и обязанности. Их субъектами выступают граждане, коллективы трудящихся (предприятия, учреждения, организации), общественные организации и государственные органы, государство и общество в целом. … Наконец, к третьему блоку относятся конкретные правоотношения, возникающие на основе закона или договора».

Правовой порядок Е.В. Рябова рассматривает в качестве системы, элементами которой выступают следующие виды отношений: 1) отношения, складывающиеся в процессе реализации правовых норм, регламентирующих принципы организации и жизнедеятельности самого государства; 2) отношения, складывающиеся в процессе реализации правовых норм, регламентирующих принципы организации и жизнедеятельности иных негосударственных элементов политической системы общества; 3) отношения собственности, складывающиеся в результате реализации правовых норм, регулирующих экономическую основу жизни индивида, государства и общества в целом; 4) отношения, складывающиеся в процессе реализации правовых норм, регулирующих правовое положение человека и гражданина, иных субъектов права.