Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 637

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.

Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.

Нетипичные формы правления в современном мире.

Функции монархий в современном мире.

Форма правления современного российского государства. Президентство лучшая ли это форма исполнительной власти?

Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.

Конфедерация: современные подходы.

Причины формирования тоталитарных режимов.

1. Экономическая (социальная, экологическая и т.д., по выбору курсанта) функция как одна из основных функция современного государства

2. Теория функций современного российского государства.

Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Соотношение права и закона.

Соотношение правовых и нормативных правовых актов.

Обычай как источник права в правовой доктрине.

Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.

Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.

Правовая символика.

Язык и стиль закона.

Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.

Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.

1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.

2. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках второго вопроса следует дать характеристику таким элементам, как юридическая норма, правовой институт, подотрасль права, отрасль права.

1.Характеристика современного состояния системы российского права.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.

4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.

Правовые состояния как юридические факты.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.

1. Понятие, сущность и принципы законности.

2. Гарантии законности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Понятие теории государства и права как науки.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Организация власти в первобытном обществе

3. Основные пути происхождения государства

4. Общая характеристика теорий происхождения государства

5. Теории происхождения права

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Теории происхождения права.

Тема 3. Понятие, сущность, типология государства

Тема 4. Форма государства

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Механизм государства

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования

Тема 11. Правовое регулирование

Тема 12. Теория нормы права

Тема 13. Источники (формы) права

Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.

Тема 15 Толкование права

Тема 16. Система права и система законодательства

Тема 17. Систематизация законодательства

Тема 18. Правовые системы современности

Тема 19. Правоотношения

Тема 20. Реализация норм права

Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 

Тема 23. Юридическая ответственность

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Тема 24 Законность и правопорядок

Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.

ГЛОССАРИЙ

возложенных на них юридических обязанностей, охране законности и правопорядка.

г) Договорная форма. Данная форма ранее обычно не рассматривалась. Однако ее роль в последнее время заметно повышается в связи с развитием рыночной экономики. Применение договорной формы объясняется тем, что речь идет о гибкой правовой форме, в которую могут облекаться различные по характеру общественные отношения.

д) Распорядительная форма. Издание распорядительных актов является самостоятельной формой правовой деятельности государства, находящейся как бы «на стыке» правотворчества и применения права.

Организационные формы реализации функций государства: а) организационно-регламентирующая деятельность – оперативная организационная работа по решению тех или иных политических задач (подготовка документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т.п.); б) организационно-хозяйственная деятельность – оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению различных государственных функций; в) организационно-идеологическая деятельность – повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (разъяснение НПА, формирование общественного мнения и т.п.).


Тема 6. Механизм государства


Учебные вопросы:

1. Понятие и структура механизма государства

2. Понятие, признаки и виды государственных органов

3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
1. Понятие и структура механизма государства. Механизм государства – это система органов государства, государственных учреждений, материальных средств необходимых для выполнения функций и решения стоящих перед государством задач.

В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат», обычно употребляются как синонимичные понятия. Хотя существует и иная точка зрения, согласно которой механизм государства – понятие более широкое, включающий в себя государственный аппарат, государственные учреждения, материальные средства. Такое понимание механизма государства является более приемлемым.

На механизм государства влияет множество факторов: историческое развитие государства, национальный состав, размер территории, геополитическое положение государства, социально-экономические условия.

2. Понятие, признаки и виды государственных органов. Орган государства – это самостоятельное звено механизма государства, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой, действующее на основе соответствующего нормативного правового акта, в деятельности которого находят выражение функции государства.

Признаки органа государства: формируется и действует только на основе закона; обладает государственно-властными полномочиями; обладает определенной компетенцией; государственные органы финансируются из соответствующего бюджета; имеют определенную структуру, включающую в себя отделы, департаменты и т.д.; деятельность органов государства обеспечивают государственные служащие.

Так как государство выполняет различные внутренние и внешние функции, то для их осуществления необходимы разнообразные органы государства, которые можно классифицировать по различным основаниям (критериям).



В зависимости от принципа разделения властей выделяют законодательные (Государственная Дума России), исполнительные (Правительство) и Судебные (Конституционный Суд) органы.

По порядку образования выделяют первичные органы – формируются населением путем выборов (Президент России) и производные (вторичные) – это органы государства, которые образуются первичными (например, Правительство).

В зависимости от объема компетенции, существуют органы общей компетенции, который могут самостоятельно решать любой вопрос (Президент), и органы специальной компетенции, которые решают строго определенные вопросы (МИД РФ, ФСБ РФ и другие министерства, службы, агентства).

По способу принятия решений выделяют органы коллегиальные, где решения принимаются большинством голосов (Совет Федерации), и единоначальные – органы, в которых решение принимаются руководителем (ФСБ РФ).

По времени действия существуют постоянные органы, их большинство (Президент, Государственная Дума, Правительство) и временные – органы, которые создаются для решения задач, вызванными чрезвычайными обстоятельствами, стихийными бедствиями и т.п.

3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата - это начала, идеи, которые являются основой для формирования (образования) органов государства, которыми органы государства руководствуются в своей деятельности.

К основополагающим принципам организации и деятельности механизма государства относят: демократизм, законность, разделение властей, гласность, федерализм, профессионализм.

Демократизм организации механизма государства, означает, что органы государства формируются при непосредственном участии народа, что принятие важных государственных решений основано на мнении народа.

Законность означает, что все без исключения органы государственной власти формируются и осуществляют свою деятельность на основе закона.

Разделение властей. Содержание данного принципа заключается в том, что власть в государстве разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Чтобы не допустить концентрации власти в «одних руках» в основе разделения властей лежит система «сдержек и противовесов», представляющая собой определенный набор средств (рычагов) воздействия одной ветви власти на другую..

Гласность как принцип организации и деятельности механизма государства означает открытость и в процессе формирования органов государства, и в процессе деятельности органов государства.


Федерализм как принцип организации и деятельности механизма государства особое значение имеет для России, которая по форме государственного устройства является федеративным государством, и механизм которого имеет двухуровневую структуру – федеральные органы и органы субъектов федерации.

Профессионализм означает, что замещать должности в органах государственной власти должны люди подготовленные, имеющие специальное образования, определенный опыт работы.
Тема 7. Правовое государство и гражданское общество

Учебные вопросы:

1. Развитие представлений о правовом государстве

2. Понятие, признаки правового государства

3. Понятие, признаки и структура гражданского общества
1. Развитие представлений о правовом государстве.Процесс становления и развития идей правовой государственности неразрывно связан с поиском мыслителями прошлого наилучшего общественного и политического строя. Принято считать, что впервые мыль о власти справедливых законов, а не людей была озвучена в эпоху Античности.

Древнегреческие авторы, конечно, внесли более значительный вклад в разработку идей государства законности, правового государства, существенным образом повлияв на дальнейшее развитие западной политико-правовой мысли. Так, Платон в своей работе «Законы» говорит: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью.

Свое классическое выражение теория разделения властей, а также ряд других концепций, легших позднее в основу теории правового государства, получила в эпоху Просвещения и Великих социальных революций XVII–XVIII вв.

Ш.Л. Монтескьё, которого отечественные теоретики назвали «родоначальником современной теории правового государства», подчеркивал необходимость не только отделения исполнительной власти от законодательной, но и создания независимого суда

Законченный вид «классическая» концепция правового государства приобретает к началу XIX в. в трудах немецких юристов К.фон Роттека, Т. Велькера, Р. фон Моля и других, у которых, собственно, и фигурирует впервые термин «правовое государство». При этом философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывается сегодня все-таки с именем И. Канта. Категорический императив («абсолютный закон»), сформулированный им, гласит: «Действуй так, чтобы правило твоих действий могло быть общим правилом для всех».


Правом является все то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе этого категорического императива.

2. Понятие, признаки правового государства. Понятие «правовое государство» является одним из центральных и в теории права, и в теории государства. Оно тесно связано с такими категориями, как конституция, права человека, разделение государственных властей, законность, правопорядок, правотворчество и правоприменение. По сути, модель правового государства описывает то, как должны соотноситься государство и право в цивилизованном обществе, где гуманизм, уважение к личности и ее свободе является одной из высших ценностей.

Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений

Признаками правового государства являются:

- верховенство закона;

- разделение властей;

- взаимная ответственность государства и личности;

- гарантированность прав и свобод человека;

- высокий уровень законности и правопорядка;

- политический плюрализм;

- отсутствие обязательной государственной идеологии;

- многообразие и равная защита всех форм собственности.

Принципы правового государства – это исходные, основополагающие и руководящие начала, вытекающие из его природы. Их выявление и уяснение позволяет не только глубже понять теоретическую модель правового государства, но и делает возможным переход к целенаправленной деятельности по его формированию со стороны государственных органов, заинтересованных социальных групп, отдельной личности.

Следует выделить два главных аспекта, две стороны сущности правового государства:

- свобода человека, наиболее полное обеспечение его прав, признание их первичными и естественными («социальная сторона»);

- ограничение правом государственной власти («формально-юридическая сторона»).

3. Понятие, признаки и структура гражданского общества. Время возникновения идеи о гражданском обществе действи­тельно относится к эпохе ранних буржуазных революций в Западной Европе. Концепция гражданского общества, возникшая в эпоху Нового времени связана с именами таких мыслителей как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Т. Пейн, Ж.-Ж. Руссо, Г.Гегель.