Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 640
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.
4. Государство и национальные отношения в обществе.
5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов государств.
6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.
7. Основные признаки присущие современному государству.
8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.
Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.
Нетипичные формы правления в современном мире.
Функции монархий в современном мире.
Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.
Конфедерация: современные подходы.
Причины формирования тоталитарных режимов.
2. Теория функций современного российского государства.
Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
Соотношение правовых и нормативных правовых актов.
Обычай как источник права в правовой доктрине.
Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.
Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.
Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.
Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.
1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.
1.Характеристика современного состояния системы российского права.
2. Соотношение системы права и системы законодательства.
3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.
4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.
Проблема деликтоспособности индивидуального лица.
Правовые состояния как юридические факты.
2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.
3. Юридический состав правонарушения, его элементы.
4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.
1. Понятие, сущность и принципы законности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА
Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
1. Понятие теории государства и права как науки.
Тема 2. Происхождение государства и права
1. Организация власти в первобытном обществе
3. Основные пути происхождения государства
4. Общая характеристика теорий происхождения государства
4. Общая характеристика теорий происхождения государства.
5. Теории происхождения права.
Тема 3. Понятие, сущность, типология государства
Тема 9. Право в системе нормативного регулирования
Тема 11. Правовое регулирование
Тема 13. Источники (формы) права
Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.
Тема 16. Система права и система законодательства
Тема 17. Систематизация законодательства
Тема 18. Правовые системы современности
Тема 20. Реализация норм права
Тема 21. Правовое сознание и правовая культура
Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение
Тема 23. Юридическая ответственность
2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
Характеризуя правонарушение (второй вопрос) следует учитывать, что данный тип поведения противоположен правомерному. Необходимо раскрыть такие признаки правонарушения, как общественная опасность, противоправность, виновность, внешне проявляются как деяния, а не образ мысли. Следует раскрыть виды правонарушений в зависимости от их социальной опасности (вредности).
Отвечая на третий вопрос, следует пояснить роль и значение состава правонарушения, его связь с наступлением юридической ответственности. Следует рассмотреть такие элементы состава правонарушения, как объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.
Ответ на четвертый вопрос предполагает необходимость разграничить понятия: причины и условий правонарушений. В качестве основных факторов правонарушений следует рассмотреть: низкий уровень материальной жизни населения, низкий уровень правовой культуры и деформация правового сознания, кризис морали, алкоголизм и наркомания, низкая эффективность работы правоохранительных органов, сращивание преступного мира и чиновников, коррупция, низкое качество действующего законодательства и высокий уровень правовых знаний.
Рекомендуемая дополнительная литература
-
Алексеев, С. Н. Об исполнимости законодательства об административных правонарушениях // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД. 2015. № 4. С. 46-49. -
Бадальян, С. Г. Принципы правонарушений: к вопросу о проблемах реализации в юридической практике // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 4. С. 3-9. -
Воронин, Д. В. Психолого-правовые аспекты правомерного поведения личности // Юридическая психология. 2014. № 4. С. 18-20. -
Галахова, А. В. Субъект преступления и его толкование в судебной практике // Российская юстиция. 2008. № 2. С. 38-42. -
Головкин, Р. Б. Обычай в механизме обеспечения правомерного поведения личности // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 1. С. 110-114. -
Гладких, В. И. Приглашение к дискуссии: все ли нас устраивает в современных формах вины и практике их применения? // Российский следователь. 2016. № 3. С. 27-33. -
Епифанова, Е. В. К вопросу о правовой категории «преступление» // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 6.
С. 40-45. -
Игнатьева, О. В. Критерии правомерного поведения // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 5. С. 102-104. -
Конарев, С. В. Определение методологии познания правомерного поведения // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 4. С. 138-141. -
Конарев, С. В. Взаимосвязь нормативных и ценностных элементов в содержании правомерного поведения // История государства и права. 2011. № 14. С. 24-27. -
Коробов, А. Е. Правонарушение как основание юридической ответственности // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 3. С. 62-75. -
Лелявин, С. В. К вопросу о значении типологии правомерного поведения // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2009. № 1. С. 33-35. -
Ливадная, Ю. А. Некоторые аспекты соотношения понятий конституционно-правового деликта и преступления // Журнал российского права. 2016. № 8. С. 117-124. -
Мещерякова, Т. Р. Срок как признак объективной стороны состава правонарушения // Административное право и процесс. 2012. № 1. С. 45-47. -
Минникес, И. А. Объективно-противоправное деяние // Российский юридический журнал. 2008. № 2. С. 19-23. -
Поздышев, Р. С. Соотношение длящегося правонарушения с иными разновидностями сложных единых правонарушений: теоретико-правовой анализ // Юридический факт. 2017. № 12. С. 34-38. -
Попов, К. И. Обстоятельства правомерного причинения вреда // Российский следователь. 2010. № 1. С. 17-20. -
Рукавишников, Д. В. Виды правомерного поведения // Административное право и процесс. 2011. № 6.
С. 57-59. -
Попов, К. И. Обстоятельства правомерного причинения вреда // Российский следователь. 2010. № 1. С. 17-20. -
Сатарова, Н. А. Некоторые аспекты выработки понятия «правонарушение» // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 1. С. 207-210. -
Степаненко, Р. Ф. Социально-психологические и юридические механизмы детерминации правовой маргинальности // Государство и право. 2016. № 5. С. 35-45. -
Чайка, Я. В. Соотношение понятий «правомерное поведение» и «правовой нигилизм» // Российская юстиция. 2011. № 3. С. 65-68.
Задания для самостоятельной работы обучающихся
Темы докладов, рефератов
-
Требования к правомерному поведению. -
Дефекты правомерного поведения. -
Стимулы правомерного поведения. -
Характер и виды правовых ограничений поведения субъекта. -
Объективно-противоправное деяние: понятие и признаки.
-
Сфера и пределы правомерного поведения.
-
Правовая активность как элемент правомерного поведения.
Тема 23. Юридическая ответственность
Практическое занятие
Целью практического занятия является формирование целостных и взаимосвязанных представлений о понятии и видах юридической ответственности, закрепление знаний о понятии видах юридической ответственности, посредством формирования навыков работы с текстом нормативных правовых актов, умения логично и последовательно излагать материал, формулировать аргументы и анализа конкретных ситуаций.
Занятие проводится с использованием активных и интерактивных методов: работа в малых группах, моделирование и анализ конкретных ситуаций, работа с текстом нормативного акта.
Для подготовки к практическому занятию необходимо повторить содержание теоретического материала, ознакомится с соответствующими разделами учебников и учебных пособий, внести основные понятия в словарь (юридическая ответственность, позитивная юридическая ответственность, ретроспективная юридическая ответственность, санкция, государственное принуждение, наказание, презумпция невиновности).
Практические задания
I. Задания для повторения и обобщения изученного материала
1) Используя учебную литературу, материалы лекционных и семинарских занятий, заполните таблицу:
«Виды юридической ответственности»
вид юридической ответственности | основания привлечения к ответственности | меры наказания | Пример |
1. Гражданско-правовая | | | |
2. Дисциплинарная | | | |
3. Административная | | | |
4. Уголовная | | | |
5. Конституционно-правовая | | | |
2) Распределите ситуации на две группы (ситуации в которых последует юридическая ответственность, ситуации, в которых не последует юридическая ответственность) на группы, свой ответ пояните :
а) 16-летний подросток убил собаку;
б) гражданин оклеветал другого гражданина;
в) гражданин не подал милостыню около церкви;
г) 15-летний подросток похитил крупную сумму денег у родителей;
д) гражданин не уступил место инвалиду в общественном транспорте.
II. Задания для размышления и дискуссии:
1. Проанализируйте высказывания известных людей об ответственности, проанализируйте их, выскажите свое мнение:
а) Том Чеппелл: «Самая благодарная разновидность свободы - это ответственность, т.е. долг помощи людям и обществу».
б) Шарль Монтескье: «Вникните в причины всякой распущенности, и вы увидите, что она проистекает от безнаказанности преступлений, а не от слабости наказаний».
в) Периандр «Наказывай не только за поступок, но и за намерение».
г) Станислав Ежи Лец: «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание - нередко освобождает».
д) Сенека: «Всякий разумный человек наказывает не по тому, что был совершен проступок, но для того, чтобы он не совершался впредь».
е) Д.Б. Шоу: «Самое большое преступление это безнаказанность».
ж) Оскар Уайльд: «Чем меньше наказаний, тем меньше и преступлений».
з) К. Маркс: «Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием».
III. Задания на развитие юридического мышления
Используя нормативные правовые акты, осуществите юридическую квалификацию ситуаций, ответьте на вопросы:
1. Употребив спиртные напитки, Ястребилов нецензурно выражался в общественном транспорте, на замечания не реагировал. Затем оскорбительно приставал к женщинам, ехавшим в этом же автобусе. Вошедший в автобус военнослужащий Котов пресек антиобщественные действия Ястребилова. Определите вид, состав правонарушения, вид ответственности за него.
2. Водитель автомобиля увидел, как двое подростков, как потом выяснило следствие 15 и 16 лет, выскочив из кустов у дороги, стали перебегать на противоположную сторону. Стремясь избежать наезда, он резко вывернул руль и столкнулся с другим автомобилем, причинив материальный ущерб. Определите вид, состав правонарушения, вид ответственности за него.
3. Ситуация: Празднование 15-летия Виктора ребята решили продолжить ночью во дворе на детской площадке. Выпив пива, они включили магнитофон на всю громкость, кричали, нецензурно выражались. Затем компания начала бить ногами по колесам припаркованных во дворе машин, чтобы сработала сигнализация. На просьбы жителей домов не мешать сну пьяные подростки не реагировали, после чего жители близ лежащих домов вызвали наряд милиции. Определите вид, состав правонарушения, вид ответственности за него.
4. М. возвращался поздно вечером с работы. В сквере его остановили двое молодых людей и потребовали передать им бумажник, в ответ на отказ один из них стал угрожать ножом. Применив приемы рукопашного боя М. нанес нападавшим телесные повреждения небольшой и средней тяжести. Понесет ли юридическую ответственность М.? Почему?
5. Тринадцатилетний В. и четырнадцатилетний М. забрались в камеру хранения общежития Технического университета и похитили чемодан с вещами студента А. Наиболее ценные вещи они оставили себе, а чемодан с оставшимися скинули в реку. Понесут ли В. и М. юридическую ответственность? Почему?
6. Водитель автомобиля Г. ехал по трассе со скоростью 90 км\час. Внезапно со стороны тропинки, ведущей к деревне, появился подросток на велосипеде, который, съезжая с пригорка, не смог притормозить и вылетел на трассу. Г. резко затормозил и, стараясь избежать столкновения, пересек сплошную линию и выехал на встречную полосу, тем самым совершив административное правонарушение. Понесет ли ответственность Г.? Почему?
7. На строительстве многоэтажного дома произошла поломка погрузочного устройства. Рабочий А., не желая нести строительный мусор на себе, сложил его в пакет и сбросил с пятого этажа. Пакет с мусором упал на коробку с оконными стеклами, в результате чего строительной организации был причинен ущерб в размере 5 480 руб. Понесет ли ответственность А.? Если да, то какую?
8. А., четырнадцати лет, был задержан контролером и оштрафован за безбилетный проезд. Платить отказался, и его доставили в отделение милиции, где, продержав пять часов, отпустили. Определите вид, состав правонарушения, вид ответственности за него.
9. Подсобный рабочий Муталибов во время работы на продовольственном складе похитил мешок с мукой общей стоимостью 550 руб.
Определите вид, состав правонарушения, вид ответственности за него.
10. Пивнов, остановившись на ночлег у своего дальнего родственника Шилова, служившего участковым милиционером, похитил у хозяина пистолет системы «ПМ» и 16 патронов к нему, которые были выданы Шилову в качестве служебного оружия в связи с неблагоприятной криминальной ситуацией в районе. Определите вид, состав правонарушения, вид ответственности за него.
11. Краюхин систематически посещал торговый павильон «Москва» Всероссийского выставочного центра, где похищал имущество, предназначенное для продажи. Всего за 11 дней им было похищено вещей на сумму 1 миллион 50 тысяч рублей. В процессе предварительного расследования установлено, что Краюхин с детства страдает клептоманией. Определите вид, состав правонарушения, вид ответственности за него.
12. Сотрудник офиса забыл выключить электрический чайник. Произошло возгорание, в результате которого сгорел стол, а в помещении пришлось делать косметический ремонт. Определите вид, состав правонарушения, вид ответственности за него.
13. Печкин, имея намерение украсть лошадь у фермера Махина проник на конюшню, но, услышав чьи-то шаги, спрятался в темный угол помещения. Вошедший в конюшню Махин подобрал лежавший на полу кирпич и бросил его в угол, где спрятался Печкин. Кирпич попал последнему в переносицу, сломав ее. Определите вид, состав правонарушения, вид ответственности за него.
14. Вечером Гальченя услышал подозрительные шаги на чердаке своего дома. Прихватив с собой ружье, он вышел узнать, в чем дело. Гражданин Петрук, находившийся на чердаке дома Гальчени, спрыгнул оттуда и спрятался за углом дома. Когда Гальченя направился в темноте в его сторону, Петрук бросился на него. Восприняв действия Петрука опасными для своей жизни, Гальченя выстрелил в него из ружья. В ходе следствия установлено, что у Петрука не было оружия. Определите вид, состав правонарушения, вид ответственности за него.
15. Арефьев избил Кучеренко, ошибочно полагая, что тот украл у него деньги, В результате причинил Кучеренко вред здоровью средней тяжести. Определите вид, состав правонарушения, вид ответственности за него.
16. Сторож универсальной базы Ухан, вооруженный дробовым ружьем, находился на дежурстве. Поздней ночью в помещение ворвались трое неизвестных, один из них пригрозил Ухану пистолетом, заявив, что тот будет убит, если станет им мешать. Испугавшись, Ухан ушел в проходную, а преступники завладели товаром в крупном размере. В ходе следствия было установлено, что преступник показывал Ухану игрушечный пистолет.