Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 419

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.

Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.

Нетипичные формы правления в современном мире.

Функции монархий в современном мире.

Форма правления современного российского государства. Президентство лучшая ли это форма исполнительной власти?

Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.

Конфедерация: современные подходы.

Причины формирования тоталитарных режимов.

1. Экономическая (социальная, экологическая и т.д., по выбору курсанта) функция как одна из основных функция современного государства

2. Теория функций современного российского государства.

Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Соотношение права и закона.

Соотношение правовых и нормативных правовых актов.

Обычай как источник права в правовой доктрине.

Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.

Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.

Правовая символика.

Язык и стиль закона.

Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.

Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.

1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.

2. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках второго вопроса следует дать характеристику таким элементам, как юридическая норма, правовой институт, подотрасль права, отрасль права.

1.Характеристика современного состояния системы российского права.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.

4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.

Правовые состояния как юридические факты.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.

1. Понятие, сущность и принципы законности.

2. Гарантии законности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Понятие теории государства и права как науки.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Организация власти в первобытном обществе

3. Основные пути происхождения государства

4. Общая характеристика теорий происхождения государства

5. Теории происхождения права

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Теории происхождения права.

Тема 3. Понятие, сущность, типология государства

Тема 4. Форма государства

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Механизм государства

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования

Тема 11. Правовое регулирование

Тема 12. Теория нормы права

Тема 13. Источники (формы) права

Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.

Тема 15 Толкование права

Тема 16. Система права и система законодательства

Тема 17. Систематизация законодательства

Тема 18. Правовые системы современности

Тема 19. Правоотношения

Тема 20. Реализация норм права

Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 

Тема 23. Юридическая ответственность

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Тема 24 Законность и правопорядок

Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.

ГЛОССАРИЙ



Развитие первобытного общества в условиях производящей экономики постепенно приводит к появлению и более сложных форм социальной организации, которые предшествовали государствам (протогосударств в форме вождества или военной демократии).

2. Социальные нормы в первобытном обществе формируются уже с раннего этапа развития. Запреты были одной исторически первых форм регулирования, существовали в виде табу, т.е. виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. Правила поведения в первобытном обществе касались наиболее важных сфер деятельности, при этом в них сложно выделить отдельно нормы правового (протоправового), религиозного или морального характера (являются мононормами).

Мононорма (от греч. monos – один, единый и лат. norma - правило) – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета.

Социальные нормы первобытного общества чаще всего не имели какой-либо материальной формы выражения. Выделяют следующие внешние формы социальных норм первобытного общества:

  • табу – строгий запрет совершения тех или иных действий, подкрепленный религиозными верованиями;

  • ритуал – правило поведения, в котором акцент делается на внешнюю строго канонизированную форму его исполнения (например, ритуал проводов на охоту, ритуал преподнесения даров вождям и т.д.);

  • обряды – это правила поведения, которые также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека и преследуют идеологические (воспитательные) цели (например, обряд инициации);

  • миф – иносказательное повествование о взаимоотношениях в обществе, происхождении мира, природных явлениях, которые также содержали представления о должном и запретном;

  • обычай – правило поведения, сложившееся в обществе путем многократного повторения, как правило, на протяжении жизней нескольких поколений.

С появлением первых государств социальные нормы первобытного общества еще долгое время сохраняют свою значимость, часть из них (протоправовые обычаи) признаются, поддерживаются государством, фиксируются в первых памятников права.

С появлением государства право формируется следующими путями: 1) Санкционирование обычаев – государство признает подходящие для целей правого регулирования обычаи догосударственного периода и зачастую фиксирует их в памятниках обычного права. 2) Создание прецедентов – выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами, своеобраз­ными эталонами для решения аналогичных дел – прецедентами (судебными, административными). 3) Собственно нормотворческая деятельность.

3. Основные пути происхождения государства. Выделяют три пути происхождения и дальнейшего развития государств: восточный; западный; синтезный.

Восточной путь происхождения государства характерен для первых государств, возникших в зонах поливного земледелия (около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др.). Восточный (или азиатский) путь формирования государственности, отличается тем, что политическое господство возникло на основе осуществления какой-либо об­щественной функции или должности. В рамках общины основным назначением власти становилось и управление особыми резервными запасами, в которых концентрировалась боль­шая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, вы­полняющих функции управляющих, казначеев, контролеров и т.п. Одной из главных предпосылок было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и воен­ными функциями. Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Для восточного пути характерен высокий авторитет аппарата управления.
Западный путь происхождения государства считается уникальным, характерен для государств Европы. Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества (в чистом виде - Древние Афины). Европейский путь происхождения государств основывается, прежде всего, на классовом расслоении общества с выделением частной собственности и сопровождающейся борьбой, военными противостояниями между классами за права, собственность, материальные и нематериальные ценности.

Синтезный путь происхождения государства был свойственен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием имущественного и политического неравенства одновременно. Потребность в объединении значительных масс людей на довольно больших территориях была вызвана внешней угрозой. Рабский труд при синтезном пути происхождения государства не получил широкого распространения в силу прочности общинных порядков, а также своей экономической неэффективности. Таким образом, на процесс формирования государства в данном случае влияло прочность сельской общины, внешняя опасность и завоевательные войны. Однако немаловажное значение имело влияние опыта других государств, который они активно заимствовали. Синтезный путь характерен для германских племен, восточных славян.

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.


Теологическая теория (Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ж. Дабен, Й. Месснер и др.). Одна из самых древних теорий, возникшая одновременно с первым государством и правом, на основе религиозно-мистических представлений их божественного происхождения. Общий смысл теологических доктрин сводится к следующему: государство имеет божественное происхождение, оно создано или непосредственно Богом, или же людьми по велению Бога, поэтому необходимо подчиняться существующей государственной власти как проявлению божественной воли.

Патриархальная теория (Аристотель, Конфуций, Р. Фильмер и др.) утверждеает, что государство вырастает из разложившейся патриархальной семьи. Проводилась аналогия между властью отца в семье и властью монарха в государстве. Власть монарха, какой бы суровой она ни была, является продолжением власти отца в семье, власти патриарха. Она так же священна и неприкосновенна.

Теория «насилия» (Э. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский). В соответствии с этой теорией государство всегда образуется в результате насилия. Одни представители теории считали что государство образуется под влиянием внешнего насилия: племена воюют друг с другом, завоеватели подчиняют себе завоеванных, образуя государства. Другие полагали, что основой является внутреннее насилие одной части общества над другой.

Теория «договорного» происхождения государства (теория общественного договора) получила развитие в эпоху Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроций и др.). Смысл теории сводится к следующему: государству предшествует так называемое «естественное состояние»; государство покоится на «общественном договоре», в результате которого люди делегируют ему часть своих естественных прав; все создаваемые государством учреждения делятся на «естественные» (соответствующие естественным правам) и «искусственные».

Органическая теория(И. Блюнчи, Р. Вормс, Г. Спенсер). Законы развития живой природы представители данной теории механически переносили на общество и государство. Государство, по их мнению, есть произведение сил природы. Оно появляется, вместе с людьми и само подобно человеческому организму, отдельные части которого соответствуют частям государства (голова – правительство, уши – министерство внутренних дел, нос – министерство иностранных дел и т.п.). Государственную власть представители органической теории рассматривают как преобладание целого над составными его частями (по аналогии с живыми организмами, у которых все части подчинены благу целого).


Классоваятеория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Классическая марксистская схема возникновения государства, выглядит следующим образом: переход к производящей экономике – рост сознания человека – общественного разделения труда, повышение его производительности – появление прибавочного продукта – возникновение из-за неравномерного распределения прибавочного продукта частной собственности – расслоение общества на основе отношения к частной собственности – появление классов с ярко выраженными антагонистическими противоречиями – возникновение классовой борьбы – возникновение государства как средства «сдерживания» антагонизмов, как «машины», осуществляющей классовое принуждение.

Психологическая теория (Цицерон, Л.И. Петражицкий, Г. Тард, Д. Фрейзер, Н.М. Корнилов и др.). Происхождение государства и права обосновывается не историческим развитием и условиями материальной жизни, а особым свойством человеческой психики, их эмоциями, переживаниями, потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Ирригационная теория (К. Виттфогель) объясняет возникновение государства, их первые деспотические формы необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Постепенно формируется государственный аппарат.

Анализ рассмотренных теорий позволяет сделать выводы о существовании закономерностей возникновения государства: возникновение государства представляет собой длительный исторический процесс; государство возникает относительно объективно, государство возникает постольку, поскольку возникающие внутри общества противоречия не могут быть разрешены; возникнув на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государства будут неизменными его спутниками.

5. Теории происхождения права.


Теологическая теория (Фома Аквинский, Аврелий Августин). В ее основу положен тезис о существовании божественного закона, который составляет основу действующего права.


Естественно-правовая теория (Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье и т.п.) гласит, что кроме установленного государством права существует и естественное, присущее человеку от рождения, социально-оправданное и дарованное природой (Богом). Естественные права личности неотчуждаемы, неприкосновенные, являются основным условием жизни индивида. Естественные права приоритетны по отношению к позитивному, задачей государства является их обеспечение и защита.

Историческая школа права (Ф.К. Савиньи, Г. Гуго и др.) сложилась в XIX веке в противовес естественно-правовой теории, ее представители утверждали, что право не создается законодателем и появляется самопроизвольно в результате развития народного духа. Право первоначально существует в форме обычаев, затем в деятельности юристов и нормативных актах, никогда не теряя связи с народным сознанием. Задача правоведов состоит в том, чтоб уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель – переработать их в законодательство.

Марксистская теория происхождения права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, советские теоретики). Согласно данной концепции право неразрывно связано с государством, и, так же как и государство, зависит от экономического базиса общества. Право возникает с появлением государства, и также как и оно носит классовый характер, то есть выражает волю экономически господствующего класса. Право есть возведенная в закон воля господствующего класса, орудие подавления эксплуатируемых, утверждали сторонники данной теории. Необходимость в праве обусловлена переходом к производящей экономики, появлением частной собственности и процессом классообразования, именно тогда появляются правила, регламентирующие порядок экономических и вслед за ними политических отношений, обеспеченные государственным принуждением.

Примирительная теория (Г. Берман, Э. Аннерс и др.). По мнению представителей данной концепции, право зарождается не для упорядочения отношений внутри родовой общины, а для регулирования конфликтов между родами. Между родовыми же группами в рамках племени случались конфликты, и их урегулирование было в интересах племени. Именно из договоров о примирении между родовыми группами, заключаемых при помощи народного собрания, старейшин, возникает первое примирительное право. Постепенно повторяющиеся типичные ситуации и их примирительное разрешение становятся правилом.