Файл: Психотехнологии коммуникации 20191.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

1. КОГНИТИВНАЯ КАРТА

2. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

3. ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ

4. СОЦИАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР

5. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ЛИЧНОСТНЫЙ ОПЫТ

6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ

7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА

8. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

9. БИХЕВИОРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

10. РЕФЛЕКС

11. ЯКОРЕНИЕ

12. ПОДКРЕПЛЕНИЕ

13. ПРИНЦИПЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

14. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ

15. АЛГОРИТМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

16. БИХЕВИОРИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

17. ИДЕИ ФРЕЙДА

18. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ

19. КОНЦЕПЦИЯ А.АДЛЕРА

20. КОНЦЕПЦИЯ К.-Г. ЮНГА

21. АРХЕТИПЫ

ТРАНЗАКТНЫЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИИ

22. ЭГО-СТОРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

23. ТРАНЗАКЦИИ

24. ГОЛОД И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

25. ИГРЫ

26. ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ

КОГНИТИВИСТСКИЙ ПОДХОД В КОММУНИКАЦИИ

27. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС И ГРУППОВЫЕ ЗАЩИТЫ

ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28. СЕМАНТИКА ЦВЕТА

29. ПРОСТРАНСТВО И ФОРМА

30. СЕМАНТИКА ТЕКСТА

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ1

2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ

3. РЕЖИМЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

Формирование базового доверия и недоверия


  1. Происходит в процессе вскармливания грудного ребенка («оральная стадия» в концепции психоанализа).

  2. Если кормление проходит нормально, формируется инвариант «Я ОТКРЫВАЮСЬ ЧЕМУ-ТО И МНЕ ОТ ЭТОГО ХОРОШО». На основе этого инварианта позже формируются ощущение доверия в отношениях.

  3. Если пища или сам процесс вызывают негативную реакцию, формируется инвариант «Я ОТКРЫВАЮСЬ ЧЕМУ-ТО И МНЕ ОТ ЭТОГО ПЛОХО». На основе этого инварианта позже формируются ощущение недоверия в отношениях.

Варианты «анального» характера


  1. Управление стулом, приучение ребенка к горшку – еще один ключевой этап, формирующий когнитивную карту ребенка. В зависимости от личностного опыта, связанного с этими процессами, могут форрмироваться два разных типа характера.

  2. Анально-удерживающий (анально-педантичный) тип формируется тогда, когда родители слишком жестко подходят к задаче приучения ребенка к туалету. Ребенок формирует инвариант «КОГДА ЧТО-ТО ИЗ МЕНЯ ВЫХОДИТ, ОСОБЕННО

БЕСКОНТРОЛЬНО – ЭТО ПЛОХО». В результате доминирующими чертами становятся потребность в контроле и самоконтроле, упрямство, скупость, методичность, скрупулёзность, пунктуальность.

  1. Анально-выталкивающий (анально-компульсивный) тип представляет собой другую противоположность. Ребенок побеждает родителей в борьбе за право делать это когда и где угодно, формируя инвариант «КОГДА ЧТО-ТО ИЗ МЕНЯ ВЫХОДИТ, ОСОБЕННО БЕСКОНТРОЛЬНО – ЭТО ХОРОШО». В результате формируется личность с одной стороны – спонтанная, творческая, с другой стороны – хаотичная, бессистемная, импульсивная. В клинических случаях такой человек может испытывать радость от очернения других, удовольствие от того, что доставил другому неприятности.

Гендерная идентичность: «комплекс Эдипа» и «комплекс Электры»


  1. К 4-5 годам ребенок вступает в новую стадию развития. Она во многом соответствует Эдиповой стадии развития, хотя и в современном понимании. Если максимально упростить этот крайне сложный механизм, то для мальчика он выглядит так.

  2. Мальчик в этом возрасте начинает испытывать интерес к противоположному полу. Самая близкая женщина для него – мать, поэтому интерес фиксируется именно на ней. Одновременно с этим он испытывает ревность по отношению к отцу. У многих мальчиков в этот период существуют неосознанные фантации о том, что «вырасту и женюсь на маме».

  3. Эдипова стадия – нормальная стадия развития ребенка. В процессе ее реализации ребенок получает четкую гендерную идентификацию «я – мальчик». Он стремится быть похожим на отца (ведь отец заслужил любовь матери). Он учится уважительному отношению к противоположному полу и т.д.

  4. Эдипова стадия заканчивается в момент осознания мальчиком факта, что когда он вырастет, мама уже состарится. В этот момент принимается ключевое для половой идентификации решение по отношению к отцу: «Если я не могу быть вместо него, я стану таким как он и найду себе женщину, похожую на маму».

  5. Так происходит в «нормальных» семьях, реализующих классическую структуру: мать – объект влечения, отец – объект идентификации. Однако при разрушении такой структуры Эдипова ситуация превращается в Эдипов комплекс. Например, если в это время отец умирает, мальчик начинает испытывать бессознательное чувство вины («я хотел ему зла – и вот он умер»). В этом случае он может отказаться от своей мужской идентичности. То же, хотя и в более мягкой степени происходит, если отец в это время уходит из семьи (особенно если мать запрещает ребенку видеться с отцом) – на бессознательном уровне для ребенка смерть отца и развод родителей – бесконечная разлука.

  6. Комплекс Электры – вариант Эдиповой ситуации, реализуемый для девочки.


Подробнее http://depressio.ru/slovar-terminov/672-kompleks-elektry.html



6. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ

Родительские послания как источник развития


  1. Важным элементом личностного опыта человека являются ключевые сообщения, полученные от родителей. Психологи называют такие сообщения «родительскими полланиями».

  2. Родительские послания могут быть сформулированы как в виде целей («будь первым», «мой сын должен стать врачом»), так и в виде запретов. В этом случае они называются родительскими запретами, или базовыми родительскими ограничениями.

Семь базовых ограничивающих родительских посланий




Подробнее о родительских запретах см. «Приложение 1».

Вербальные и невербальные послания


Некоторые родительские послания несут в себе не только прямой текст, но и подтекст, сообщаемый невербально: тембром голоса, интонацией, мимикой, жестами и т.п. В этом случае ребенок получает противоречивую информацию, в которой обычно склонен для формирования жизненного сценария ориентироваться именно на невербальный подтекст.

7. ЛИЧНОСТНЫЙ ФИЛЬТР. ТОЧКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА

Точки самостоятельного выбора


Ребенок отнюдь не является безвольным исполнителем родительских посланий. Он обладает свободой воли и принимает самостоятельные решения. Решения, принятые в ключевых точках выбора, и составляют его личностный опыт, определяя жизненный сценарий.

Абрахам Маслоу, «пирамида потребностей» и идея самоактуализации


Абрахам Маслоу, американский психолог гуманистического плана (подробнее см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Маслоу,_Абрахам_Харольд), разработчик одной из первых классификаций потребностей личности, известной как «Пирамида Маслоу».



Ключевой категорией в его теории является потребность в самоактуализации, которая понимается как «реализация потенциала, заложенного в человеке». По мнениюА. Маслоу, самоактуализация – это стремление стать всем тем, что возможно; желание в самосовершенствовании, саморазвитии, в воплощении в жизнь своего потенциала. В дальнейшем на основе этой идеи возникла целая идеология, связанная с ценностью самовыражения, стремлением человека «быть таким, какой он есть» и «любить человека таким, какой он есть».

Ж.-П. Сартр: «существование предшествует сущности»


  1. Принцип был высказан Жаном Полем Сартром

(https://ru.wikipedia.org/wiki/Сартр,_Жан-Поль) в работе «Экзистенциализм – это гуманизм» (подробнее см. Приложение 2). Существование предшествует сущности – это значит, что у человека нет исходно никакой «природы». Человек делает себя сам, своими решениями, и каждый выбор создает его как человека.

  1. В этом смысле концепция Ж.-П. Сартра противоположна концепции А. Маслоу.

Отсутствие оправданий для несвободы


Если существование предшествует сущности – то человек в своем выборе полностью и абсолютно свободен. А если он полностью свободен – он несет всю полноту ответственности за свой выбор. У него нет никаких оснований переложить эту ответственность на кого бы то ни было или на что бы то ни было. В этой игре нет внешних правил, потому что выбор правил – это тоже наше свободное решение, за которое мы несем ответственность. Ориентирами не могут быть ни родители (мы сами решаем, как отнестись к их требованиям), ни религия (мы сами выбрали, во что верить), ни требования окружающих (мы сами решаем, чьим требованиям соответствовать). Человек не просто может быть свободным, если захочет. П Сартру, «человек обречен быть свободным». Все иное – это самообман.

«Тревога Авраама»


Отсутствие возможности переложить ответственность на кого бы то ни было приводят к переживание базовой, экзистенциальной тревоги. Её источником является понимание, что никто, кроме нас самих, не может оценить правильность или неправильность наших действий.

«Тревога есть, даже если ее скрывают. Это та тревога, которую Кьеркегор называл тревогой Авраама. Вы знаете эту историю. Ангел приказал Аврааму принести в жертву сына. Хорошо, если это на самом деле был ангел, который пришел и сказал: ты – Авраам и ты пожертвуешь своим сыном. Но каждый вправе спросить: действительно ли это ангел и действительно ли я Авраам? Где доказательства? У одной сумасшедшей были галлюцинации: с ней говорили по телефону и отдавали приказания. На вопрос врача «Кто же с вами разговаривает?»

она ответила: «Он говорит, что он бог». Но что же служило ей

доказательством, что это был бог? Если мне явится ангел, то откуда я узнаю, что это и на самом деле ангел? И если я услышу голоса, то что докажет, что они доносятся с небес, а не из ада или подсознания, что это не следствие патологического состояния? Что докажет, что они обращены именно ко мне? Действительно ли я предназначен для того, чтобы навязать человечеству мою концепцию человека и мой выбор? У меня никогда не будет никакого доказательства, мне не будет дано никакого знамения, чтобы в этом убедиться. Если я услышу голос, то только мне решать, является ли он гласом ангела. Если я сочту данный поступок благим, то именно я, а не кто-то другой, решаю, что этот поступок благой, а не злой».


Тревога Авраама – реакция человека на переживание фактически собственного одиночества в мире людей.

Выбор и его последствия. Плата за выбор


Каждый наш выбор имеет определенные последствия, и, соответственно, определенную цену. То, что хорошо для нас, может быть плохо для других, и ценой нашего выбора становится их негативное отношение. Сделав выбор в сторону «налево пойдешь» (речь про русские сказки, если что!), мы отрезаем от себя все, что могли бы иметь, «пойдя направо» - и это тоже цена нашего выбора. Мы всегда платим – за каждый наш выбор. Даже если мы не выбираем – мы платим за право не выбирать.

Второй принцип психотехнологии


Если Первый принцип психотехнологии звучит как «Карта не есть местность», то второй – «КАРТА НЕ ЕСТЬ Я». Каким быть, какую когнитивную карту считать своей – это такой же наш выбор, как и остальные выборы.

Другими словами, «я такой» - не является оправданием для своего выбора. «Быть собой» может быть для нас ценностью, но каждый при этом несет ответственность за свой выбор, каким ему быть. Каждый из нас может оценить свою когнитивную карту, свои ценности и убеждения и признать, что они ему не подходят.