Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 300

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

подобно Аристотелю: источником является не причастность к божественным идеям

(либо воспоминаниям о них), но опыт, чувственное восприятие. Весь материал

познания происходит из чувств. Деятельный интеллект обрабатывает этот

материал дальше. Чувственный опыт представляет лишь индивидуальную,

единичную вещь. Собственно объектом разума является сущность, которая

заключена в отдельных вещах. Познание сущности возможно с помощью

абстракции.

На учении о душе и познании основана томистская этика. Предпосылкой

нравственного поведения Аквинат считает свободу воли. Здесь он тоже

выступает против Августина и францисканской теории. Что касается

добродетелей, то Аквинский, воспроизводя четыре традиционные греческие

добродетели: мудрость, отвагу, умеренность и справедливость, добавляет еще

три христианские: веру, надежду и любовь. Конструкция томистского учения о

добродетелях весьма сложна, но его центральная идея проста. Она основана на

предпосылке, что человеческим естеством является разум: кто против разума,

тот и против человека. Разум возвышается над волей и может ею управлять.

Смысл жизни Аквинат видит в счастье, которое в духе своего теоцентристского

мировоззрения понимал как познание и созерцание бога. Познание является

наивысшей функцией человека, бог же - неисчерпаемый

предмет познания. Конечная цель человека заключена в познании,

созерцании и любви к богу. Путь к этой цели полон испытаний, разум ведет

человека к нравственному порядку, который выражает божественный закон; разум

показывает, как следует себя вести, чтобы прийти к вечному блаженству и

счастью.

Аквинат, будучи аристотеликом, подобно Альберту Великому, интересовался

миром. У Альберта интерес склонялся прежде всего к миру природы, к

естественнонаучным вопросам. Аквинского же интересовал нравственный мир и,

таким образом, общество. Центром его интересов были духовные и социальные

проблемы. Как и греки, он помещает человека прежде всего в общество и

государство. Государство существует затем, чтобы заботиться об общем благе.

Аквинат, однако, решительно выступает против социального равенства,

сословные различия он считает вечными. Подданные должны подчиняться


господам, покорность является их основной добродетелью, как и всех христиан

в целом. Лучшая форма государства - монархия. Монарх должен быть в своем

царстве тем, чем является душа в теле, а бог в мире. Власть доброго и

справедливого короля должна быть отражением власти бога в мире.

Задача монарха - вести граждан к добродетельной жизни. Важнейшими

предпосылками для этого выступают сохранение мира и обеспечение

благосостояния граждан. Внешней целью и смыслом является достижение

небесного блаженства.. К нему человека ведет уже не государство, но церковь,

представленная священниками и наместником бога на земле - римским папой.

Роль церкви выше, чем государства, и поэтому владыки этого мира должны быть

подчинены церковной иерархии. Аквинат провозглашает необходимость

безусловного подчинения светской власти власти духовной, всеобъемлющая

власть должна принадлежать церкви.

Главным в творчестве Фомы Аквинского является разработанный им

классификационно-подчиняющий метод упорядочения, различения и размещения

отдельных знаний и сведений.

Непосредственно после смерти Аквинского вспыхнула ожесточенная борьба

за ведущую роль томизма в ордене и во всей католической церкви.

Сопротивление оказывала прежде всего францисканская теология,

ориентированная на Августина. Для нее некоторые признаки онтологии и

гносеологии Аквината были неприемлемы, например то, что человек имеет лить

одну форму (т. е. деятельность души), которой все подчинено; она не

принимала также отрицание духовной материи, признание опосредованного

познания души. И даже в самом доминиканском ордене у Аквината нашлись

противники.

В конце XIII-начале XIV в. томизм преобладал в доминиканском ордене.

Аквинский был признан его "первым доктором", в 1323 г. провозглашен святым,

в 1567 г. признан пятым учителем церкви. Твердыней томизма становится

университет в Париже (позднее - Кельн-на-Рейне). Постепенно томизм

становится официальной доктриной церкви.

В условиях новой общественной ситуации в период Ренессанса возникает

кризис томизма. В нем была формализована схоластическая мудрость,

противостоящая жизни и науке. Преодолеть это противопоставление попытались

представители так называемой второй, новой схоластики. Они происходили из

иезуитских кругов, главным образом из испанских университетов. Наиболее


выдающимся из них был Франциск Суарес, влияние которого сохранилось в

философии позднего Ренессанса и в философии XVII в.

Папа Лев XIII провозгласил 4 августа 1879 г. в энциклике "Aeterni

Patris" учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церкви. В


XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

Ц. Сансеверино, М. Либераторе, Д. Мерсье, Э. де Форж, А. Гардей, Ж.

Марешаль, Р. Гарригу-Лагранж, Ж. Маритен, Ж. Пикар, Ш. Бойе, А. Форест, Г.

Сенген, А. Брюннер, Р. Жоливе, П. Вильперт, В. Ромейер и т. д.),

расчлененный на различные направления.

ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА В XIII В.

С экономическим и политическим развитием Англии в течение XIII и XIV

вв. разрушаются прежние общественные отношения. Вспыхивают сельские и

городские восстания. Одновременно происходят столкновения и конфликты с

Римом, который выкачивает из Англии значительную часть экономического

потенциала.

В начале XIII в. здесь возникают центры, в которых ведется активная

научная деятельность. Прежде всего это был Оксфордский университет,

возникновение которого приходится примерно на то же время, что и Парижского.

Определенным преимуществом Оксфорда по сравнению с Парижем было то, что его

университет находился на периферии католического мира и он, таким образом,

был удален от римской курии. Здесь складывалась более свободная атмосфера,

благоприятная для самостоятельного развития естественных наук и философии.

В первой половине XIII в. в Оксфорде известной личностью был

францисканец Роберт Гроссетест (ок. 1168-1253), главный вдохновитель

расширения научной деятельности. Он читал еврейские, арабские и греческие

научные труды в оригинале, поэтому и был одним из тех, кто переводил

естественнонаучные труды Аристотеля непосредственно с греческого. Писал он

также и комментарии к ним.

Гроссетест был известен и как автор ряда трактатов, в которых

естественнонаучные вопросы преобладали над философскими. Историки

средневековья считали его одним из видных представителей так называемой

природной философии - натурфилософии. Он был известен не только как теоретик

- он прославился и в экспериментальных науках.

В философии Гроссетеста решающую роль играет теория света, в которой

проявилось влияние арабского неоплатонизма. В отличие от мистической позиции

Бонавентуры он не рассматривал свет как средство дематериализации знания.

Его подход предзнаменовал появление деизма: бог как творец выступает лишь в

начале, когда образуется некая световая точка, затем она мгновенно


расширяется и вызывает к жизни сферу "первого тела", состоящего из первой

материи и первой формы. Свет выступает первой формой материи, и поэтому

законы распространения света являются и законами постепенного творения

материального мира (других сфер). Без знаний о линиях, углах и фигурах

нельзя познать природу; без математики, в частности геометрии, нельзя

достичь истинного познания. Этим самым Гроссетест заложил фундамент

экспериментального естествознания и основанной на нем философии природы,

которая расшатывала господство теологии.

Основным представителем оппозиционного течения, которое сформировалось

в Оксфордском университете во второй половине XIII в., был Роджер Бэкон

(1210 - 1294). Уже в то время, когда жили великие систематики схоластики, он

не только выступал против томизма, но и потрясал принципы схоластики вообще.

Тем самым он готовил духовные предпосылки для замены средневекового типа

мышления, переворота в европейской философии и почву для английского

естественнонаучного эмпиризма. Роджер Бэкон был учеником Гроссетеста, учился

сначала в Оксфорде, затем в Париже, изучал основы всех тогдашних научных

дисциплин: математики, медицины, права, теологии, философии. В середине

столетия он вступает в орден францисканцев. Начиная с 1257 г. прерывает свою

педагогическую работу и полностью отдается научным исследованиям. Работал он

в сложных условиях, при постоянных помехах, которые ему чинило начальство.

Условия изменились, когда папой становится его приверженец Климент IV,

давший Бэкону возможность работать по осуществлению его проектов. Бэкон

сравнительно быстро написал свои главные труды (1266- 1268), но и в

последние годы продолжал интенсивно творчески работать. Его произведения не

только идейным содержанием, но и самим тоном и агрессивностью раздражали

консервативных ученых и церковную иерархию. Когда ему уже не смог помочь

папский представитель, он был заключен в монастырскую тюрьму, где и

содержался почти до самой смерти; труды его были осуждены.

Мышление Роджера Бэкона уже не было типично средневековым; он не

признавал авторитетов, был скорее индивидуалистом, который критиковал всех и

вся. Трагичность его жизненной судьбы становится понятной, если осознать,

как резко он выступил против тогда еще очень влиятельного направления -