Файл: Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Организация музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в группе
Выявление начального уровня развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста
Результаты работы по развитию музыкального кругозора детей
луновой и И. Новоскольцевой. Проводится она в виде наблюдений, индивиду- альных занятий, специальных игр-заданий. Для этого применяются игры и мно- гочисленные предметные пособия, детские музыкальные инструменты. По ито- гам мониторинга составляются новые цели и задачи в музыкальном воспитании детей, обогащении их музыкального кругозора.
Поэтому в дальнейшем на наш взгляд, необходимо провести формирую- щий этап работы, где дошкольники познакомятся с более широким кругом оте- чественных и зарубежных композиторов, а также с музыкальными стилями. Необходимо провести целенаправленную работу по развитию музыкального кругозора у дошкольников.
По результатам констатирующего этапа нами были разработаны музы- кально-дидактические игры, беседы с детьми, наблюдения, анкетирование, диа- гностический материал, оформлен музыкальный уголок группы с учетом всех требований, интересов и предпочтений детей-дошкольников.
Формирующий этап проводился в период с сентября 2019 по март 2020. Цель формирующего этапа, данной работы мы определили, как формиро-
вание основ музыкальной культуры детей, обогащение их музыкального и об-
щего кругозора, посредством музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды, продолжать знакомить детей с музыкальной культурой, разви- вать музыкальное мировоззрение.
К шести - семи годам возможности детей возросли, и мы продолжаем раз- вивать эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие дошкольников, а также учим ребят различать средства музыкальной выразительности. В этом возрасте дети знают, что музыка может быть народной (её пишет народ) и сочи- нённая композитором. На данном этапе у детей уже имеются представления о стилях музыки, они знакомы с произведениями великих мастеров. Могут на слух определить настроение произведения, а некоторые дети называют исполнителя, имена П.И.Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Петрова, В. Шаинского уже знакомы всем детям.
Детский кругозор по восприятию музыки расширяется и, слушая в записи инструментальную музыку, они различают звуки различных групп музыкальных инструментов, с удовольствием прислушиваются к музыке, в интонации которой слышат звучания реальной природы и живые интонации человеческой речи. На формирующем этапе дети могут назвать композитора, при условии показа де-
монстрационного материала, портрета композитора. Мы подготовили портреты великих композиторов в виде альбома с фотографиями, и поместили их в музы- кальную развивающую предметно-пространственную среду группы (Приложе- ние Е).
Репертуар, рекомендуемый для слушания в подготовительной группе предложен в приложении Г.
Музыкальное развитие детей осуществляется на формирующем этапе, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Занятия проводятся два раза в неделю по 25-30 минут, их построение основано на общих задачах музыкального образования.
Анализ предметно-пространственной среды группы показал, что она соот- ветствует возрастным особенностям детей, их потребностям и интересам. Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной дея- тельности (восприятие, воспроизведение, созидание), каждый из которых ориен- тирован на исполнение во всех видах детской музыкальной деятельности.
Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музы- кально-художественной деятельности, представилась необходимость направ- лять их на развитие у детей.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей ле- жит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движе- ние под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые использовались мною на прак- тике – это:
Коммуникативные
танцы
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмо- сферы принятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использова- ние которых решает задачи:
Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей за- ключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского
артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогаща- ясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.
«Хор рук»
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитии координацион- ной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
Игры звуками
В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:
Элементарное музицирование
В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использова- ние детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается исполь- зованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музы- кальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через
звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного ор- кестра! Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкаль- ность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художествен- ность.
Учитывая новые требования к взаимодействию ДОО с семьей, мы решили внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с целью развития музыкального кругозора детей дошкольного возраста.
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОО организую в нескольких направлениях: повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, семи- нары); вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них); совместная культурно-досуговая деятельность (написание сцена- риев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей). Одним из самых доступных видов музыкальной деятельности является восприятие му- зыки. Благодаря информационным технологиям музыка звучит везде - по теле- визору и радио, на компьютере и магнитофоне, на плеере и в мобильных телефо- нах. Но мало звучит классической музыки, поэтому необходимо восполнить этот пробел. Для этого нами сделана подборка аудиозаписей музыки, которую воспи- татели включают в течение дня в групповых комнатах, т. е. дети слушают музыку разных жанров, в том числе и классическую.
Познакомив, таким образом, детей с музыкальными произведениями раз- нообразных жанров, у воспитанников развиваются навыки слушания. После про- слушивания музыки мы учились высказывать свои сопереживания, размышлять
Поэтому в дальнейшем на наш взгляд, необходимо провести формирую- щий этап работы, где дошкольники познакомятся с более широким кругом оте- чественных и зарубежных композиторов, а также с музыкальными стилями. Необходимо провести целенаправленную работу по развитию музыкального кругозора у дошкольников.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Содержание работы по развитию музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной предметно-про- странственной среды
По результатам констатирующего этапа нами были разработаны музы- кально-дидактические игры, беседы с детьми, наблюдения, анкетирование, диа- гностический материал, оформлен музыкальный уголок группы с учетом всех требований, интересов и предпочтений детей-дошкольников.
Формирующий этап проводился в период с сентября 2019 по март 2020. Цель формирующего этапа, данной работы мы определили, как формиро-
вание основ музыкальной культуры детей, обогащение их музыкального и об-
щего кругозора, посредством музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды, продолжать знакомить детей с музыкальной культурой, разви- вать музыкальное мировоззрение.
К шести - семи годам возможности детей возросли, и мы продолжаем раз- вивать эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие дошкольников, а также учим ребят различать средства музыкальной выразительности. В этом возрасте дети знают, что музыка может быть народной (её пишет народ) и сочи- нённая композитором. На данном этапе у детей уже имеются представления о стилях музыки, они знакомы с произведениями великих мастеров. Могут на слух определить настроение произведения, а некоторые дети называют исполнителя, имена П.И.Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Петрова, В. Шаинского уже знакомы всем детям.
Детский кругозор по восприятию музыки расширяется и, слушая в записи инструментальную музыку, они различают звуки различных групп музыкальных инструментов, с удовольствием прислушиваются к музыке, в интонации которой слышат звучания реальной природы и живые интонации человеческой речи. На формирующем этапе дети могут назвать композитора, при условии показа де-
монстрационного материала, портрета композитора. Мы подготовили портреты великих композиторов в виде альбома с фотографиями, и поместили их в музы- кальную развивающую предметно-пространственную среду группы (Приложе- ние Е).
Репертуар, рекомендуемый для слушания в подготовительной группе предложен в приложении Г.
Музыкальное развитие детей осуществляется на формирующем этапе, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Занятия проводятся два раза в неделю по 25-30 минут, их построение основано на общих задачах музыкального образования.
Анализ предметно-пространственной среды группы показал, что она соот- ветствует возрастным особенностям детей, их потребностям и интересам. Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной дея- тельности (восприятие, воспроизведение, созидание), каждый из которых ориен- тирован на исполнение во всех видах детской музыкальной деятельности.
Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музы- кально-художественной деятельности, представилась необходимость направ- лять их на развитие у детей.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей ле- жит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движе- ние под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые использовались мною на прак- тике – это:
Коммуникативные
танцы
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмо- сферы принятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использова- ние которых решает задачи:
-
развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, -
развития двигательной координации, развития чувства ритма. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)
Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей за- ключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского
артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогаща- ясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.
«Хор рук»
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитии координацион- ной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
Игры звуками
В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:
-
звучащие жесты и музыка моего тела; -
шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожден- ная из шума.
Элементарное музицирование
В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использова- ние детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается исполь- зованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музы- кальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через
звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного ор- кестра! Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкаль- ность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художествен- ность.
Учитывая новые требования к взаимодействию ДОО с семьей, мы решили внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с целью развития музыкального кругозора детей дошкольного возраста.
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОО организую в нескольких направлениях: повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, семи- нары); вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них); совместная культурно-досуговая деятельность (написание сцена- риев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей). Одним из самых доступных видов музыкальной деятельности является восприятие му- зыки. Благодаря информационным технологиям музыка звучит везде - по теле- визору и радио, на компьютере и магнитофоне, на плеере и в мобильных телефо- нах. Но мало звучит классической музыки, поэтому необходимо восполнить этот пробел. Для этого нами сделана подборка аудиозаписей музыки, которую воспи- татели включают в течение дня в групповых комнатах, т. е. дети слушают музыку разных жанров, в том числе и классическую.
Познакомив, таким образом, детей с музыкальными произведениями раз- нообразных жанров, у воспитанников развиваются навыки слушания. После про- слушивания музыки мы учились высказывать свои сопереживания, размышлять