Файл: Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВ
Организация музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в группе
Выявление начального уровня развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста
Результаты работы по развитию музыкального кругозора детей
об увиденном – благодаря этому развивается речь, мышление, художественный вкус.
Для обучения детей музыкально-ритмическим движениям использовались видеоклипы, с помощью которых дошкольники знакомились с различными тан- цами, танцевальными композициями, особенностями их исполнения.
Для ритмического развития старших дошкольников в музыкально-ритми- ческой деятельности необходимо развивать чувство темпа, динамики, формы, характера музыки, координацию и свободу движений; а также учиться понимать и активно использовать язык в направлении его движения, учиться выполнять действия в соответствии с указаниями педагога, развивать мелкую моторику, ко- ординацию движений и речи.
Музыкально-ритмические занятия проводились музыкальным руководите- лем совместно с воспитателем. Занятия проходили в форме групповых занятий в музыкальном зале, оборудованном необходимым оборудованием. Индивидуаль- ная форма образовательной деятельности проводилась с детьми, которые про- пускали образовательную деятельность или не справлялись с предложенными заданиями. Занятия строились с учетом возрастных и индивидуальных особен- ностей детей. В ходе занятий были созданы такие условия, чтобы у детей разви- валось отношение к успеху, к принятию помощи взрослого. Исключительное значение имело непосредственное участие педагога в играх и упражнениях, поз- воляющих не только руководить деятельностью детей, поддерживать их актив- ность и самостоятельность, но и устанавливать доверительные отношения с каж- дым ребенком. Развивающая работа проводилась не только в музыкальном зале, но и была включена в режимные моменты.
Содержание и структура занятий были вариативными, с использованием визуального материала, костюмов и музыкальных инструментов.
Отдельная работа была проведена с детьми по развитию музыкального кругозора посредством музыкально-дидактических игр, которые изготавлива- лись нами на протяжении первого этапа исследовательской работы (Приложение Е).
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлени- ями, развивают их самостоятельность, способность воспринимать, различать ос- новные свойства музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-ди- дактических игр заключается в том, что они открывают ребенку путь к примене- нию полученных знаний в жизненной практике. В процессе игры дети не только приобретают специальные музыкальные знания, но и формируют необходимые личностные качества, развивают музыкальный кругозор.
Например, музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент» ис- пользовалась для развития тембрового слуха. Используется музыкально-дидак- тическая игра «Какая музыка?», «Три цветка», целью которых является развитие памяти и музыкального слуха.
В музыкальную развивающую предметно-пространственную среду были добавлены дидактические материалы и учебные пособия, которые представлены в приложении В.
Следующим видом деятельности по формированию музыкальной куль- туры детей является пение. Это одно из любимых музыкальных занятий детей. Благодаря вербальному тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает усло- вия для их музыкально-эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и глубоко прочувствовать их содержание, вызы-
вает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональ- ная отзывчивость на музыку, чувство лада, музыкально-слуховые представле- ния, чувство ритма. Кроме того, дети получают различную информацию о му- зыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, ведь он может исполнять знакомые и любимые песни в любое время суток.
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слу- шая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выра- зительный смысл, понимает структуру песни, сравнивает музыку с текстом [18, с.204].
Навыки восприятия музыки играют огромную роль в обучении пению. По- этому, прежде всего, на занятиях музыкой детям необходимо развивать эмоцио-
нальную отзывчивость на музыку. Благодаря активному пению у детей развива- ется интерес к музыке, музыкальные способности, а также развивается музы- кальный кругозор.
В процессе пения детей учат музыкальному языку, что повышает их вос- приимчивость к музыке. Постепенно они усваивают жанровую основу песни. Они развивают способность чувствовать тембровые высокие и ритмические из- менения в музыке. Дошкольник не просто осваивает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно использовать его в своей исполнительской дея- тельности. Дети до 6 лет должны самостоятельно различать звуки по длительно- сти и высоте в пределах квинты, различать на слух правильное и неправильное пение.
Для старшей группы нами был составлен список песен для пения и слуша- ния детьми, данный список представлен
в приложении Г.
С помощью технических средств обучения, презентаций и видеороликов нами была проведена работа по знакомству дошкольников с разными видами ис- кусства, такими как театр, балет, опера.
Благодаря использованию современных информационно-коммуникацион- ных технологий в непосредственно образовательной деятельности по формиро- ванию музыкальной культуры, дошкольники превращаются в активных участни- ков процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.
Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОО показывает, что использование информационных технологий способствует раскрытию, разви- тию и реализации музыкальных способностей детей-дошкольников.
Музыкальный кругозор дошкольника невозможен без взаимодействия с родителями. Вся работа с семьей осуществляется по двум направлениям:
Особенно нравятся родителям открытые занятия, на которых они полу- чают возможность наблюдать, сравнивать и перенять приемы обучения музы- кальной культуры детей.
Степень воздействия музыки на личность ребенка и успешность его при- общения к началам музыкальной культуры зависит от комплекса педагогических усилий и методов, от педагогического мастерства, внимания родителей. Куль- турная и досуговая деятельность является кульминацией образовательных про- ектов. Праздники,
развлечения, сказки, конкурсы и концерты являются синтезом различных видов творчества, игры, общения и способствуют не только эстетиче- скому воспитанию детей, а также обогащению их жизненного опыта.
Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонно- сти и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обо- гащать музыкальные впечатления. При этом полезно привлекать вспомогатель- ные средства воздействия: рассказывать сказки, читать книги, рассматривать ре- продукции картин и т.д. Если ребенок растет в семье, где звучит не только раз- влекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привы- кает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкаль- ной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредствен- ное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).
Организация работы в музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды представлена в приложении Д.
Для обучения детей музыкально-ритмическим движениям использовались видеоклипы, с помощью которых дошкольники знакомились с различными тан- цами, танцевальными композициями, особенностями их исполнения.
Для ритмического развития старших дошкольников в музыкально-ритми- ческой деятельности необходимо развивать чувство темпа, динамики, формы, характера музыки, координацию и свободу движений; а также учиться понимать и активно использовать язык в направлении его движения, учиться выполнять действия в соответствии с указаниями педагога, развивать мелкую моторику, ко- ординацию движений и речи.
Музыкально-ритмические занятия проводились музыкальным руководите- лем совместно с воспитателем. Занятия проходили в форме групповых занятий в музыкальном зале, оборудованном необходимым оборудованием. Индивидуаль- ная форма образовательной деятельности проводилась с детьми, которые про- пускали образовательную деятельность или не справлялись с предложенными заданиями. Занятия строились с учетом возрастных и индивидуальных особен- ностей детей. В ходе занятий были созданы такие условия, чтобы у детей разви- валось отношение к успеху, к принятию помощи взрослого. Исключительное значение имело непосредственное участие педагога в играх и упражнениях, поз- воляющих не только руководить деятельностью детей, поддерживать их актив- ность и самостоятельность, но и устанавливать доверительные отношения с каж- дым ребенком. Развивающая работа проводилась не только в музыкальном зале, но и была включена в режимные моменты.
Содержание и структура занятий были вариативными, с использованием визуального материала, костюмов и музыкальных инструментов.
Отдельная работа была проведена с детьми по развитию музыкального кругозора посредством музыкально-дидактических игр, которые изготавлива- лись нами на протяжении первого этапа исследовательской работы (Приложение Е).
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлени- ями, развивают их самостоятельность, способность воспринимать, различать ос- новные свойства музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-ди- дактических игр заключается в том, что они открывают ребенку путь к примене- нию полученных знаний в жизненной практике. В процессе игры дети не только приобретают специальные музыкальные знания, но и формируют необходимые личностные качества, развивают музыкальный кругозор.
Например, музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент» ис- пользовалась для развития тембрового слуха. Используется музыкально-дидак- тическая игра «Какая музыка?», «Три цветка», целью которых является развитие памяти и музыкального слуха.
В музыкальную развивающую предметно-пространственную среду были добавлены дидактические материалы и учебные пособия, которые представлены в приложении В.
Следующим видом деятельности по формированию музыкальной куль- туры детей является пение. Это одно из любимых музыкальных занятий детей. Благодаря вербальному тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает усло- вия для их музыкально-эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и глубоко прочувствовать их содержание, вызы-
вает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональ- ная отзывчивость на музыку, чувство лада, музыкально-слуховые представле- ния, чувство ритма. Кроме того, дети получают различную информацию о му- зыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, ведь он может исполнять знакомые и любимые песни в любое время суток.
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слу- шая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выра- зительный смысл, понимает структуру песни, сравнивает музыку с текстом [18, с.204].
Навыки восприятия музыки играют огромную роль в обучении пению. По- этому, прежде всего, на занятиях музыкой детям необходимо развивать эмоцио-
нальную отзывчивость на музыку. Благодаря активному пению у детей развива- ется интерес к музыке, музыкальные способности, а также развивается музы- кальный кругозор.
В процессе пения детей учат музыкальному языку, что повышает их вос- приимчивость к музыке. Постепенно они усваивают жанровую основу песни. Они развивают способность чувствовать тембровые высокие и ритмические из- менения в музыке. Дошкольник не просто осваивает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно использовать его в своей исполнительской дея- тельности. Дети до 6 лет должны самостоятельно различать звуки по длительно- сти и высоте в пределах квинты, различать на слух правильное и неправильное пение.
Для старшей группы нами был составлен список песен для пения и слуша- ния детьми, данный список представлен
в приложении Г.
С помощью технических средств обучения, презентаций и видеороликов нами была проведена работа по знакомству дошкольников с разными видами ис- кусства, такими как театр, балет, опера.
Благодаря использованию современных информационно-коммуникацион- ных технологий в непосредственно образовательной деятельности по формиро- ванию музыкальной культуры, дошкольники превращаются в активных участни- ков процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.
Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОО показывает, что использование информационных технологий способствует раскрытию, разви- тию и реализации музыкальных способностей детей-дошкольников.
Музыкальный кругозор дошкольника невозможен без взаимодействия с родителями. Вся работа с семьей осуществляется по двум направлениям:
-
Музыкальное просвещение родителей: родительские собрания, от- крытые занятия, индивидуальные консультации, листы благодарности, нагляд- ная информация в уголках, фотоальбомы. -
Приобщение к совместной музыкальной деятельности: совместные праздники родителей и детей, совместные развлечения, выставки музыкально- дидактических игр, конкурс на лучший музыкальный инструмент, сделанный своими руками.
Особенно нравятся родителям открытые занятия, на которых они полу- чают возможность наблюдать, сравнивать и перенять приемы обучения музы- кальной культуры детей.
Степень воздействия музыки на личность ребенка и успешность его при- общения к началам музыкальной культуры зависит от комплекса педагогических усилий и методов, от педагогического мастерства, внимания родителей. Куль- турная и досуговая деятельность является кульминацией образовательных про- ектов. Праздники,
развлечения, сказки, конкурсы и концерты являются синтезом различных видов творчества, игры, общения и способствуют не только эстетиче- скому воспитанию детей, а также обогащению их жизненного опыта.
Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонно- сти и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обо- гащать музыкальные впечатления. При этом полезно привлекать вспомогатель- ные средства воздействия: рассказывать сказки, читать книги, рассматривать ре- продукции картин и т.д. Если ребенок растет в семье, где звучит не только раз- влекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привы- кает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкаль- ной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредствен- ное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).
Организация работы в музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды представлена в приложении Д.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14