Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

задач:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников

школе

2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного компонента диагностики учебных достижений младших школьников

Выводы

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

Формирующий этап

чужой

Контрольный этап

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные

Приложение 3

1 класс

Чей след похож на веточку…

Вася налил ежу тёплого молока.

Синтаксис 3 класс

Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу

Предложение выражает

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

Что? что делает? кого?

В мае зацветут вишневые сады.


К.Д. Дятлова [26, с. 15-16], дополняя классификацию А.Н. Майорова, делит тесты на следующие группы:

  • по назначению: тесты текущего, тематического, рубежного и итогового контроля;

  • по степени однородности заданий по форме: мономорфные (задания одной формы) и полиморфные (задания нескольких форм).

Рассматривая, классификацию тестов, нельзя не остановиться еще на двух подходах к анализу результатов тестирования, которые в настоящее время сложились в отечественной и иностранной литературе. Общепринято рассматривать тесты, ориентированные накритерий(критериально- ориентированные) (criterion-referenced test), и тесты, ориентированные нанорму(нормативно-ориентированные) (norm-referenced test).

Для сопоставления учебных достижений каждого ученика с запланированным к изучению, усвоению объёмом знаний, умений и навыков создаются тесты, которые называют критериально-ориентированными (criterion- referenced test) [29, с. 92-93]. Их отличие от нормативно- ориентированных тестов (norm-referenced test) состоит в том, что при критериально- ориентированном подходе упор делается на то, что ученик знает и что он может выполнить по конкретному предмету, а не на то, как он выглядит на фоне других учеников.

Понимание критериальной и нормативной ориентированности как разных подходов к анализу результатов тестирования мы находим у B.C. Аванесова. Для критериально-ориентированной интерпретации «вывод выстраивается вдоль логической цепочки: задания ответы выводы о

соответствии испытуемого заданному критерию». Для нормативно- ориентированной интерпретации вывод достраивается рейтингом: задания — ответы выводы о знаниях
испытуемого рейтинг, понимаемый как вывод о месте или ранге испытуемого, по сравнению с другими» [1, с. 206].

Описание этих двух подходов в своей схематичной форме вполне, на наш взгляд, отражает смысл разницы в интерпретации.

Здесь уместно заметить, что задания, разработанные нами, носили кри- териально-ориентированный характер, то есть знания и умения, которыми должны владеть учащиеся для успешного выполнения этих заданий, рас- сматривались как образовательные цели курса русского языка.

Разработанные нами тесты представлены в разных формах: бумажной и электронной. Тесты можно использовать для текущего, тематического и промежуточного контроля.

Рассмотрим подробнее компьютерное тестирование. Главныетребованияксистемекомпьютерного контроля:

  1. тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;

  2. текст заданий компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным;

  3. полностью должны исключаться повторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестные учащимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла;

  4. компьютерный тест должен быть простым в использовании;

  5. на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок. Преимуществокомпьютерного тестирования:

  • оценивание результатов тестирования осуществляется мгновенно, автоматически фиксируется и сохраняется на длительное время;

  • возможность формирования достаточно большого количества вариантов теста, которое ограничено лишь размером банка тестовых заданий;

  • возможность реализации удобных процедур ввода, модификации тестовых материалов;

  • возможность формирования тестов, различных по уровню обученности испытуемых;

  • возможность управления как содержанием теста, так и стратегией проверок в ходе тестирования;

  • отсутствует необходимость в бумажных носителях и листах ответа,

  • при компьютерном тестировании легко ввести временные ограничения или временное отслеживание процесса тестирования, что трудноосуществимо при бумажном тестировании; это позволяет учитывать психомоторные аспекты тестируемого;

  • обеспечение одновременной проверки знаний учащихся всего класса и формирование у них мотивации для подготовки к каждому уроку;

  • повышение интереса к предмету;

  • повышается эффективность тестирования: уменьшается время тестирования (до 50% по сравнению с бумажной формой тестирования) для достижения того же уровня надежности оценивания, что ведет к уменьшению усталости тестируемого во время сеанса, что также является важным показателем в результатах тестируемых;

  • способствует большой накопляемости оценок.


Все вышеперечисленные преимущества достижимы лишь при правильной организации технологии компьютерного тестирования, что позволяет выполнять тест несколько раз в индивидуальном режиме и с осуществлением самоконтроля, потому что тестовые задания и их очередность постоянно меняются, а результаты можно увидеть сразу после выполнения учеником теста.

Отрицательныесторонывпримененииэлектронныхтестов:

  • исключение из процедуры контроля устного речевого компонента;

  • меньшее время работы в связи с ограничениями СанПиН;

  • влияние на результаты выполнения теста ИКТ-компетентности учеников;

  • снижение потребности выбора главного в прочитанном;

  • тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством;

  • в тестировании присутствует элемент случайности (случайная ошибка, угадывание ответа);

  • необходимость принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий.

Таким образом, к настоящему времени сложилась практика организации различных видов тестирования. Как видно из представленных классификаций, различные основания классификации характеризуют четыре основных взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта разработки теста:
его целевую направленность какой целью проверять?), содержание (что проверять?), структуру и форму применения.

В тестировании выделяется несколько этапов: проектирование тестов, организация тестирования и последующая обработка результатов.

Проектирование тестов является первым этапом тестирования. Технология создания тестов предполагает несколько последовательных этапов [58, 13с.]

    1. Определение целейтестирования: текущий контроль, итоговый контроль, контроль остаточных знаний и т.д. Для контролирующих тестов основной цельюявляется проверка (контроль) усвоенных обучающимися знаний и навыков по конкретному учебному предмету. Целью текущего контроля является проверка достижения предметных результатов по одной или нескольким темам учебного предмета, по одному разделу. Целью итогового контроля является проверка знаний, умений и навыков по всей учебной дисциплине в целом. Целью может быть проверка уровня остаточных знаний по дисциплине.

    2. Анализ содержанияучебного предмета, систематизацияматериала, составление структурно-логическойсхемыпредмета. Это необходимо, чтобы содержание учебного предмета было полно отражено в содержании теста.

    3. Разработка таблицспецификации(спецификация (лат. specification

- перечисление особенностей чего-либо) – подробный план содержания теста и процедуры тестирования (цель, структура теста, содержание каждой его части с указанием формы представления материала, типа и характеристик заданий, времени, отведенного на выполнение каждого из
них, и пр.)

    1. Разработка (при необходимости) тезауруса.

    2. Разработкатестовыхзаданий.Создание банка тестовых заданий.

    3. Анализ содержания и формы тестовых заданий на соответствиеспецификации,определение и корректировка процентного соотношения тестовых заданий в базе тестовых заданий по форме и уровню трудности.

    4. Формированиетестовв соответствие с целями. Определение объема и времени на выполнение. Алгоритм формирования теста может быть строгим или случайным. (При использовании алгоритма строгой последовательности необходимо указать порядок следования тестовых заданий).

    5. Разработка методикитестирования.Составление шкалыоценки,

определение диапазонаоценки.

    1. Составление инструкцийдля тестируемых и проверяющих.

    2. Апробациятеста.По результатам апробации вносятся корректировки для того, чтобы улучшить параметры теста: добавление или удаление тестовых заданий, изменение формы их предъявления, регулирование шкалы оценивания, уточнение инструкций и т.п. По результатам апробации можно делать выводы о степени трудности тестовых заданий. Задания низкой степени трудности, на которые отвечают, все испытуемые в дальнейшем не используются. Задание, на которое не ответил

никто, тщательно анализируется, и либо исключается из базы тестовых заданий, либо изменяется его форма, либо