Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников
Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные
Вася налил ежу тёплого молока.
Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу
На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес
К.Д. Дятлова [26, с. 15-16], дополняя классификацию А.Н. Майорова, делит тесты на следующие группы:
-
по назначению: тесты текущего, тематического, рубежного и итогового контроля;
-
по степени однородности заданий по форме: мономорфные (задания одной формы) и полиморфные (задания нескольких форм).
Рассматривая, классификацию тестов, нельзя не остановиться еще на двух подходах к анализу результатов тестирования, которые в настоящее время сложились в отечественной и иностранной литературе. Общепринято рассматривать тесты, ориентированные накритерий(критериально- ориентированные) (criterion-referenced test), и тесты, ориентированные нанорму(нормативно-ориентированные) (norm-referenced test).
Для сопоставления учебных достижений каждого ученика с запланированным к изучению, усвоению объёмом знаний, умений и навыков создаются тесты, которые называют критериально-ориентированными (criterion- referenced test) [29, с. 92-93]. Их отличие от нормативно- ориентированных тестов (norm-referenced test) состоит в том, что при критериально- ориентированном подходе упор делается на то, что ученик знает и что он может выполнить по конкретному предмету, а не на то, как он выглядит на фоне других учеников.
Понимание критериальной и нормативной ориентированности как разных подходов к анализу результатов тестирования мы находим у B.C. Аванесова. Для критериально-ориентированной интерпретации «вывод выстраивается вдоль логической цепочки: задания — ответы — выводы о
соответствии испытуемого заданному критерию». Для нормативно- ориентированной интерпретации вывод достраивается рейтингом: задания — ответы — выводы о знаниях
испытуемого — рейтинг, понимаемый как вывод о месте или ранге испытуемого, по сравнению с другими» [1, с. 206].
Описание этих двух подходов в своей схематичной форме вполне, на наш взгляд, отражает смысл разницы в интерпретации.
Здесь уместно заметить, что задания, разработанные нами, носили кри- териально-ориентированный характер, то есть знания и умения, которыми должны владеть учащиеся для успешного выполнения этих заданий, рас- сматривались как образовательные цели курса русского языка.
Разработанные нами тесты представлены в разных формах: бумажной и электронной. Тесты можно использовать для текущего, тематического и промежуточного контроля.
Рассмотрим подробнее компьютерное тестирование. Главныетребованияксистемекомпьютерного контроля:
-
тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию; -
текст заданий компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным; -
полностью должны исключаться повторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестные учащимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла; -
компьютерный тест должен быть простым в использовании; -
на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок. Преимуществокомпьютерного тестирования:
-
оценивание результатов тестирования осуществляется мгновенно, автоматически фиксируется и сохраняется на длительное время; -
возможность формирования достаточно большого количества вариантов теста, которое ограничено лишь размером банка тестовых заданий; -
возможность реализации удобных процедур ввода, модификации тестовых материалов; -
возможность формирования тестов, различных по уровню обученности испытуемых; -
возможность управления как содержанием теста, так и стратегией проверок в ходе тестирования; -
отсутствует необходимость в бумажных носителях и листах ответа, -
при компьютерном тестировании легко ввести временные ограничения или временное отслеживание процесса тестирования, что трудноосуществимо при бумажном тестировании; это позволяет учитывать психомоторные аспекты тестируемого; -
обеспечение одновременной проверки знаний учащихся всего класса и формирование у них мотивации для подготовки к каждому уроку; -
повышение интереса к предмету; -
повышается эффективность тестирования: уменьшается время тестирования (до 50% по сравнению с бумажной формой тестирования) для достижения того же уровня надежности оценивания, что ведет к уменьшению усталости тестируемого во время сеанса, что также является важным показателем в результатах тестируемых; -
способствует большой накопляемости оценок.
Все вышеперечисленные преимущества достижимы лишь при правильной организации технологии компьютерного тестирования, что позволяет выполнять тест несколько раз в индивидуальном режиме и с осуществлением самоконтроля, потому что тестовые задания и их очередность постоянно меняются, а результаты можно увидеть сразу после выполнения учеником теста.
Отрицательныесторонывпримененииэлектронныхтестов:
-
исключение из процедуры контроля устного речевого компонента; -
меньшее время работы в связи с ограничениями СанПиН; -
влияние на результаты выполнения теста ИКТ-компетентности учеников; -
снижение потребности выбора главного в прочитанном; -
тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством; -
в тестировании присутствует элемент случайности (случайная ошибка, угадывание ответа); -
необходимость принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий.
Таким образом, к настоящему времени сложилась практика организации различных видов тестирования. Как видно из представленных классификаций, различные основания классификации характеризуют четыре основных взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта разработки теста:
его целевую направленность (с какой целью проверять?), содержание (что проверять?), структуру и форму применения.
В тестировании выделяется несколько этапов: проектирование тестов, организация тестирования и последующая обработка результатов.
Проектирование тестов является первым этапом тестирования. Технология создания тестов предполагает несколько последовательных этапов [58, 13с.]
-
Определение целейтестирования: текущий контроль, итоговый контроль, контроль остаточных знаний и т.д. Для контролирующих тестов основной цельюявляется проверка (контроль) усвоенных обучающимися знаний и навыков по конкретному учебному предмету. Целью текущего контроля является проверка достижения предметных результатов по одной или нескольким темам учебного предмета, по одному разделу. Целью итогового контроля является проверка знаний, умений и навыков по всей учебной дисциплине в целом. Целью может быть проверка уровня остаточных знаний по дисциплине. -
Анализ содержанияучебного предмета, систематизацияматериала, составление структурно-логическойсхемыпредмета. Это необходимо, чтобы содержание учебного предмета было полно отражено в содержании теста. -
Разработка таблицспецификации(спецификация (лат. specification
- перечисление особенностей чего-либо) – подробный план содержания теста и процедуры тестирования (цель, структура теста, содержание каждой его части с указанием формы представления материала, типа и характеристик заданий, времени, отведенного на выполнение каждого из
них, и пр.)
-
Разработка (при необходимости) тезауруса. -
Разработкатестовыхзаданий.Создание банка тестовых заданий. -
Анализ содержания и формы тестовых заданий на соответствиеспецификации,определение и корректировка процентного соотношения тестовых заданий в базе тестовых заданий по форме и уровню трудности. -
Формированиетестовв соответствие с целями. Определение объема и времени на выполнение. Алгоритм формирования теста может быть строгим или случайным. (При использовании алгоритма строгой последовательности необходимо указать порядок следования тестовых заданий). -
Разработка методикитестирования.Составление шкалыоценки,
определение диапазонаоценки.
-
Составление инструкцийдля тестируемых и проверяющих. -
Апробациятеста.По результатам апробации вносятся корректировки для того, чтобы улучшить параметры теста: добавление или удаление тестовых заданий, изменение формы их предъявления, регулирование шкалы оценивания, уточнение инструкций и т.п. По результатам апробации можно делать выводы о степени трудности тестовых заданий. Задания низкой степени трудности, на которые отвечают, все испытуемые в дальнейшем не используются. Задание, на которое не ответил
никто, тщательно анализируется, и либо исключается из базы тестовых заданий, либо изменяется его форма, либо