Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

задач:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников

школе

2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного компонента диагностики учебных достижений младших школьников

Выводы

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

Формирующий этап

чужой

Контрольный этап

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные

Приложение 3

1 класс

Чей след похож на веточку…

Вася налил ежу тёплого молока.

Синтаксис 3 класс

Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу

Предложение выражает

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

Что? что делает? кого?

В мае зацветут вишневые сады.

Педагогическоетестирование это измерение знаний учащихся, основанное на применении педагогических тестов. Оно включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и

последующую обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых [37]. В педагогике, как правило, тестирование выступает в качестве метода измерения, а в качестве измерительного средства – тест. При этом педагогическийтестрассматривается как инструмент оценивания обученности учащихся стандартизованной формы [1].

Рассмотрим понятие «тест» подробнее. К концу ХХ века сложились разные трактовки этого понятия. Например, составитель знаменитого

«Словаря русского языка» С.И. Ожегов определяет понятие «тест» следующим образом: «пробное задание, исследование, испытание» [51, с. 796]. При таком толковании под «тест» под можно подвести почти любое средство контроля. С такой трактовкой трудно согласиться, проблема состоит в том, что смысл слова и смысл научного понятия заметно различаются. Теоретик тестологии B.C. Аванесов замечает: «При опоре на обыденный смысл слова исчезает восприятие специфики теста, как научно обоснованного метода исследованиями как совокупности существенных признаков, отличающих тест от других форм и методов проверки знаний» [1, с. 187].

JI.B. Болотник определяет понятие «тест» как измерительное средство, основная задача которого поставить в соответствие результатам деятельности учащегося число [12, с. 163].

Интересен
взгляд на тест, высказанный В.В. Зиновьевым, В.П. Левиным, А.Н. Майоровым. Авторы учитывают особенности процедуры создания, использования заданий, анализа результатов. Например, А.Н. Майоров в своей известной работе «Теория и практика создания тестов для системы образования» (2000) пишет: «Тест — это инструмент, состоящий из квалимет- рически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в

процессе систематического обучения» [42, с. 13, 33.]. Таким образом, тест в качестве составляющих должен иметь по крайней мере три элемента систему заданий, зафиксированную документально технологию предъявления и отработанную систему проверки, обработки и анализа результатов, которые должны составлять единство.

В отличии от психологического, педагогический тест определяется как

«наборзаданийпо пройденному материалу, позволяющий установить степень овладения им» [42, с. 176]. Подобную же мысль высказывает И.П. Подласый: «тест обученности это совокупность, заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня-(степени) усвоения, определённых аспектов (частей) содержания обучения [58, с. 558]. Касаясь этого вопроса, В.А. Хлебников, Ю.М. Нейман, B.C. Панфёров, А.И. Самыловский, И.Ф. Шарыгин пишут «тест суть некоторая выборка заданий из предметной области, для оценивания достижений учащихся в которой тест предназначен» [81, с. 122-123].

В данной работе, вслед за B.C. Аванесовым, педагогический тест будет
пониматься как «системазаданийопределённогосодержания,возрастающейтрудности,специфическойформы,позволяющаякачественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний,умений,навыковипредставлений»[3, с. 34]. Нам кажется, что данное определение достаточно кратко и вместе с тем полно отражает состав теста и его целевое назначение. Наиболее важным в этом определении является выделение специфических признаков, отделяющих тесты от других измерителей.

Системаозначает, что в тесте собраны такие задания, которые обладают системообразующими свойствами. Хотя любой тест состоит из тестовых заданий, последние представляют не совокупность произвольно объединённых заданий, а именно систему. Тест, как система, обладает составом, целостностью и структурой. По мнению B.C. Аванесова, тест

состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность означает взаимосвязь заданий. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества измерения. Структуру теста образует способ связи заданий между собой. Здесь каждое задание связано с другими через общее содержание [1, с. 193].

Важным системообразующим признаком выступает требование известной степени трудности тестовых заданий, которые располагаются в тесте по возрастающей от лёгких заданий к более трудным.
По мысли учёного, в тесте, сформированном по принципу расположения заданий по возрастающей степени трудности, нет места заданиям с неизвестной» мерой трудности.

Два других системообразующих понятия - содержаниеиформа- относятся и к каждому заданию в структуре теста, и к самому тесту в целом. Содержание педагогического теста определяется как оптимальное отображение содержания учебной дисциплины (учебных элементов) в системе тестовых заданий. Форма тестовых заданий это средство организации, упорядочения и существования содержания теста.

Анализ отдельных приведённых положений и научных мнений позволяет выделить следующие существенные признаки педагогического теста:

  • специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих объективно и надёжно оценить исследуемые качества и свойства на основе использования статистических методов;

  • система заданий специфической формы, определённого содержания, возрастающей трудности, которая позволяет качественно измерить и оценить уровень знаний, умений, навыков учеников.

Активное использование тестов в практике обучения позволяет выявить его сильные и слабые стороны.

Сильныесторонытестирования

  • Тестирование является качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

  • Тестирование объективный метод, оно ставит всех учеников в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.

  • Тесты - это ёмкий инструмент контроля и оценки, поскольку могут включать в себя большое количество заданий по разным темам предмета. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу (или теме), исключив элемент случайности.

  • Тест - это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, может состоять из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.

  • Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает всего полтора часа.

  • Тестирование вызывает интерес у детей, так как воспринимается ими как новая игра. Высокая мотивация выполнения заданий дает, как правило, хороший результат.

  • Тестирование использует единую процедуру, которую можно освоить, и единые критерии оценки, что приводит к снижению нервного напряжения.

  • Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

  • Тесты могут быть использованы не только учителем с целью контроля уровня знаний, но и сами школьники могут использовать их для самообучения и самоконтроля.


Слабыесторонытестирования

  • Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин ещё не разработаны, а разработанные обычно имеют очень низкое качество.

  • Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

  • Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону: ученик не имеет достаточно времени для глубокого анализа темы.

  • Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

  • В тестировании присутствует элемент случайности. Причиной этого может быть, как случайная ошибка, так и угадывание ответа. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

В современной тестологии и педагогике выделяются разные классификации тестов. Рассмотрим лишь некоторые из них.

С точки зрения содержания, структуры и процедуры создания B.C. Аванесов [1, с. 189-192] выделяет следующие виды тестов: гомогенные, гетерогенные, интегративные и адаптивные тесты. Гомогенные и гетерогенные образуют группу традиционных тестов. Соответственно,

интегративные и адаптивные можно отнести к поколению новых тестов (см. рисунок 1).



Рис.1. КлассификациятестовB.C.Аванесова

    • Традиционный тест, по B.C. Аванесову [1, с. 189], представляет собой стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленно- сти. В таком« тесте все учащиеся отвечают на одни» и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная щель применения традиционных тестов - установить отношение порядка между учащимися по уровню проявляемых при тестировании знаний. И на этой основе определить место (или рейтинг) каждого на заданном множестве учащихся.