Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников
Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные
Вася налил ежу тёплого молока.
Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу
На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес
можно назвать сравнительно более эффективным.
Следовательно, проектирование теста – это процесс, состоящий из ряда последовательных этапов, предполагающий проверку показателей качества теста.
Вторым шагом тестирования является его организация. Процедура тестирования связана с определенными правилами проведениятестированияи интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны. В.И. Загвязинский, Р.Р. Атаханов [32] называют эти правила: 1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования; 2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно; 3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи; 4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание; 5) предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности; 6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач; 7) накопление исследователем сведений, получаемых другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.
Как уже было отмечено, каждый тест сопровождается конкретной инструкцией и методическими указаниями по обработке и интерпретацииполучаемыхданных. За выполнение каждого тестового задания испытуемому выставляются баллы. Необходимо указать тип используемой шкалы оценивания.
Номинальная шкала предполагает, что за правильный ответ к каждому заданию выставляется один балл, за неправильный — ноль. В соответствии
с номинальной шкалой, оценивается всё задание в целом, а не какая-либо из его частей.
В заданиях с выбором нескольких верных ответов, заданиях на установление правильной последовательности, заданиях на установление соответствия, заданиях открытой формы можно использовать порядковуюшкалу. В этом случае баллы выставляются не за всё задание, а за тот или иной выбор в каждом задании, например, выбор варианта, выбор соответствия, выбор ранга, выбор дополнения.
В соответствии с порядковой шкалой за каждое задание устанавливается максимальное количество баллов, например, три. Три балла выставляются за все верные выборы в одном задании, два балла - за одну ошибку, один - за две ошибки, ноль — за полностью неверный ответ.
Правила оценки всего теста. Общая сумма баллов за все правильные ответы составляет наивысший балл, например 90 баллов. В спецификации указывается общий наивысший балл по тесту. Также устанавливается диапазон баллов, которые необходимо набрать для того, чтобы получить отличную,
хорошую, удовлетворительную или неудовлетворительную оценки.
В процентном соотношении оценки (по пятибалльной системе) могут быть выставлены в следующих диапазонах:
«2» - менее 50%;
«3» - 50%-65%;
«4» - 65%-85%;
«5» - 85%-100%.
Отметим, что при критериально-ориентированных тестах шкала может быть иной, так как важно проверить сформированность отдельных умений и выявить их прирост.
Тест как инструмент оценки достижений учеников формируется из базы тестовых заданий. В зависимости от цели тестирования (вида контроля) в тест отбираются конкретные тестовые задания.
Вслед за К.Д. Дятловой, будем определять тестовое задание как
«минимальную законченную составляющую единицу педагогического теста в виде проверочного задания специфической формы (тестовой формы задания)» [48, с. 13].
Содержание, логическая структура и форма тестового задания должны удовлетворять ряду специфических требований и обеспечивать однозначность оценок результатов испытуемых в выбранной шкале.
Содержание тестового задания должно отражать содержание учебного предмета (предметные планируемые результаты) и соответствовать образовательной программе.
Логическая структура тестового задания включает инструкцию для учащихся, текст задания (вопроса), однозначный правильный ответ и набор показателей для оценивания (критерии и шкалы).
Тестовое задание может быть представлено в одной из стандартизованных форм:
Выбор формы тестового задания зависит от того, какой вид знаний следует проверить. Так, для оценки фактологических знаний (знаний конкретных фактов, названий, имён, дат, понятий) лучше использовать тестовые задания закрытой или открытой формы; ассоциативных знаний (знаний о взаимосвязи определений и фактов, авторов и их теорий, сущности и явления, о соотношении между различными предметами, законами, датами)
- заданий на установление соответствия; процессуальных знаний (знаний правильной последовательности различных действий, процессов) - заданий на определение правильной последовательности.
Форма предъявления тестового задания влияет на его уровень трудности. Самые легкие – задания закрытого типа с единичным выбором, так как направлены на воспроизведение имеющихся знаний. Самая трудная форма тестового задания - на упорядочение и на соответствие. Открытая форма и закрытая форма с несколькими правильными ответами – это формы тестовых заданий со средним уровнем сложности.
Тестовоезаданиезакрытойформы
не допускает наличия в общем перечне ответов следующих вариантов:
«все ответы верны» или «нет правильного ответа».
Вариантов выбора (дистракторов) рекомендуется не менее 4 и не более 6. Если дистракторов мало, то возрастает вероятность угадывания правильного ответа, если слишком много, то делает задание громоздким. Кроме того, дистракторы в большом количестве часто бывают неоднородными, и тестируемый сразу исключает их, что также способствует угадыванию. Дистракторы должны быть приблизительно одной длины. Не допускается наличие повторяющихся фраз (слов) в дистракторах.
Тестовоезаданиеоткрытойформы
В заданиях открытой формы готовые ответы с выбором не даются. Требуется сформулированное самим тестируемым заключение. Задания открытой формы имеют вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов. В качестве ключевых элементов могут быть: число, буква, слово или словосочетание. При формулировке задания на месте ключевого элемента необходимо поставить прочерк или многоточие. Утверждение превращается в истинное высказывание, если ответ правильный, и в ложное высказывание, если ответ неправильный. Необходимо предусмотреть наличие всех возможных вариантов правильного ответа и отразить их в ключе, поскольку отклонения от эталона (правильного ответа) могут быть зафиксированы проверяющим как неверные. Особенно это важно при применении технологии компьютерного тестирования.
Тестовыезаданиянаустановлениеправильнойпоследовательности
Такое задание
Следовательно, проектирование теста – это процесс, состоящий из ряда последовательных этапов, предполагающий проверку показателей качества теста.
Вторым шагом тестирования является его организация. Процедура тестирования связана с определенными правилами проведениятестированияи интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны. В.И. Загвязинский, Р.Р. Атаханов [32] называют эти правила: 1) информирование испытуемого о целях проведения тестирования; 2) ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно; 3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи; 4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание; 5) предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности; 6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач; 7) накопление исследователем сведений, получаемых другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.
Как уже было отмечено, каждый тест сопровождается конкретной инструкцией и методическими указаниями по обработке и интерпретацииполучаемыхданных. За выполнение каждого тестового задания испытуемому выставляются баллы. Необходимо указать тип используемой шкалы оценивания.
Номинальная шкала предполагает, что за правильный ответ к каждому заданию выставляется один балл, за неправильный — ноль. В соответствии
с номинальной шкалой, оценивается всё задание в целом, а не какая-либо из его частей.
В заданиях с выбором нескольких верных ответов, заданиях на установление правильной последовательности, заданиях на установление соответствия, заданиях открытой формы можно использовать порядковуюшкалу. В этом случае баллы выставляются не за всё задание, а за тот или иной выбор в каждом задании, например, выбор варианта, выбор соответствия, выбор ранга, выбор дополнения.
В соответствии с порядковой шкалой за каждое задание устанавливается максимальное количество баллов, например, три. Три балла выставляются за все верные выборы в одном задании, два балла - за одну ошибку, один - за две ошибки, ноль — за полностью неверный ответ.
Правила оценки всего теста. Общая сумма баллов за все правильные ответы составляет наивысший балл, например 90 баллов. В спецификации указывается общий наивысший балл по тесту. Также устанавливается диапазон баллов, которые необходимо набрать для того, чтобы получить отличную,
хорошую, удовлетворительную или неудовлетворительную оценки.
В процентном соотношении оценки (по пятибалльной системе) могут быть выставлены в следующих диапазонах:
«2» - менее 50%;
«3» - 50%-65%;
«4» - 65%-85%;
«5» - 85%-100%.
Отметим, что при критериально-ориентированных тестах шкала может быть иной, так как важно проверить сформированность отдельных умений и выявить их прирост.
Тест как инструмент оценки достижений учеников формируется из базы тестовых заданий. В зависимости от цели тестирования (вида контроля) в тест отбираются конкретные тестовые задания.
Вслед за К.Д. Дятловой, будем определять тестовое задание как
«минимальную законченную составляющую единицу педагогического теста в виде проверочного задания специфической формы (тестовой формы задания)» [48, с. 13].
Содержание, логическая структура и форма тестового задания должны удовлетворять ряду специфических требований и обеспечивать однозначность оценок результатов испытуемых в выбранной шкале.
Содержание тестового задания должно отражать содержание учебного предмета (предметные планируемые результаты) и соответствовать образовательной программе.
Логическая структура тестового задания включает инструкцию для учащихся, текст задания (вопроса), однозначный правильный ответ и набор показателей для оценивания (критерии и шкалы).
-
Инструкция должна указывать на то, что должен сделать испытуемый, каким образом выполнять задание, где и как делать пометки и записи. -
Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания. -
Правильный ответ — обязательный элемент любого тестового задания, так как позволяет точно проанализировать правильность выполнения задания. -
Критерии и шкалы оценивания позволяют проверяющему верно определить качество выполнения задания и обеспечивают перевод оценки в баллы.
Тестовое задание может быть представлено в одной из стандартизованных форм:
-
закрытой (с выбором одного или нескольких ответов), -
открытой, -
на установление правильной последовательности, -
на установление соответствия.
Выбор формы тестового задания зависит от того, какой вид знаний следует проверить. Так, для оценки фактологических знаний (знаний конкретных фактов, названий, имён, дат, понятий) лучше использовать тестовые задания закрытой или открытой формы; ассоциативных знаний (знаний о взаимосвязи определений и фактов, авторов и их теорий, сущности и явления, о соотношении между различными предметами, законами, датами)
- заданий на установление соответствия; процессуальных знаний (знаний правильной последовательности различных действий, процессов) - заданий на определение правильной последовательности.
Форма предъявления тестового задания влияет на его уровень трудности. Самые легкие – задания закрытого типа с единичным выбором, так как направлены на воспроизведение имеющихся знаний. Самая трудная форма тестового задания - на упорядочение и на соответствие. Открытая форма и закрытая форма с несколькими правильными ответами – это формы тестовых заданий со средним уровнем сложности.
Тестовоезаданиезакрытойформы
-
Если к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный и остальные неправильные), то такие задания называются заданиями с выбором одного правильного ответа или с единичным выбором. При использовании этой формы следует руководствоваться правилом: в каждом задании с выбором одного правильного ответа правильный ответ должен быть. -
Помимо этого, бывают задания с выбором нескольких правильных ответов, или с множественным выбором. Подобная форма заданий
не допускает наличия в общем перечне ответов следующих вариантов:
«все ответы верны» или «нет правильного ответа».
Вариантов выбора (дистракторов) рекомендуется не менее 4 и не более 6. Если дистракторов мало, то возрастает вероятность угадывания правильного ответа, если слишком много, то делает задание громоздким. Кроме того, дистракторы в большом количестве часто бывают неоднородными, и тестируемый сразу исключает их, что также способствует угадыванию. Дистракторы должны быть приблизительно одной длины. Не допускается наличие повторяющихся фраз (слов) в дистракторах.
Тестовоезаданиеоткрытойформы
В заданиях открытой формы готовые ответы с выбором не даются. Требуется сформулированное самим тестируемым заключение. Задания открытой формы имеют вид неполного утверждения, в котором отсутствует один или несколько ключевых элементов. В качестве ключевых элементов могут быть: число, буква, слово или словосочетание. При формулировке задания на месте ключевого элемента необходимо поставить прочерк или многоточие. Утверждение превращается в истинное высказывание, если ответ правильный, и в ложное высказывание, если ответ неправильный. Необходимо предусмотреть наличие всех возможных вариантов правильного ответа и отразить их в ключе, поскольку отклонения от эталона (правильного ответа) могут быть зафиксированы проверяющим как неверные. Особенно это важно при применении технологии компьютерного тестирования.
Тестовыезаданиянаустановлениеправильнойпоследовательности
Такое задание