Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников
Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные
Вася налил ежу тёплого молока.
Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу
На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес
не исчезает, не отменяется, а продолжает оставаться в резерве и выступает у детей на чальной школы при решении новых, трудных для них задач. С переходом мышления во «внутренний план» изменяются и выполняемые ребёнком практические действия, они теряют поисковый, проблемный характер, пре- вращаясь в действия исполнительские. Задача учителя — поднять мышление ребёнка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. Д.Б. Эльконин подчёркивал, что «благодаря переходу мышления на,новую, более высокую ступень... память становится мыслящей, а восприятие думающим» [87, с. 255]. Обучение школьника рациональным, осмысленным способам умственных действий, их
применению в чёткой и логической; последовательности на основе обобщённого восприятия предлагаемых задач - одно из самых существенных условий воспитания мыслительной активности детей в начальной школе (Л.Ф. Обухова; Н.Ф. Талызина и др.)
В школьный возраст, как отмечает Выготский, ребёнок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти; которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль, учителя. Высокоорганизованная, систематически осуществляемая и результативная умственная деятельность учащихся, принося им чувство большого удовлетворения, обеспечивает развитие познавательного отношения
ребёнка к окружающему [87, с. 272].
Перестройка внешней жизни младшего школьника, по мнению Л.М.Фридмана [81, с. 3-4], сопровождается перестройкой его внутренней психической жизни, главное изменение которой состоит в том, чтопсихические процессы приобретают характер произвольности — ребёнок научается управлять ими, управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением. По сравнению с дошкольника- мимладший школьникстановится более уравновешенным, более спокойным.
Рассмотренные нами особенности познавательных процессов необходимо учитывать при составлении тестовых заданий для учащихся начальных классов и использовании их в начальной школе.
Так, для учащихся 1 класса тестовые задания отличаются краткостью формулировок, точностью, однозначностью. Зачастую используются однотипные формулировки заданий. Предлагаются тестовые задания с выбором одного правильного ответа, так как они наиболее доступны детям младшего школьного возраста. Графическое оформление тестового задания тоже должно быть доступным и понятным первокласснику. Место для ответа
выделяется одинаково, размер шрифта тестовых заданий большой, соответствует возрасту детей, все задания теста располагаются на одной странице. Объём теста небольшой, включает в себя не более 4-5 заданий.
По мере обучения совершенствовалась познавательная деятельность младших школьников. Постепенно дети овладевали способами выполнения заданий, справлялись с тестом быстрее. Это дало возможность усложнять формулировки заданий, предлагать
задания с несколькими вариантами ответов, вводить новые виды заданий, сочетать в одном тесте задания разных видов. Постепенно усложняющиеся тестовые задания требовали от учащегося разнообразных форм мыслительной деятельности, избирательного применения ранее приобретённых знаний и приёмов. Мы старались предлагать задания творческого плана, с ловушками, на умение догадываться, стало больше речевых заданий. При этом каждое усложнение, предусмотренное нами в процессе обучения, рассматривалось подробно в классе, чтобы потом у ребёнка не было затруднений.
Важным было предусмотреть развитие способности к рефлексии, которая проявляется в умении отличать известное от неизвестного, знание от незнания, в способности определить, каких знаний и умений не хватает для успешных действий; в умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным; в умении оценивать мысли и действия других людей. Мы предусмотрели различные формы работы для развития этой способности у ребёнка: самопроверку, само- и взаимоо- оценку выполненных тестовых заданий. Совместно распределенная организация работы учащихся была введена уже с первого класса в форме работы по парам, когда один выполняет то или иное задание, а другой выступает в роли контролера и оценщика.
С учётом дидактических факторов нами были разработаны требования к содержанию и оформлению тестовых заданий для учащихся начальных классов:
■краткость формулировок;
■соотнесённость содержания материала с видом задания;
■выбор наиболее доступных и приемлемых для учащихся каждого класса формулировок заданий;
■адекватность инструкции виду и содержанию задания;
■одинаковость критериев оценки ответов.
Рассмотрим их более подробно.
нет ни одного лишнего слова и даже знака, в то время как вопрос требует ряда;дополнительных слов; и знаков для выражения требуемого смысла, значения и интонации» [6, с. 12].
Однако, как показывает наш опыт, хорошо сформулированное задание в форме вопроса ничем не уступает хорошо сформулированному заданию в форме утверждения. Мало того, в рекомендациях по составлению тестовых заданий Голландского института С1ТО даётся такая рекомендация
«Предпочтительнее применять прямые вопросы, представляющие собой» полное предложение с вопросительным знаком на конце» [1, с. 98]. Кроме того, выбор способа формулировки тестового задания в форме утверждения или в форме вопроса должен определяться двумя обстоятельствами. Во- первых, необходимо выбирать ту форму, которая будет максимально понятна для детей, и, во-вторых, один из видов заданий требует непременного формулирования вопроса в виде утверждения— это задания альтернативных ответов, поскольку они предполагают согласие или несогласие, которые можно отнести к утверждениям.
применению в чёткой и логической; последовательности на основе обобщённого восприятия предлагаемых задач - одно из самых существенных условий воспитания мыслительной активности детей в начальной школе (Л.Ф. Обухова; Н.Ф. Талызина и др.)
В школьный возраст, как отмечает Выготский, ребёнок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти; которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль, учителя. Высокоорганизованная, систематически осуществляемая и результативная умственная деятельность учащихся, принося им чувство большого удовлетворения, обеспечивает развитие познавательного отношения
ребёнка к окружающему [87, с. 272].
Перестройка внешней жизни младшего школьника, по мнению Л.М.Фридмана [81, с. 3-4], сопровождается перестройкой его внутренней психической жизни, главное изменение которой состоит в том, чтопсихические процессы приобретают характер произвольности — ребёнок научается управлять ими, управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением. По сравнению с дошкольника- мимладший школьникстановится более уравновешенным, более спокойным.
Рассмотренные нами особенности познавательных процессов необходимо учитывать при составлении тестовых заданий для учащихся начальных классов и использовании их в начальной школе.
Так, для учащихся 1 класса тестовые задания отличаются краткостью формулировок, точностью, однозначностью. Зачастую используются однотипные формулировки заданий. Предлагаются тестовые задания с выбором одного правильного ответа, так как они наиболее доступны детям младшего школьного возраста. Графическое оформление тестового задания тоже должно быть доступным и понятным первокласснику. Место для ответа
выделяется одинаково, размер шрифта тестовых заданий большой, соответствует возрасту детей, все задания теста располагаются на одной странице. Объём теста небольшой, включает в себя не более 4-5 заданий.
По мере обучения совершенствовалась познавательная деятельность младших школьников. Постепенно дети овладевали способами выполнения заданий, справлялись с тестом быстрее. Это дало возможность усложнять формулировки заданий, предлагать
задания с несколькими вариантами ответов, вводить новые виды заданий, сочетать в одном тесте задания разных видов. Постепенно усложняющиеся тестовые задания требовали от учащегося разнообразных форм мыслительной деятельности, избирательного применения ранее приобретённых знаний и приёмов. Мы старались предлагать задания творческого плана, с ловушками, на умение догадываться, стало больше речевых заданий. При этом каждое усложнение, предусмотренное нами в процессе обучения, рассматривалось подробно в классе, чтобы потом у ребёнка не было затруднений.
Важным было предусмотреть развитие способности к рефлексии, которая проявляется в умении отличать известное от неизвестного, знание от незнания, в способности определить, каких знаний и умений не хватает для успешных действий; в умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным; в умении оценивать мысли и действия других людей. Мы предусмотрели различные формы работы для развития этой способности у ребёнка: самопроверку, само- и взаимоо- оценку выполненных тестовых заданий. Совместно распределенная организация работы учащихся была введена уже с первого класса в форме работы по парам, когда один выполняет то или иное задание, а другой выступает в роли контролера и оценщика.
С учётом дидактических факторов нами были разработаны требования к содержанию и оформлению тестовых заданий для учащихся начальных классов:
■краткость формулировок;
■соотнесённость содержания материала с видом задания;
■выбор наиболее доступных и приемлемых для учащихся каждого класса формулировок заданий;
-
правильность расположения элементов задания;
■адекватность инструкции виду и содержанию задания;
■одинаковость критериев оценки ответов.
Рассмотрим их более подробно.
-
Краткостьформулировокобеспечивается тщательным подбором слов, позволяющих минимумом средств добиваться максимума .ясности смысла задания. Исключаются повторы, слова, затрудняющие восприятие смысла. Кроме того, для достижения краткости, в каждом, задании лучше спрашивать о чём-то одном [6, с. 39]. -
Соотнесённость содержания материалас видом задания—это средство упорядочения и эффективной организации содержания теста. Тип и вид заданий правильные, если они позволяют точно выразить содержание, понятны для детей, исключают возможность появления ошибочных ответов. -
Выбор наиболее доступных и приемлемых для учащихся каждогокласса формулировок заданий. B.C. Аванесов считает, что тестовые задания нужно формулировать в форме утверждений, поскольку «эта форма во многих случаях заменяет вопросы» [6, с. 11]. Он предъявляет требования к тестовым заданиям, исходя из следующей логики: «Учебные вопросы многословны и порождают ответы, полные и неполные, правильные и неправильные, разные по форме, содержанию и по структуре, вследствие чего оценка таких ответов требует обязательного участия преподавателя и сопровождается некоторой долей субъективизма». Это связано со словесным составом задания в тестовой форме: смысл тестового утверждения, излагаемого в простой структуре предложения в повествовательной форме улавливается- всегда лучше, чем смысл вопроса. В тестовых утверждениях
нет ни одного лишнего слова и даже знака, в то время как вопрос требует ряда;дополнительных слов; и знаков для выражения требуемого смысла, значения и интонации» [6, с. 12].
Однако, как показывает наш опыт, хорошо сформулированное задание в форме вопроса ничем не уступает хорошо сформулированному заданию в форме утверждения. Мало того, в рекомендациях по составлению тестовых заданий Голландского института С1ТО даётся такая рекомендация
«Предпочтительнее применять прямые вопросы, представляющие собой» полное предложение с вопросительным знаком на конце» [1, с. 98]. Кроме того, выбор способа формулировки тестового задания в форме утверждения или в форме вопроса должен определяться двумя обстоятельствами. Во- первых, необходимо выбирать ту форму, которая будет максимально понятна для детей, и, во-вторых, один из видов заданий требует непременного формулирования вопроса в виде утверждения— это задания альтернативных ответов, поскольку они предполагают согласие или несогласие, которые можно отнести к утверждениям.
-
Правильностьрасположенияэлементовзадания.Правильность расположения элементов задания является требованием, помогающим испытуемым не тратить время на определение места для ответов и быстрее зафиксировать свое решение. Наличие определённого места для ответов является одним из внешних признаков задания в тестовой форме. Место для ответа должно быть выделено определённым образом. Необходимо следить за тем, чтобы место для ответа будет выделено единообразно для заданий разного типа и вида (многоточие, линия, квадратик и иным способом). -
Адекватностьинструкциивидуисодержаниюзаданияозначает взаимное соответствие компонентов, что необходимо для выполнения заданием своей функции. Условие адекватности позволяет довести до сознания детей все требования, заложенные в содержании задания [6, с. 13].