Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

задач:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников

школе

2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного компонента диагностики учебных достижений младших школьников

Выводы

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

Формирующий этап

чужой

Контрольный этап

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные

Приложение 3

1 класс

Чей след похож на веточку…

Вася налил ежу тёплого молока.

Синтаксис 3 класс

Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу

Предложение выражает

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

Что? что делает? кого?

В мае зацветут вишневые сады.

проверить усвоение большого по объёму материала, высокой точности и сопоставимости тестовых оценок, возможности повышения эффективности диагностики. Естественное желание иметь учеников с более высокими результатами по ЕГЭ стимулирует обращение учителей к тестовым заданиям. Но при этом каждый учитель понимает, что тесты — это только инструмент, средство осуществления диагностики, и, как любое средство, они могут приносить пользу, если применяются по назначению, или быть неуместными, когда их функциональное назначение не адекватно ситуации применения.

На констатирующем этапе было проведено тестирование учащихся 1 классов, с целью выявления уровня овладения предметных результатов по русскому языку. Покажем это на примере раздела «Фонетика».

Тестовые задания для учащихся 1 классов были составлены таким образом, что проверяли предметные знания и умения по разделу

«Фонетика». В тестировании участвовали 1 «в» и 1 «д» классы. Количество учащихся в 1 «в» классе составляло 29 человек. Количество учащихся в 1

«д» классе составляло 27 человек.

Проверялись следующие предметные результаты:


Предметные результаты

Номер вопроса

Понимать различие между согласными и гласными

звуками.

№1

Устанавливать последовательность звуков в слове и их

количество.

№2, №3

Определять качественную характеристику гласного звука

в слове: ударный или безударный.

№4

Различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и

звонкие, парные и непарные, определять их в слове.

№5, №6,№8

Различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц],

непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове.

№7

Определять количество слогов в слове, делить слова на

слоги.

№9, №10


Учащимся были предложены 10 тестовых заданий в двух вариантах. Ниже представлен вариант №1. Вариант №2 в Приложении 4. На выполнение работы давалось 20 минут .

1. В каком слове первый звук - гласный?

  1. Ежи

  2. Ягода

  3. Олень

  4. Лес

2. Какая звуковая схема слова СНЕГИРИ правильная?

  1. [СНЕГИРИ]

  2. [СН’ИГ’ИРИ]

  3. [СНЭГ’ИР’И]

  4. [СН’ИГ’ИР’И]

3. Сколько букв и звуков в слове ЯСЕНЬ?

  1. 5 букв, 5 звуков

  2. 5 букв, 4 звука

  3. 4 буквы, 5 звуков

  4. 5 букв, 6 звуков

4. В каком слове правильно поставлено ударение?

  1. дятЕл

  2. скВорец

  3. воробеЙ

  4. осИна

  5. В каком слове все согласные звуки твёрдые?

  1. Капуста

  2. Свёкла

  3. Помидор

  4. Ириска

  1. У какого звука нет звонкой пары? 1. [с]

2. [ц]

3. [ш]

4. [ф]

  1. В каком слове все согласные звуки мягкие?

  1. Лес

  2. Ягода

  3. Чаща

  4. Окно

8. В каком слове последний согласный звук твердый и глухой?

  1. медведь

  2. деревня

  3. товарищ

  4. велосипед

9. Сколько слогов в слове ОСЕНЬ?

  1. 1 слог

  2. 2 слога

  3. 3 слога

  4. 4 слога

10. В каком случае слово правильно разделили на слоги?

  1. о-са

  2. ти-гр

  3. ули-ца

  4. шк-ола

Сложности возникли с выбором характера заданий, которые оказались бы под силу первоклассникам. Наблюдения за процессом выполнения учащимися разных типов тестовых заданий позволили выявить, что наиболее доступны младшим школьникам задания четырех видов:

  • задания с одним правильным ответом из четырех предложенных;

  • задания множественного выбора;

  • на установление соответствия;

  • на установление правильной последовательности.


В 1 классе нами был выбран первый вид тестов. Все задания были с одним правильным ответом.

Много сложностей возникло, и при определении оптимального объёма теста для учащихся начальных классов. Как показала практика, тесты должны быть небольшими по объёму: наиболее эффективными оказались тесты, состоящие не более чем из 7 – 10 заданий в 1-м классе, причём одного вида, не более чем из 12 заданий разных видов – во 2-м классе, не более чем из 15 заданий разных видов в 3-м и 4-м классах.

В предложенном тесте каждое задание оценивалось в 1 балл. В сумме ученик мог набрать максимально 10 баллов (100%).

Для оценки полученных результатов нами были разработаны следующие критерии:

100 % 90%

Высокий уровень

89% – 70 %

Уровень выше среднего

69 % 50 %

Средний уровень

49 % 30 %

Уровень ниже среднего

Менее 29 %

Низкий уровень

Высокий уровень: тест выполнен абсолютно правильно или содержит 1 ошибку.

Уровень выше среднего предполагает, что ученик выполнил от 8 до 7 тестовых заданий.

Среднийуровеньпредполагает выполнение от 6 до 5 тестовых заданий.

Уровень ниже среднего, сигнализирует о том, что выполнено от 3 до 4 тестовых заданий.

При не освоении предметных результатов ученик выполняет 1 2 задания или совсем не смог выполнить ни одно задание правильно – низкийуровень.

Результаты показаны на диаграммах.

Диаграмма 1





Диаграмма 2





Диаграмма 3




Полученные данные свидетельствуют, что учащиеся в целом успешно справились с работой.

В ходе констатирующего этапа можно сделать вывод, что между двумя классами есть различия в сформированности предметных результатов по теме «Фонетика». Например, в двух классах преобладает средний уровень сформированности предметных результатов. Однако в 1«в» классе значение высокого уровня преобладает, чем в 1 «д». Значения выше среднего уровня и уровня ниже среднего примерно совпадают. Но в 1 «д» классе есть ученик, у которого предметные результаты по теме сформированы на низком уровне. В 1 «в» таких учащихся не выявлено.

При этом характер трудностей, испытываемых учащимися сравниваемых групп, в основном совпадает: не могли сами прочитать задание; не знали, как нужно действовать; обращались за помощью к учителю; задавали много уточняющих вопросов (уточнялись предметное содержание теста, способ оформления задания); отвлекались на консультации с соседом; не уложились в отведённое учителем время.

Таким образом, можно сделать вывод, что для экспериментальной группы больше подходит 1 «д» класс, так как в этом классе выявленные результаты оказались несколько ниже, по сравнению с другим классом. Контрольной группой становиться 1 «в» класс.

В экспериментальном классе 27 учащихся: из них 15 мальчиков и 12 девочек. В контрольном классе 29 учащихся: из них 15 девочек и 14 мальчиков. По данным школьного психолога у всех учащихся интеллект соответствует возрасту. У некоторых учащихся отмечается проблемы с концентрацией
внимания и памяти.

    1. 1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   21