Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

задач:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников

школе

2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного компонента диагностики учебных достижений младших школьников

Выводы

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

Формирующий этап

чужой

Контрольный этап

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные

Приложение 3

1 класс

Чей след похож на веточку…

Вася налил ежу тёплого молока.

Синтаксис 3 класс

Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу

Предложение выражает

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

Что? что делает? кого?

В мае зацветут вишневые сады.


учащихся ответили, что тестовые задания они выполнять не любят, так как

«обычно мы пишем диктант» (6,4 %); «контрольная легче» (4,4 %).

  1. При выяснении того, почему тестовые задания нравятся ученикам, наиболее часто встречались такие ответы: интерес к самому процессу тестирования: «занимательная работа», «интересные задания и вопросы»,

«увлекательные задания на смекалку», «по ним интересно отвечать на вопросы» (39,3 % из 100 % опрошенных); успешные результаты: «у меня по ним только пятёрки и четвёрки», «почти у всех хорошие оценки» (33,6 %).

Высокий темп работы, атмосфера соревновательности мотивируют 50

% учащихся: «в тестовых заданиях даётся мало времени», «в них надо делать всё на время и надо успеть сделать всё».

При этом 51,8 % отметили, что «самое главное, что в тестовых заданиях надо мало писать». Причиной большой привлекательности тестовых заданий являются и возможность повторить: «мы повторяем пройденные темы», закрепить знания и умения: «мы закрепляем все пройденные знания», проверить уровень сформированности определённых умений: «в них проверяем всё то, что мы учили» (55,1 %); систематизировать полученные знания: «после них мы делаем хорошие выводы» (7,3 %). 20,9 % школьников тестовые задания ориентируют на самостоятельность, возможность самопроверки: «мы делаем всё сами», «там надо проверять себя». В целом заметных различий в ответах учащихся разных классов не выявлено.

  1. Для того чтобы выяснить, какие пожелания могли бы дать дети составителям тестовых заданий, им был задан вопрос «О чём бы ты хотелпопроситьсоставителейтестовыхзаданий?». Самая популярная просьба


«чтобы тестовые задания были короче, чтобы хватало времени их выполнить» (39,3 %), «чтобы задания были понятнее, легче» (36,2 %). Чуть меньше, 26,1 % респондентов, хотели, «чтобы тестовых заданий было больше и выполняли их чаще». Желание ребёнка, «чтобы всегда были

тестовые задания» (18,2 %), «чтобы в тестах были кроссворды и игры»,

«чтобы в них были ребусы и побольше заданий на смекалку» (12,3 %), говорит о том, что дети с большим увлечением работают с тестовыми заданиями. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Как и в. работе с названными занимательными материалами, при работе с тестовыми заданиями активизируется ориентировочный рефлекс «Что это такое?», являющийся проявлением врождённого-любопытства, что, в свою очередь, выступает основой развития любознательности [68].

Опрос показал, что тестовые задания нравятся ученикам, ориентируют их на успех, выражают уверенность в том, что результаты могут быть изменены к лучшему («одноклассникам желаю в тестах пятёрок», «хочу, чтобы мой класс получал пятёрки»). Это положение соотносится, с одним из главных законов педагогики начального обучения младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

При проведении анкетирования учителей мы ставили цель выяснить

, как оценивают педагоги эффективность тестовых заданий как педагогического средства диагностики учебных достижений младших школьников по русскому языку; пользуются ли они пособиями, содержащими тестовые задания для учащихся; испытывают ли педагоги трудности при проведении тестовых проверочных работ; выявить взгляды учителей на возможность подготовки к ЕГЭ в начальной школе.

Представим результаты анкетирования.

  1. На вопрос, какие педагогическиесредствадиагностикиучебныхдостижений младших школьников Вы используете, чаще всего встречались такие ответы: «диктант» (100 %), «контрольная работа» (100 %),

«контрольное списывание» (86,5 %). Из 100 % опрошенных 68,5 %

признались, что используют тестовые задания, чуть меньше, 62,9 %, изложение, 56,2 % сочинение (элементы сочинения). Также встречались ответы: «выборочное списывание», «свободный диктант», «письмо по памяти» и др.

  1. Наибольшим баллом при этом при оценке по 10-балльной шкале эффективности разных средств, направленных на диагностику учебных достижений младших школьников по русскому языку, были оценены диктант (96,6 % – 10 баллов) и контрольная работа (83,1 % –10 баллов). Что касается оценки тестовых заданий, то установлено такое процентное соотношение: 37,1 % учителей – 10 баллов; 23,5 % – 9 баллов; 19,1 % – 8 баллов; 13,5 % – 6 баллов; 4,5 % – 5 баллов; 2,3 % 4 балла

  2. Анкетирование показало, что пользуютсяпособиями, содержащими тестовые задания для учащихся, 86,5 % учителей, из них 17,9 % только в исключительных случаях, остальные 13,5 % подобными пособиями не пользуются.

  3. Ответы на вопрос, испытываетелиВыпотребностьвиспользованиитестовых заданий по русскому языку для закрепления и проверки усвоениямладшимишкольниками основныхтемивопросовкурсараспределились таким образом: 50,6 % да; 18 % — скорее да, чем нет; 7,9 % — скорее нет, чем да; 23,5% - нет.

  4. На вопрос, испытываетелиВытрудностиприпроведениитестовыхпроверочныхработвначальнойшколе, 36 % опрошенных ответили, что таковые им не встречались, 12,4 % — воздержались от ответа, 51,6 % респондентов заявили, что подобные трудности есть. В большинстве случаев учителя обращают внимание на причины затруднений. Это прежде всего «трудности в проверке, оценивании» (36 %), «нехватка готовых тестовых заданий» (13,5 %); «учащиеся не могут выполнить задание самостоятельно», «не всегда точно сформулированы вопросы и задания; в ряде случаев они не учитывают возраст ребёнка» (6,7 %). Кроме того,


«учащиеся не всегда понимают смысл задания, так как редко выполняют такие задания» (3,4 %). При этом в беседе после анкетирования учителя высказывали мысль о том, что зачастую причина такого положения дел кроется в отсутствии специального обучения приёмам такой самостоятельной работы, опыта выполнения таких заданий. Отчасти это объясняется кажущейся простотой самих заданий.

К сожалению, огромное количество тестовых заданий, появившихся в последнее время в свободной продаже, зачастую не соответствует потребностям конкретного педагога, класса. Потому так важно, чтобы учитель не только умел самостоятельно анализировать готовые материалы, но и был способен при необходимости корректировать и составлять их («желательно, чтобы в создании тестовых заданий принимали участие учителя, чтобы они обменивались своими достижениями, совместно преодолевали трудности»).

Были среди учителей и такие, кому кажется необходимым иметь программно-инструментальное обеспечение для ведения баз данных тестирования, хранения банков заданий, выдачи заданий учащимся в компьютерной форме или распечатки заданий на бланках и обработки данных тестирования (2,3 %). Как уже отмечалось, перечисленные условия есть далеко не во всех учебных заведениях.

  1. Несмотря на трудности использования тестовых заданий, 58,4 % опрошенных учителей считают необходимым начинать подготовку к ЕГЭ вначальнойшколе, специально готовить ребёнка к такой новой форме контроля, обучать работе с тестовыми заданиями («уже с младшего школьного возраста ученик отрабатывает умение работать в тестовой форме»), а более широко вообще мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед тестовыми заданиями, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

  2. Опрос показал, что отношение к тестовым заданиям учителей неоднозначно. В качестве преимуществ тестовых заданий 58,4 % участников анкетирования отметили фиксирование уровня достижений, его соответствие нормам и стандартам: «тестовые задания дают информацию о соответствии знаний и навыков, усвоенных детьми, тому, что они действительно должны были усвоить». 38,2 % считают, что тестовые задания не требуют больших затрат времени, что способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала: «за короткий промежуток времени можно проверить знания у всего класса», «экономится время на уроке». 20,2 % ответили, что тестовые задания проверяют не только предметные знания, умения, навыки, но и сформированность общеучебных умений: внимательно читать текст задания, соотносить его условие с требованием, анализировать, сравнивать, обобщать: «задания заставляют учащегося анализировать, обобщать, оценивать». 18 % опрошенных признались, что умения применять тестовые задания, интерпретировать результаты их выполнения необходимы каждому учителю для самооценки эффективности своей работы, выявления в ней слабых мест: «тест позволяет экономить время, выделяемое на проверку знаний, вовремя корректировать учебный процесс, а значит, повышать, его эффективность», «появляется возможность выявить проблемные области в работе».


Несмотря на то, что отношение учителей и методистов к применению тестовых заданий в начальной школе неоднозначно, 12,4 % опрошенных считают особенно необходимым; «начать постепенно вводить данную форму контроля в процесс обучения; так как это соответствует социальному заказу общества».

Многие учителя (31,5 %) далеки от абсолютизации роли тестирования в учебном процессе, поскольку анализируют обоснованность тестовых оценок и правомерность их применения для различных ситуаций в обучении, что вполне оправдано. Из них 28 % респондентов: ответили, что правильный

результат может, быть случайным: «иногда ученик случайно даёт правильный ответ», «дети не думают, а наугад отмечают». Естественно не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. 22,5 % опрошенных отмстили, что такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами; умение, связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие: характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно: «часто дети не имеют возможность полно ответить на вопрос, показать, свои знания по данной теме». К тому же, «тест далеко не всегда позволяет выявить причины ошибок или неудач, характер мышления и тем более творческий потенциал» (2,3 %). Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими традиционными методами и средствами диагностики.

Таким образом, учителя относятся к тестовым заданиям более сдержанно, в целом позитивно, поскольку отдают должное возможности экономно