Файл: Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

задач:

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:

Глава 1. Диагностика учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выводы

Глава 2. Особенности организации тестирования в процессе обучения младших школьников

школе

2.2. Общая характеристика тестовых заданий как содержательного компонента диагностики учебных достижений младших школьников

Выводы

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

Формирующий этап

чужой

Контрольный этап

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

Приложение 2 Планируемые образовательные результаты как учебные

Приложение 3

1 класс

Чей след похож на веточку…

Вася налил ежу тёплого молока.

Синтаксис 3 класс

Предложение состоит из, связанных между собой по смыслу

Предложение выражает

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес

Что? что делает? кого?

В мае зацветут вишневые сады.

Выводы



Оценка образовательных достижений учащихся в ходе внутришкольного мониторинга требует разработки соответствующего стандартизированного инструментария. Одним из таких инструментов является педагогический тест.

В данной работе, вслед за B.C. Аванесовым, педагогический тест будет пониматься как «система заданий определённого содержания, возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений».

В тесте заложены необходимые диагностичность, точность и воспроизводимость результатов (К. Ингенкамп, В.П. Беспалько и др.).

Сильными сторонами тестирования являются объективность, возможность проверить большое число умений, точность, низкая временная затратность при использовании, возможность применять тесты в самостоятельной работе школьников и др.

Слабыми сторонами тестирования являются длительность и трудоемкость, необходимость соблюдения конфидециальности, высокая вероятность элементов случайности

В отечественной и иностранной литературе тесты классифицируются по целому ряду признаков, например, по процедуре создания, по средствам проявления, по направленности, по характеру действий, по целям использования. К компьютерным тестам предъявляются особые требования.

В настоящее время сложилось два обобщающих подхода к оценке тестов: критериально-ориентированный и нормативно- ориентированный.

Педагогическое тестирование это измерение
знаний учащихся, основанное на применении педагогических тестов В нем выделяется несколько этапов: проектирование тестов, организация тестирования и последующая обработка результатов. Проектирование тестов понимается как последовательность определенных шагов по созданию теста, в число которых входит проверка показатели качества теста (валидность, надежность, практичность, экономичность и др.) Процедура тестирования связана с определенными правилами проведения тестирования. При обработке и интерпретации получаемых данных используются разные критерии и шкалы оценивания.

Тесты реализуются через систему тестовых заданий. На основе анализа работ B.C. Аванесова, В.И. Загвязинского, А.Н. Майорова, К.Д. Дятловой и др. тестовое задание определено нами как дидактически и технологически оформленная единица контрольного материала, имеющая в своей структуре следующие элементы: инструкцию по выполнению, текст задания, варианты ответов.

Содержание, логическая структура и форма тестового задания должны удовлетворять ряду специфических требований и обеспечивать однозначность оценок результатов испытуемых в выбранной шкале

В тестовом задании как минимальной законченной единице педа- гогического теста должно отражаться содержание всего теста. Тестовое задние имеет четкую логическую структуру и может быть представлено в разных формах.

Учёт возрастных возможностей и особенностей,в частности, осо- бенностей протекания познавательных процессов и организации познава-
тельной деятельности младших школьников - один из основополагающих факторов, которые следует принимать во внимание при разработке тестов как

педагогического средства диагностики учебных достижений младших школьников.

С учётом дидактических факторов нами были разработаны требования к содержанию и оформлению тестовых заданий для учащихся начальных классов: краткость формулировок, соотнесённость содержания материала с видом задания, выбор наиболее доступных и приемлемых для учащихся каждого класса формулировок заданий, правильность расположения элементов задания, адекватность инструкции виду и содержанию задания, одинаковость критериев оценки ответов.

Разработанная нами база тестовых заданий включает 384 задания для диагностики предметных умений учеников 1-3 классов по разделам русского языка.

Глава 3. Использование тестов как средство контроля и оценки предметных результатов в начальной школе

    1. Констатирующий этап


Экспериментальный этап исследования имел своей целью проверить эффективность использования тестовых заданий как педагогическое средства контроля и оценки учебных достижений младших школьников по русскому языку. Он проводился в 3 этапа на протяжении двух лет в МАОУ

«Гимназия 33» г. Перми по договорённости с администрацией и с согласия самих учителей.

Всего исследованием было охвачено около 112 учащихся, последовательно обучавшиеся в 1-м, 2-м, 3-м классах.

Педагогический эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Перейдём к описанию каждого этапа экспериментальной работы.

На первом этапе был проведён констатирующий эксперимент. Он проводился, нами в 2015 – 2016 учебном году. Цель констатирующего этапа состояла в том, чтобы выяснить:

  • какую роль в настоящее время играют тестовые задания в диагностике образовательных достижений;

  • насколько они поддерживают и стимулируют учащихся;

  • насколько точную обратную связь они обеспечивают;

  • какими видятся для всех участников эксперимента тестовые задания; какие возникают трудности при их использовании.

В ходе эксперимента были использованы следующие методы исследования:

  • анкетирование;

  • целенаправленное систематическое наблюдение;

  • индивидуальные и групповые беседы;

  • тестирование;

  • обобщение и анализ полученных данных;

  • статистическая обработка результатов эксперимента.


Констатирующий этап включал в себя следующие виды работ:

  1. Анкетирование младших школьников с целью выявления отношения их к тестовым заданиям, а также выявления предпочтений в ряду различных педагогических средств диагностики учебных достижений.

  2. Анкетирование учителей с целью выяснить, как они оценивают эффективность тестовых заданий как педагогического средства диагностики учебных достижений младших школьников; пользуются ли они пособиями, содержащими тестовые задания для учащихся; испытывают ли учителя начальных классов трудности при проведении тестовых проверочных работ; видят ли они возможности подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) в начальной школе и др.

  3. Беседы с учителями, в ходе которых уточнялись полученные при анкетировании сведения и намечались возможные направления дальнейшей экспериментальной работы.

  4. Тестирование учащихся с целью выявления уровня овладения предметных результатов по русскому языку, на примере раздела «Фонетика», а также сформированности некоторых общеучебных умений: правильное восприятие учебной задачи, контроль и корректировка собственных действий по ходу выполнения задания.

При проведении анкетирования учащихся им было предложено ответить на ряд вопросов. Опросный лист приведён в Приложении 3. В опросе приняли участие учащиеся начальной школы (5 классов), обучающиеся в гимназии г. Перми, всего около 112 человек. Представим результаты анкетирования.

  1. На вопрос, любишь ли ты выполнять тестовые задания, подавляющее большинство (92,4 %) опрошенных ответили утвердительно, и только 7,6 %