Файл: Методические указания для студентов по самостоятельной подготовке к практическим занятиям по микробиологии Модуль 2, 3 Частная микробиология.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема№15: «Возбудители бактериальной дизентерии, холеры.
Микробиологическая диагностика»
РЕАКЦИЯ АГГЛЮТИНАЦІИИ ТИПА ВИДАЛЯ РЕАКЦИЯ ПАССИВНОЙ ГЕМАГГЛЮТИНАЦИИ
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая диагностика сибирской язвы »
Тема № 18 «Патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза и лепры»
1. К.Д. Пяткин, Ю.С. Кривошеин “Микробиология”, Г., “Медицина”, 1980, С.227-244.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ
Тема №27: «Риккетсии. Микробиологическая диагностика риккетсиозов»
МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОСТАНОВ
КА КОЖНО-АЛЛЕРГИЧЕСКОЙ ПРОБЫ С ТУЛЯРИНОМ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ПРИГОТОВЛЕНИЕ МАЗКОВ-ОТПЕЧАТКОВ
ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛО
ГИЧЕСКИХ И ТИНКТОРИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ
МИКРОБОВ
ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ
МИКРОБОВ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ВЫДЕЛЕННОЙ ЧИСТОЙ КУЛЬТУРЫ
КУЛЬТУРАЛЬНЫХ
БИОХИМИЧЕСКИХ
АНТИГЕННЫХ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА ВОЗБУДИТЕЛЯ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие. Преподаватель проводит проверку и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию. Студенты выполняют самостоятельную работу по микроскопии мазков из патологического материала, решают ситуационные задачи из пособия “ Задания для самостоятельной работы студентам высших медицинских учебных заведений III-IV уровней аккредитации ” № 148-153,166-170; заполняют схемы микробиологической диагностики в учебном пособии по специальной микробиологии и вирусологии.
Преподаватель проверяет правильность заполнения схем, рисунки микроскопической картины. В конце занятия преподаватель контролирует качество усвоения материала с помощью тестов.
Тема № 18 «Патогенные микобактерии. Микробиологическая диагностика туберкулеза и лепры»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Прогноз экспертов ВОЗ, сделанный в 1960 году о возможности полного освобождения от туберкулеза в ближайшем будущем, к сожалению не оправдался. Уже в 1991 году Генеральная Ассамблея ВОЗ объявила туберкулез проблемой всемирной опасности на нашей планете. Современный уровень заболеваемости туберкулезом характеризуется как пандемия. До 1/3 населения мира инфицировано возбудителями туберкулеза.
Значительно повысилось число больных с распространенными, атипичными и осложненными формами туберкулезного процесса в легких и других органах. Установлена высокая резистентность микобактерий туберкулеза к антимикробным препаратам. В Украине подписан «Закон Украины о борьбе с заболеваемостью туберкулезом »( 2001 г.). Этот закон определяет правовые, организационные и финансовые основы деятельности органов исполнительной власти, направленные на предупреждение возникновения и распространения заболеваемости туберкулезом.
Важной медицинской и социальной проблемой продолжает оставаться также лепра, возбудители которой очень стойки к химическим агентам и факторам окружающей среды.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Цель (общая): уметь выбрать необходимые микробиологические методы исследования для постановки микробиологического диагноза «туберкулез», «лепра» с последующим применением в клинической практике.
Конкретные цели:
-
Путем микроскопии препаратов определять возбудителей туберкулеза по морфологическими и тинкториальным свойствам и отличать их от M.leprаe. -
Отличать микобактерии туберкулеза и лепры по культуральным свойствам, кордфактору при проведении бактериологической диагностики. -
Интерпретировать результаты микроскопического, бактериологического, биологического, аллергологического методов диагностики. -
Выбрать препараты для микробиологической диагностики и специфической профилактики туберкулеза.
Теоретические вопросы темы
-
Морфологические и тинкториальные свойства возбудителей туберкулеза и лепры. -
Культуральные и другие биологические свойства патогенных микобактерий. -
Патогенез заболевания туберкулезом и лепрой. -
Методы микробиологической диагностики туберкулеза и лепры -
Препараты, которые используются для микробиологической диагностики и специфической профилактики.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Источники информации
Рекомендуемая литература:
-
Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. Учебник. «Специальная литература», 1998. - С. 437-448. -
Мікробіологічна діагностика бактеріальних інфекцій: Навчальний посібник / Під. ред. М.В. Жадінського, І.М. Щукіна, О.А. Слюсарева. – Донецьк: ДонНУЕТ, 2007. – С.91-100. -
Кривошеин Ю.С., Пяткин К.Д. и др. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии и лабораторной диагностике инфекционних заболеваний.-1986. -С. 160-168. -
Учебное пособие по частной микробиологии и вирусологии с протоколами практических занятий для студентов всех факультетов (Донецк) .-2000. -
Лекционный материал.
Дополнительная литература:
-
Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. Микробиология.-1980.-С.343-353. -
Пяткин К.Д., Кривошеїн Ю.С. «Мікробіологія з вірусологією та імунологією К.»Вища школа»1992 С.125-130.
При работе с литературой лучше усвоить материал Вам поможет граф логической структуры.
ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕМЫ: «Микробиологическая диагностика туберкулеза»
Исследуемый материал
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ
БАКТЕРИО-ЛОГИЧЕСКИЙ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
СЕРОЛОГИЧЕСКИЙ
АЛЛЕРГОЛОГИЧЕСКИЙ
МИКРОСКОПИЯ ИССЛЕДУЕМО-ГО МАТЕРИАЛА
ЗАРАЖЕНИЕ МОРСКОЙ СВИНКИ
ПРОБА МАНТУ
ПОСТАНОВКА РПГА, РСК
МЕТОДЫ НАКОПЛЕНИЯ (ГОМОГЕНИ
ЗАЦИЯ, ФЛОТАЦИЯ)
ВСКРЫТИЕ ТРУПА
МИКРОСКОПИЯ ПРЕПАРАТА
МИКРОСКОПИЯ МАЗКОВ-ОТПЕЧАТ-КОВ ИЗ ОРГАНОВ
МИКРО
СКОПИЯ ПРЕПАРАТА
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
КУЛЬТУ
РАЛЬНЫЕ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА МИКРОБОВ
УСТАНОВЛЕНИЕ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Практическое занятие. Преподаватель проводит проверку и коррекцию уровня подготовки студентов к занятию. Студенты микроскопируют мазки приготовленные из мокроты больного туберкулезом легких. Самостоятельно готовят мазок из обезвреженной мокроты больного туберкулезом легких, осваивают новый метод окраски по Цилю-Нильсену. Студенты изучают разновидности туберкулинов, вакцину БЦЖ, знакомятся со средами для культивирования микобактерий туберкулеза. На протяжении занятия студенты решают задачи №180-184 из «Задания для самостоятельной работы студентов по курсу общей и частной микробиологии», заполняют схему микробиологической диагностики туберкулеза в «Учебном пособии по частной микробиологии, вирусологии и иммунологии» (Донецк, 2001).-С. 39-43. Студенты рисуют возбудителей лепры с таблиц. Преподаватель проверяет правильность заполнения схем, рисунков микроскопической картины при изучении препаратов с возбудителями туберкулеза, лепры. В конце занятия проводится тестовый контроль и подписываются протоколы.
Тема №19: «Возбудители сифилиса,