Файл: Лекция i. Введение 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИЯ I. ВВЕДЕНИЕ

1. Предмет банкового права. 2. Отношение банкового права к другим дисциплинам. 3. Основные моменты истории советского банкового законодательства. 4. Источники банкового права.

ЛЕКЦИЯ II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР

ЛЕКЦИЯ III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР (Продолжение)

1. Кредитная система СССР. 2. Регулирование деятельности кредитных учреждений. 3. Кредитные планы. 4. Надзор за деятельностью кредитных учреждений.

Л Е К Ц И Я IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БАНКОВЫХ СДЕЛКАХ

1. Банковые сделки (операции) и их классификация. 2. Уставные сделки кредитных учреждений. 3. Совершение банковых сделок. 4. Контокоррентный договор.

ЛЕКЦИЯ V. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

ЛЕКЦИЯ VI. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

1. Виды активных операций. 2. Открытие кредита. 3. Понятие и юридическая природа учета. 4. Векселя, принимаемые к учету.

ЛЕКЦИЯ VII. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (Продолжение)

1. Срочные ссуды. 2. Специальный текущий счет до востребо­вания (on call). 3. Целевые ссуды. 4. Гарантийный кредит. 5. Акцептный и рамбурсный кредиты.

ЛЕКЦИЯ VIII. ЗАЛОГ, ПРАВО УДЕРЖАНИЯ, ЗАЧЕТ

ЛЕКЦИЯ IX. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ. ЧЕК

ЛЕКЦИЯ X. ОПЕРАЦИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ ПЛАТЕЖАМ (Продолжение)

1. Перевод. Денежный аккредитив. 2. Комиссионные платеж­ные поручения. Товарный аккредитив. Инкассовые операции. 3. Организация взаимных расчетов.

ЛЕКЦИЯ XI. ПРОЧИЕ БАНКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ. БАНКОВАЯ ТАЙНА. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

которых горсоветам, местным исполкомам и государственным учреждениям и предприятиям должно принадлежать не менее половины, а частным лицам может принадлежать не более одной четверти всего числа акций. Основной капитал акционерного ломбарда не может быть менее 25 тыс. рублей. Размер дивиденда не может превышать 6% годовых. Из чистой прибыли, остающейся за вычетом отчислений в резервный капитал и других установленных законом отчислений, образуется специальный капитал выдачи дивиденда в размере, обеспечивающем на три года его выдачу. Чистая прибыль, остающаяся после этого отчисления, обращается на увеличение основного капитала и на удешевление и облегчение условий кредита, предостав­ляемого ломбардами нуждающемуся населению.

4. Торговая регистрация, обязательное ведение счетоводства и публичная отчетность кредитных учреждений. Кредитные учреждения на общем основании подлежат торговой регистрации, согласно ст. 10 Положения о торговой регистрации (С. 3. СССР, 1927 г., № 57, ст. 579). Не подлежат торговой регистрации Госбанк СССР и Гострудсберкассы ввиду того, что они входят в состав Народного комиссариата финансов. Кредитно-кооперативные организации подлежат торговой регистрации на основании правил, установленных для кооперации.

Кредитные учреждения на общем основании подлежат обязательному ведению счетоводства (С. 3. СССР 1927 г., № 1, ст. 8).

Равным образом на общем основании кредитные учреждения подлежат действию правил о публичной отчетности (С. 3. СССР, 1926 г., № 60, ст. 452; 1928 г., № 61, ст. 559). Однако, в отношении публичной отчетности для кредитных учреждений закон устанавливает некоторые специальные нормы. Согласно п. 1 правил, публичная отчетность заключается: а) в опубликовании и печати балансов и других сведений, б) в представлении балансов и отчетности в Народный комиссариат финансов (СССр, Наркомфины союзных республик и местные финорганы но принадлежности. Публично отчетности подлежат все кредитные учреждения, за исключением кредитно-кооперативных организаций, сельскохозяйственных и промысловых, кредитно-кооперативных товариществ и их союзов, основной капитал которых не превышает 100 000 рублей. Публикация производится в «Экономической Жизни» кредитными учреждениями общесоюзного значения, а остальными в органах печати, указанных постановлениями экономических совещаний (советов) союзных республик. Кооперативные организации первой и второй ступени имеют право помещать свои публикации по своему выбору, либо в центральном органе своей системы кооперации, либо в местном органе печати.


По общему правилу публикации подлежат годичные и ликвидационные балансы и счета прибыли и убытков (ст. 6). Сверх того: 1) общества взаимного кредита, размер оборотного капитала которых не превышает 50 000 рублей, местные с.-х. банки, коммунальные банки и кредитно-.кооперативные организации, основной капитал которых не превышает 500 000 рублей, а также ломбарды публикуют вступительные балансы; 2) кредитно-кооперативные организации, основной капитал которых превышает 500 000 рублей, публикуют вступительные и трехмесячные балансы; 3) местные с.-х. банки и коммунальные банки, основной капитал которых превышает 500 000 руб., публикуют вступительные и шестимесячные балансы; 4) все остальные кредитные учреждения публикуют вступительные ежемесячные балансы (ст. 7).

Вопросы для повторения ко II лекции

1. Каково отношение советского законодательства к вопросу о государственной банковой монополии?

2. Каков порядок открытия акционерных банков?

3. Какие кредитные учреждения открываются в явочном порядке?

4. Какова организация Государственного банка СССР?

5. Какова организация государственных трудовых сберега­тельных касс?

6. Какими особенностями обладает организация Всероссий­ского кооперативного банка по сравнению с другими товари­ществами с ограниченной ответственностью, а также по срав­нению с акционерными банками?

7. Какова организация обществ взаимного кредита?

8. Подлежат ли Государственный банк и государственные трудовые сберегательные кассы торговой регистрации?

9. В чем особенности обязательной публичной отчетности кредитных учреждений?

Указания для учащихся ко II лекции

1. Желательно, чтобы при проработке этой лекции читатель возобновил в памяти соответствующие отделы хозяйственного права (об акционерных обществах, о товариществах с ограни­ченной ответственностью и т. д.).

2. Желательно ознакомление читателей с текстом законов, на которые сделаны ссылки, или, по крайней мере, с важнейшими из них. Это указание относится и ко всем последующим лекци­ям.

Литература

1. В. Н. Шретер.— Советское хозяйственное право (право торгово-промышленное) 1928 г., стр. 158—191.

2. В. Ю. Вольф.— Основы учения о товариществах и акционерных обществах. 1927 г., стр. 149—158.



3. А. Г. Гойхбарг.— Очерки хозяйственного права 1927 г., стр. 45— 59.

4. Е. И. Данилова. И. С. Перетерский иС.И.Раеви ч.— Советское хозяйственное право. 1926 г., стр. 144—154.

5. Ландкоф.— Товарищества с ограниченной ответственностью.

6. Его же.— Товарищества и акционерные общества, 1926 г., стр.107—119.

7. Краснокутскии.— Товарищества с ограниченной ответствен­ностью, 1915 г.

8. Л. С. Элиассон.— Деньги, банки и банковые операции 1926 г., стр. 30—51.

9. П. Севрук.— Сельскохозяйственный кредит в СССР 1928 г стр. 99—113.

10. Г. Шмидт.— Кооперативный кредит, 1927 г.

11. Н. Озерецковский,— Правовая организация советской коопера­ции, 1927 г.


ЛЕКЦИЯ III. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БАНКОВОГО ДЕЛА В СССР (Продолжение)

1. Кредитная система СССР. 2. Регулирование деятельности кредитных учреждений. 3. Кредитные планы. 4. Надзор за деятельностью кредитных учреждений.


1. Кредитная система СССР. Выше было указано, что в настоящее время банковое законодательство СССР не знает государственной банковой монополии. Было также указано, что действующее советское законодательство не содержит запрещения к учреждению банков различного типа с соблюдением, установленного законом, разрешительного порядка (для кредитно-кооперативных организаций — явочного порядка). Однако, государственная власть обеспечивает себе господствующие позиции в области организации кредита посредством построения, обладающего внутренним единством кредитной системы СССР. Для того, чтобы связать все кредитные учреждения страны в единое целое, необходимо осуществление следующих формальных предпосылок. Каждое кредитное учреждение должно быть создано для достижения вполне определен­ных целей. Функции кредитных учреждений должны быть, по возможности, строго разграничены между ними. Кроме того, закон должен урегулировать взаимные отношения между ними. В законодательстве СССР единство кредитной системы получи­ло свое выражение в Постановлении ЦИК и СНК от 15 июня 1927, г. о принципах построения кредитной системы СССР (С. 3. СССР 1927 г., № 35, ст. 364).

Положение о принципах построения кредитной системы прежде всего определяет задачи отдельных кредитных учреждений и устанавливает основные начала распределения между ними функций по кредитованию советского народного хозяйства. Последующее законодательство (основные положения о Банке долгосрочного кредитования промышленности и элек­трохозяйства СССР — С. 3.1928 г., № 42, ст. 377) внесло уже в содержание этого постановления некоторые изменения, вызванные слиянием Акционерного банка по электрификации (Электробанк) с Торгово-Промышленным банком СССР и образованием единого Банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства. В соответствии с этим постановление подлежит переработке. В настоящее время эта переработка не имела еще места.

Для определения задач, поставленных государственной властью отдельным кредитным учреждениям, имеют также значение положения о них и их уставы. Согласно ст. 1 Положения о Госбанке, Госбанк имеет целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, концентрации денежных оборотов и проведению иных мер, направленных к установлению правильного денежного обращения. В настоящее время с прекращением краткосрочных операций Торгово-Промышленного банка и Электробанка Госбанк монопольно осуществляет краткосрочное кредитование промышленности, торговли и тран­спорта за следующими исключениями: а) кредитование внеш­ней торговли он делит с Банком для внешней торговли Союза ССР; б) краткосрочное кредитование кооперации он делит с кооперативными банками, Всекобанком и Украинбанком и союзами с.-х. и промысловой кооперации; в) местные коммунальные банки осуществляют краткосрочное кредитование предприятий местного значения; г) Общества взаимного кредита осуществляют наряду с Госбанком краткосрочное кредитование частной торговли и промышленности; д) краткосрочное кредитование сельского хозяйства осуществляется системой сельскохозяйственного кредита (см. ниже), а также кредитно-кооперативными организациями; е) промысловые кредитно-кооперативные организации оказывают краткосрочный кредит кустарной промышленности.


Долгосрочное кредитование промышленности и электрохо­зяйства осуществляется Банком долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (Промбанк). Долгосроч­ное кредитование местной промышленности осуществляется также местными коммунальными банками.

Долгосрочное кредитование всех видов коммунального хо­зяйства и жилищного строительства осуществляется Центральным банком коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк) и местными коммунальными банками. Цекомбанк осуществляет также целевое краткосрочное кредитование коммунального хозяйства и жилищного строительства.

В состав общей кредитной системы СССР в качестве ее составной части входит система сельскохозяйственного кредита, которая во главе с Центральным сельскохозяйственным банком Союза ССР осуществляет кредитование долгосрочное, а также краткосрочное на производственные и сбытовые цели индивидуальных и коллективных крестьянских хозяйств, сельскохозяйственной кредитной кооперации, а равно советских хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий и организаций. Построение системы сельскохозяйственного кредита урегулировано Положением о системе сельскохозяйственного кредита от 7 января 1927 года (С. 3. СССР 1927 г., № 4, ст. 39). Согласно второй статье этого Положения в систему сельскохозяйственного кредита входят: а) Центральный сельскохозяйственный банк СССР; б) сельскохозяйственный банк союзных республик; в) общества сельскохозяйственного кредита (местные сельскохозяйственные банки) и г) сельскохозяйственные кредитные кооперативные организации.

Разграничение функций между банками производится законом не только посредством определения задач каждого из банков, но также посредством распределения между ними клиентуры. Согласно статье 20 постановления о принципах построения кредитной системы клиенты, по общему правилу, должны пользоваться краткосрочным кредитом и сосредоточивать свои свободные средства в одном определенном банке в соответствии с характером своей организации и хозяйственной деятельности. Разработка мероприятий по размежеванию функций и разграничению основной клиентуры была возложена ст. 19 Постановления на НКФ СССР совместно с НКРКИ СССР. В силу этого поручения НКФ СССР совместно с НКРКИ СССР была издана Инструкция «о порядке размежевания деятельности кредитных учреждений» от 20 июня 1027 г. (оф. прил. к «Вести. Финансов» 1927 г., № 41, ст. 357).