Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 650

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, ПРОФИЛАКТИКА

ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 5. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

ГЛАВА 6. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ЧАСТЬ 11. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 9. МЕДИЦИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ

ЧАСТЬ Ш. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ГЛАВА 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 14. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

ГЛАВА 15. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)

ГЛАВА 17. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ЧАСТЬ 1У. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

ГЛАВА 18. ДОВРАЧЕБНАЯ НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ГЛАВА 19. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ АПТЕЧКА

СЛОВАРЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ

Кадры



Из-за финансовых трудностей система государственного здравоохранения уже не в состоянии выполнять в полном объёме те функции, которые выполняла ранее. Уменьшается объём бесплатных услуг, ограничивается доступность медицинской помощи. В то время как растет число лиц, заболевших «старыми» болезнями (туберкулёз, дифтерия, венерические болезни и др.), появились новые (СПИД, наркомания, «нетипичная пневмония», «коровье бешенство» и др.). В таких условиях обеспечить неимущее население необходимым минимумом медицинских услуг – задача социальных работников.

Отказ от общественной системы, где главным лозунгом был: «Человек человеку – друг, товарищ и брат», и переход к системе накопительства и потребительского отношения к жизни повысил риск скатывания общества к эгоизму, самоизоляции, бездуховности. Одиночество и духовная разъединенность – ещё одна угроза неимущим гражданам. На фоне нищеты невнимание окружающих воспринимается особенно болезненно, ведет к депрессии – вплоть до самоубийства. Забота об одиноких людях – еще одно направление медико-социальной работы.

Таким образом, медико-социальные услуги – это спасительный мостик, компромисс между медицинскими и социальными службами.

В связи с таким положением подготовка кадров социально – медицинского плана имеет огромное значение. Ведь образ жизни (прежде всего быт, его условия, социальное окружение) формирует 50% здоровья человека (данные ВОЗ). Доля здравоохранения в формировании здоровья населения составляет лишь 10%.

В нашей стране уже начата подготовка социальных работников с медицинским профилем: бакалавры со специализацией «Социально–медицинские услуги населению».

В соответствии с Государственным образовательным стандартом для выделения специализации определены два признака: первый – предмет или объект деятельности; второй – отраслевой признак. Для медико-социальной работы рекомендованы следующие направления специализации:

  • медико-социальная работа с населением;

  • социальная работа в учреждениях здравоохранения;

  • медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений.

Как видно, даже в направлениях специализации присутствуют два понятия: «медико-социальная работа» и «медико-социальная помощь». Первое понятие значительно шире второго и требует дополнительного трактования. С одной стороны, медико-социальную работу следует рассматривать как разновидность социальной работы, направленной на охрану и поддержку физического и психического здоровья (индивида, коллектива, населения), а с другой – это вид деятельности, направленной на достижение «социального благополучия».


Обеспечить предлагаемый подход в решении медицинских и социальных проблем на междисциплинарном уровне можно специалистами, имеющими профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, склонными по своим личным качествам к оказанию социальных услуг. В медицинских вузах Российской Федерации открываются факультеты и отделения социальной работы, формируется новое медико-социальное направление профессионального образования, что позволит обеспечить подготовку востребованных практикой специалистов.

Необходимым условием становления и развития этого направления должна стать эффективная система подготовки кадров не только высшего, но и среднего, а также низшего звена. На ближайший период наиболее перспективной в этом плане может оказаться система переподготовки кадров, прежде всего из числа медицинских работников.

Специализированная подготовка кадров для медико-социальной работы может быть осуществлена в медицинских вузах, так как важнейшей предпосылкой подготовки высококвалифицированных кадров является наличие собственной клинической базы. Такой возможностью не располагают гуманитарные вузы, ведущие подготовку социальных работников.


Базовая модель медико-социальной работы



Построение базовой модели основывается на двух положениях.

Первое. Выделяется пять групп клиентов: 1) группа повышенного риска; 2) члены семьи клиента и его ближайшего окружения; 3) больные с выраженными социальными проблемами; 4) длительно и часто болеющие; 5) инвалиды.

Второе. В работе с каждой из перечисленных групп клиентов специалист выполняет два блока основных мероприятий: медико-социальную работу профилактической направленности; медико-социальную работу патогенетической направленности.

Такой подход при сохранении единства принципов позволяет учесть специфику профессиональной социальной работы с конкретными контингентами различного профиля в отдельных областях медицины или в системе социальной защиты населения.
Базовая модель медико-социальной работы с клиентами группы повышенного риска

В каждом конкретном случае это могут быть самые разнообразные группы населения. Так, если медико-социальная работа проводится в направлении профилактики СПИДа среди населения, то группу повышенного риска составят наркоманы, проститутки, гомосексуалисты.



При проведении медико-социальной работы по профилактике наркомании в группу риска войдут дети и подростки из социально-дезадаптированных семей, бездомные дети, дети и подростки с девиантным и деликвентным поведением.

Медико-социальная работа по профилактике туберкулеза предполагает формирование группы повышенного риска из числа лиц без определенного места жительства, клиентов пенитенциарной системы, из малообепеченных семей и т.д.

При формировании профильной группы риска необходимы знания о причинах данного явления: причинах заболевания, наркомании, алкоголизма и пр., которые позволят в каждом отдельном случае построить дифференцированную модель медико-социальной работы на базе принципов первичной (устранение причин) и вторичной (раннее выявление) профилактики.
Медико-социальная работа профилактической направлен­ности:

  1. Выполнение определенных профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и ре­гиональном уровнях в учреждениях разной ведомственной при­надлежности и разных организационно-правовых форм;

  2. Проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и формированию установок на здоровый образ жизни с учетом специфики клиентов групп повышенного риска;

  3. Участие в проведении социально-гигиенического монито­ринга;

  4. Участие в разработке целевых программ профилактики за­болеваний, сохранения и укрепления здоровья, организации ме­дико-социальной помощи на разных уровнях;

  5. Содействие медико-генетическому консультированию;

  6. Участие в организации профилактических осмотров;

  7. Определение факторов риска, влияющих на соматическое, психическое и репродуктивное здоровье, а также генетической и врожденной патологии;

  8. Информирование граждан о состоянии индивидуального, общественного здоровья и состоянии окружающей среды.


II. Медико-социальная работа патогенетической направлен­ности:

  1. Социальная экспертиза семьи;

  2. Медико-социальная помощь в планировании семьи, охране материнства и детства;

  3. Медико-социальный патронаж семей социального риска;

  4. Содействие в обеспечении государственных гарантий прав граждан в охране здоровья и оказании медико-социальной по­мощи;

  5. Участие в оказании помощи пострадавшим в природных и ин­дустриальных катастрофах;

  6. Содействие в решении правовых проблем клиента;

  7. Психокоррекционная работа.



Базовая модель медико-социальной работы с членами семей, а также ближайшим окружением клиентов повышенного риска

Определяя этот уровень как самостоятельный, следует исходить из двух принципиальных по­ложений. Во-первых, для обеспечения эффективного взаимодействия с пациентом (клиентом) непременным условием для профессионального социального работника является его сотрудни­чество с членами семьи и ближайшим окружением, которые мо­гут выполнять исключительную роль в разрешении сложившей­ся трудной жизненной ситуации. Речь идет о вовлечении их в деятельность сообществ само- и взаимопомощи реабилитационно­го, психолого-педагогического или иного характера; содействии сохранению семейных связей, решению микросредовых, жилищно-бытовых, материальных и других проблем. Во-вторых, необ­ходимо определить профилактические мероприятия, которые сможет выполнять новый специалист, что является особенно важным в условиях дефицита финансовых средств, введения ме­дицинского страхования и снижения в целом объема государст­венных профилактических мер.

Таким образом, при построении базовой модели следует исходить из необходимости поиска оптимальных и наиболее эффектив­ных форм медико-социальной работы, в первую очередь про­фессиональной деятельности по предупреждению причин, лежа­щих в основе развития патологии, по предотвращению осложне­ний и негативных последствий, по реабилитации и реадаптации больных, оказанию им и их семьям адекватной медико-социаль­ной помощи.

При таком подходе представляется возможным достаточно полно сгруппировать перечень мероприятий, которые выполня­ет или участвует в их выполнении специалист по медико-соци­альной работе.

Комплекс мероприятий медико-социальной работы. В соответствии с изложенной классификацией групп клиен­тов предлагается следующая обобщенная группировка комплек­са мероприятий медико-социальной работы.


  1. Медико-социальная работа профилактической направлен­ности:

  1. Санитарно-гигиеническое просвещение;

  2. Содействие организации досуга, адекватного здоровому обра­зу жизни;

  3. Профилактика вовлечения в асоциальные группы;

  4. Социально-правовое консультирование;

  5. Разрешение проблемных ситуаций и содействие в устране­нии факторов риска с мобилизацией личностных резервов;

  6. Переориентация семейных ролей;

  7. Плановый патронаж в семье социального риска;

  8. Содействие в разрешении микросредовых проблем, в сохра­нении семейных связей;

  9. Содействие разрешению проблемы одиночества;

  10. Подготовка супругов и членов семьи к рождению ребенка и принятию его в семью;

  11. Содействие членам семьи и ближайшему окружению в дос­тупности необходимой медико-социальной информации и ин­формации о льготах и видах социальной защиты.



П. Медико-социальная работа патогенетической направлен­ности:

  1. Преодоление вредных привычек и нездорового образа жизни;

  2. Медицинская профилактика, связанная с проявлением пато­логии больного члена семьи;

  3. Содействие в своевременной консультации и обращении за специализированной помощью;

  4. Организация психологической поддержки клиенту с меди­ко-социальными проблемами членами семьи и ближайшим окружением;

  5. Вовлечение членов семьи и ближайшего окружения клиента в деятельность сообществ само- и взаимопомощи реабилитаци­онного, психолого-педагогического, социально-правового и бла­готворительного характера;

  6. Создание реабилитационной социально-бытовой среды.



Базовая модель медико-социальной работы с длительно, часто и тяжело болеющими клиентами

Решение медицинских проблем у этих групп сопряжено с тяжестью заболевания, его осложнениями и последствиями. У клиентов данной группы имеется посто­янная потребность в значительном объеме медико-социальной помощи. Преимущественно организация медико-социальной ра­боты с такими группами связана с деятельностью специализиро­ванных медицинских учреждений и других служб.

Специалист по социальной работе осуществляет координацию действий различных специалистов: участкового терапевта, педиатра, геронтолога, врача об­щей практики (семейного врача), психиатра, нарколога, пси­холога, юриста.

Существенным на данном уровне является воп­рос о возможной передаче части функций медицинских работ­ников социальным работникам, тем самым, предоставив первым больше времени для диагностической и лечебной деятельности. В условиях роста заболеваемости населения, возрастания стои­мости медицинских услуг, введения системы медицинского стра­хования этот вопрос приобретает особую практическую значимость.


  1. Медико-социальная работа профилактической направлен­ности:

  1. Профилактика неблагоприятного развития и декомпенса­ции соматического или психического статуса, выхода на инва­лидность;

  2. Комплексная оценка социального статуса клиента;

  3. Содействие в преодолении правовых проблем;

  4. Содействие в решении вопросов материального характера;

  5. патронаж клиента в связи с болезнью.