Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 629

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, ПРОФИЛАКТИКА

ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 5. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

ГЛАВА 6. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ЧАСТЬ 11. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 9. МЕДИЦИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ

ЧАСТЬ Ш. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ГЛАВА 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 14. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

ГЛАВА 15. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)

ГЛАВА 17. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ЧАСТЬ 1У. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

ГЛАВА 18. ДОВРАЧЕБНАЯ НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ГЛАВА 19. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ АПТЕЧКА

СЛОВАРЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ

получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.

Об эффективности санаторно-курортного лечения свидетельствуют длительное отсутствие обострений основного заболевания, стойкое восстановление трудоспособности, улучшение общего состояния здоровья и самочувствия больного.

Медицинская этика и деонтология



Этика – это учение о морали и нравственности. Профессиональная этика – это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности. Медицинская этика – наука о нравственных началах в деятельности медицинских работников.

Основные принципы медицинской этики были сформулированы Гиппократом.

Понятие «деонтология» в ХУШ в. Предложил английский философ И. Бетнам. Медицинская деонтология является частью медицинской этики и представляет собой совокупность необходимых этических норм и предписаний для медицинских работников в осуществлении профессиональной деятельности. Теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.

Основные этические принципы в медицине. Главным этическим принципом в медицине является принцип «не навреди». Этот принцип обязателен, но он допускает определенную степень риска. Некоторые виды лечения рискованны для здоровья больного, но этот вред не наносится умышленно и его оправдывает надежда на успех в борьбе с болезнью.

Большое значение во все времена имеет принцип сохранения медицинской тайны. Гиппократ в Клятве» писал так: «Чтобы я не увидел и не услышал касательно жизни людской, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной…». В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» врачебной тайне посвящена 61 статья, в которой определено, что «информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья граждан, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну». Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.


Важным принципом в современном здравоохранении является принцип информированного согласия (статьи 30 и 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»). Этот принцип означает, что любой медицинский работник должен максимально полно информировать больного, дать ему оптимальные советы, после чего больной может сам определиться с лечением. Принудительное лечение может осуществляться только по решению суда. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья (извлечения из статьи 31). Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риском, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация. Гражданин имеет право непосредственно заниматься с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 настоящих Основ. Согласие на медицинское вмешательство (извлечения из статьи 32). Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения. Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, дают их родители или законные представители. Отказ от медицинского вмешательства

(извлечения из статьи 33). Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

Принцип уважения автономии пациента означает, что пациент сам, независимо от медиков, должен принимать решение относительно лечения, обследования и т.д. При этом у пациента нет права требовать от врачей принять решение за него, чтобы потом не привлекать врачей к ответственности за неправильное лечение.

Принцип дистрибутивной справедливости означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. Тем не менее, в каждом обществе правила и порядок предоставления медицинской помощи устанавливаются в соответствии с его возможностями.

Профессионально–этический кодекс межрегиональной Ассоциации работников социальных служб


Во втором разделе «Этические обязательства социального работника по отношению к клиентам» Кодекса оговорены права и прерогативы, первостепенность интересов клиентов. Социальный работник не должен использовать отношения с клиентом в собственных интересах, не должен принимать участие в любых формах дискриминации, должен избегать связей, которые идут во вред его клиентам, должен осведомлять клиентов о риске, правах, возможностях.

Сотрудник социальной службы обязан уважать тайны клиентов. Поделиться конфиденциальной информацией, узнанной им от клиентов без их на то согласия, можно только в случаях, необходимым по профессиональным обстоятельствам. Социальный работник должен получить согласие клиентов, прежде чем печатать, делать магнитофонные записи или разрешить какой – либо третьей инстанции наблюдать за его работой.
Вопросы для контроля

  1. Назовите определение, цель и объекты медико-социальной работы.

  2. Как определяет медико-социальную работу Европейское региональное бюро ВОЗ?

  3. Определите место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности.

  4. Перечислите контингенты медико-социального обслуживания.

  5. Перечислите и охарактеризуйте принципы медико-социальной работы.

  6. Перечислите аспекты деятельности социальной работы.

  7. Охарактеризуйте патерналистический и конструктивно-стимулирующий подходы медико-социальной работы.

  8. В чем заключается смысл дифференциации специалистов медико-социальной работы на «клиницистов» и «генералистов»?

  9. Охарактеризуйте принципы организации медико-социальной работы.

  10. Назовите основные направления медико-социальной работы.

  11. Перечислите медико-социальные услуги населению.

  12. Перечислите направления деятельности медико-социальной работы. Приведите примеры.

  13. Перечислите мероприятия медико-социальной работы профилактической направленности.

  14. Перечислите мероприятия медико-социальной работы патогенетической направленности.

  15. Назовите основные положения построения базовой модели медико-социальной работы.

  16. Какие проблемные группы выделяют среди населения для проведения медико-социальной работы?

  17. Перечислите направления медико-социальной работы с клиентами повышенного риска заболеваний.

  18. Перечислите направления медико-социальной работы с членами семей и ближайшим окружением клиентов повышенного риска заболеваний.

  19. Какие проблемные группы выделяют среди больных для проведения медико-социальной работы?

  20. Перечислите направления медико-социальной работы с группой длительно, часто и тяжело болеющих людей.

  21. Перечислите направления медико-социальной работы с группой больных с выраженными социальными проблемами.

  22. Назовите основные принципы медико-социальной работы с инвалидами.

  23. Перечислите направления медико-социальной работы с группой с инвалидами профилактической направленности.

  24. Перечислите направления медико-социальной работы с группой инвалидов патогенетической направленности.

  25. Перечислите законы, которые определяют правовые основы медико-социальной работы.

  26. Перечислите категории граждан, для которых в «Основах законодательства об охране здоровья граждан» предусмотрены льготные медико-социальные услуги.

  27. Перечислите права граждан пожилого возраста на медико-социальную помощь.

  28. Перечислите права инвалидов на медико-социальную помощь.

  29. Какие категории граждан имеют право на льготное лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение?

  30. Охарактеризуйте порядок предоставления гражданам льготного лекарственного обеспечения.

  31. Охарактеризуйте порядок предоставления гражданам льготного санаторно-курортного лечения.

  32. Перечислите основные положения профессионально-этического кодекса работников социальных служб.



Использованная литература


  1. Герасименко Н.Ф., Максимов Б.П. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты. М.: Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД», 2001. – 511 с.

  2. Григорьев С.И. Роль социологической концепции жизненных сил человека // Гуманизация образования. - 1995.- № 1. – С. 20.

  3. Зайнышева И.Г. Теория и методика социальной работы.- М.: Союз, 1994.- 412 с.

  4. Конституция РФ. М.: Юрид. лит., 1993. 96 с.

  5. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения.- М.: Медицина, 1992. – 511 с.

  6. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технология и образование. М.: Наука, 1999. - 238 с.

  7. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М.,1999.

  8. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы.- М.: ГАСБУ, 1994.

  9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. № 287 «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Журнал «Социальный мир». – 2005. - № 8. – С. 5-11.

  10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» // Журнал «Социальный мир». – 2005. - № 9. – С. 6-15.

  11. Основы социальной работы. / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА, 1997. – 368 с.

  12. Павленок П.Д. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку. М.: ГАСБУ, 1994.

  13. Право социального обеспечения. Практикум. Нормативные акты, образцы документов / Под ред. Э.Г. Тучковой. М., 1997.

  14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» // Журнал «Социальный мир». – 2005. - № 9. – С.6-12.

  15. Профессионально–этический кодекс межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (утвержден Ежегодной конференцией Ассоциации 22 мая 1994 года).

  16. Российский журнал социальной работы. 1996.-№1.- С. 122.

  17. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: Учебное пособие для студентов учрежд. сред. проф. образования. М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. 192 с.

  18. Социальная энциклопедия /Редкая А.П., Горкин Г.Н., Катульская Е.Д. и др. – М.: БРЭ,2000. – 438 с.

  19. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхова­ние. М.: Экспертное бюро, 1998.

  20. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М.: 1993.

  21. Черносвистов Е.В. Социальная медицина. Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. М.: ВЛАДОС, 2000. -304 с.

  22. Энциклопедия социальной работы: ВЗТ: Пер. с англ. /Под ред. Л.Э. Кунельского, М.С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей. Т.1: А-И. – 1993. – 480 с.; Т.2: К-П. – 1994. – 442 с.; Т.3: Р-Я. – 1994. – 496 с.