Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 406
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, ПРОФИЛАКТИКА
ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 5. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ
ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЧАСТЬ 11. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 9. МЕДИЦИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ
ЧАСТЬ Ш. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
ГЛАВА 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ
ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ГЛАВА 14. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
ГЛАВА 15. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)
ЧАСТЬ 1У. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ
ГЛАВА 18. ДОВРАЧЕБНАЯ НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Показанием для направления на медико-социальную экспертизу является заключение КЭК о наличии у больного данных для определения инвалидности. На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности, трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите: при очевидном неблагоприятном прогнозе независимо от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях: травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез – до 12 месяцев); при решении вопроса о продолжении лечения или установлении группы инвалидности; работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза.
Для проведения медико-социальной экспертизы необходимы письменное заявление пациента, данные результатов его клинического обследования, подписанные лечащим врачом, заместителем главного врача по медико-социальной экспертизе и заверенные печатью лечебно-профилактического учреждения (посыльный лист).
Бюро медико-социальной экспертизы. В состав бюро медико-социальной экспертизы в соответствии с Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы входят три врача различных специальностей, специалист по реабилитации, специалист по социальной работе, психолог. В состав Главного бюро входят четыре врача-специалиста и несколько специалистов по социальной работе и реабилитации.
В случае признания лица инвалидом специалистами бюро в месячный срок разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и индивидуальная программа реабилитации. В случае несогласия больного с экспертным решением бюро медико-социальной экспертизы, проводившего освидетельствование, можно обжаловать это решение, подав письменное заявление в бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование, в Главное бюро медико-социальной экспертизы или в соответствующий орган социальной защиты населения. Бюро, проводившее освидетельствование, в трехдневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в Главное бюро медико-социальной экспертизы, которое не позднее 1 месяца со дня получения заявления проводит медико-социальную экспертизу, и на основании полученных результатов, выносит решение. Решение Главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в органе социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», Правительство РФ приняло постановление № 965 от 13.08.96 г. «О порядке признания граждан инвалидами». Этим постановлением утверждены «Положение о признании лица инвалидом» и «Примерное положение об учреждениях государственной экспертизы».
Учреждения в своей деятельности руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами, а также Положением об учреждениях.
Учреждения осуществляют деятельность во взаимодействии с органами социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, службой занятости и другими органами и учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере медико-социальной реабилитации инвалидов, а также с представителями общественных организаций инвалидов.
Учреждения в своей деятельности используют формы первичных учетно-отчетных документов и бланков строгой отчётности, утверждаемых в установленном порядке.
Управление учреждением осуществляется его руководителя. Руководитель учреждения назначается и освобождается от должности органом социальной защиты населения субъекта РФ, в ведении которого находится учреждение. На должность руководителя назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование.
Руководитель учреждения исполняет следующие функции:
-
организует медико-социальную экспертизу и обеспечивает её качественное проведение; -
утверждает структуру, штатное расписание и должностные обязанности работников; -
устанавливает ставки заработной платы; -
несёт персональную ответственность за деятельность учреждения и проведение медико-социальной экспертизы граждан [7].
Лицо без определенного места жительства принимается на медико-социальную экспертизу по направлению органа социальной защиты населения. Орган социальной защиты населения может направлять на медико-социальную экспертизу лицо, имеющее признаки ограничения жизнедеятельности нуждающееся в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и врожденными дефектами.
Учреждения здравоохранения и органы социальной защиты населения несут ответственность за доверенность и полноту сведений указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством РФ.
Форма направления учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ.
Медицинские услуги, необходимые для проведения медико-социальной экспертизы, включается в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан РФ.
В случае отказа учреждение здравоохранения или органы социальной защиты населения в направлении на медико–социальную лицо или его законный представитель имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и врожденными дефектами, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности.
Среди документов МСЭК важнейшими являются: «Акт освидетельствования», который заполняется одновременно со статистическим талоном; «Заключение» - для лечебно-профилактического учреждения, «Извещение» - для предприятия; направление в отдел социального обеспечения и «Справка о решении комиссии» - для выдачи на руки больному.
Медико-социальные аспекты защиты инвалидов
Медико-социальные аспекты защиты инвалидов определены Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» № от 24 ноября 1995 г.
Инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами. Такое определение понятия «инвалид» предполагает, что в комплексе мероприятий по социальной работе о трудоустройстве и быте человека с ограниченными возможностями значительное место отводится медико-социальному направлению.
Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического и, что очень важно, медико-социального характера.
В основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случаях нетрудоспособности удовлетворять жизненные основные потребности – на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения». Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида, и потому социальный работник должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу, которая, однако, часто становится для инвалидов сложной и трудновыполнимой процедурой.
При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате и других учреждениях). Большое значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социальных программ.
Следует отметить, что медико-социальные услуги удовлетворяют те потребности инвалида, которые не находят своего решения в реальной действительности, в условиях экономического кризиса и зарождающихся рыночных отношений в нашей стране. Социальный работник, оказывая медико–социальную помощь, ликвидирует неудовлетворенность этой категории населения деятельностью органов практического здравоохранения и тем самым создаёт определенное равновесие в вопросах медицинского обеспечения.
Осуществляя уход за инвалидами, решая в определенной степени вопросы врачевания, социальный работник воздействует на образ жизни пациента, способствует его психической реабилитации.
При патронажной работе особую защиту социальный работник проявляет к семьям, имеющим детей-инвалидов. Важно не только поставить на учет ребенка-инвалида, но и проанализировать социальную обстановку в семье. Дети-инвалиды нуждаются в постоянном уходе и наблюдении, что составляет немалые трудности для родителей при повседневном общении с ними, обеспечение их жизненных потребностей (кормление, одевание, купание).
В обязанности социального работника входит организация медицинской помощи инвалидам. Социальный работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь при проведении медико–социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико–генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей-инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями. К таким мероприятиям можно отнести и предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организацию для них производства на дому и т. д.
Таким образом, одним из важнейших направлений медико-социальной деятельности всех организаций и служб, оказывающих помощь инвалидам, является создание условий для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера.
Медико-социальная реабилитация
Реабилитация – это система государственных социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и психологических мероприятий, направленных на предупреждение патологических процессов, ведущих к временной и стойкой утрате трудоспособности и на возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду (резолюция Совещания министров здравоохранения и социального обеспечения по вопросам реабилитации в 1987 г., Прага). Термин «реабилитация» (восстановление) принят ВОЗ в 1969 г.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» № от 24 ноября 1995 г.» определяет понятие реабилитации как «систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Государственная политика в области реабилитации в нашей стране основывается на следующих принципах:
-
государственный характер гарантий соблюдения прав инвалидов в области реабилитации; -
приоритет интересов инвалидов при проведении реабилитационных мероприятий; -
доступность мероприятий, проводимых в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; -
последовательность этапов реабилитационных мероприятий; -
многообразие форм и методов реабилитации.
Основой реализации государственной политики является программа «Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 16.01.95 № 59. В этой программе разработаны методические, организационные и научные аспекты проблемы реабилитации инвалидов.
Реабилитационные мероприятия направлены на восстановление целости поврежденных тканей и органов (регенерацию), восстановление их деятельности и воздействие на процессы, связанные с замещением или восполнением утраченных функций организма. Конечная цель этих мероприятий состоит в восстановлении нарушенных вследствие инвалидности связей между инвалидом и обществом.
Реабилитация тесно связана с восстановительным лечением и адаптацией. Адаптация – это приспособление организма к окружающим условиям с использованием резервов организма. Реабилитация –