Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 627

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, ПРОФИЛАКТИКА

ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 5. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ

ГЛАВА 6. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ

ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ЧАСТЬ 11. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 9. МЕДИЦИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ

ЧАСТЬ Ш. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ГЛАВА 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 14. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

ГЛАВА 15. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)

ГЛАВА 17. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ЧАСТЬ 1У. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

ГЛАВА 18. ДОВРАЧЕБНАЯ НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ГЛАВА 19. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ АПТЕЧКА

СЛОВАРЬ МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ

это восстановление. Лечение направлено на устранение болезненных процессов, а реабилитация воздействует на остаточные, способные на восстановление, функции.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации – это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мер, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, в конечном итоге – на интеграцию инвалида в жизнь общества.

В индивидуальной программе отражены все виды реабилитации и в каждой из них указываются способы реализации программы. Например, в медицинской реабилитации используются медикаментозное лечение, диспансерное наблюдение, санаторно-курортное лечение и пр. Социальная реабилитация предполагает обучение навыкам самообслуживания, специальное оборудование жилья и пр. Профессиональная реабилитация включает в себя профориентацию, профобучение и трудоустройство. В каждом виде выбирается соответствующее средство (или средства), возможны различные варианты.

Сроки проведения реабилитационных мероприятий также индивидуальны. В конце реабилитационного периода необходимо заключение об эффективности той или иной формы реабилитации.

В случае необходимости программа реабилитации может быть откорректирована. Социальный работник в процессе социальной работы по реализации программы реабилитации должен составить наиболее рациональные планы по реабилитации.

Новым нормативно-правовым документом является Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 года № 287 «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Виды реабилитации. Реабилитация является наиболее эффективным направлением социальной защиты инвалидов, так как именно она позволяет восстановить и компенсировать нарушенные или утраченные способности инвалидов к выполнению профессиональной, общественной и бытовой деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и возможностями. Различают реабилитацию: медицинскую, социально-средовую, профессионально-трудовую, психолого-педагогическую.

Программы медицинской реабилитации включает мероприятия, услуги, технические средства реабилитации, необходимые для устранения причин, условий и факторов, обусловливающих инвалидность. Это комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма. Медицинские меры включают в себя конкретные виды восстановительной терапии, в которой нуждается инвалид, с указанием формы их проведения (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, на дому); реконструктивной хирургии; протезно-ортопедической помощи; санаторно-курортного лечения (с предписанием профиля, кратности, сезона и срока рекомендованного лечения); технические средства медицинской реабилитации и необходимость медико-социального патронажа семьи, имеющей инвалида.


Программа профессиональной реабилитации, которая составляется для лиц в возрасте 14 лет и старше, представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление профессиональной трудоспособности инвалидов в доступных для него условиях труда, на достижение инвалидом материальной независимости. Программа содержит рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда. Профессиональная реабилитация включает в себя экспертизу возможных профессиональных способностей; профессиональную ориентацию и отбор (профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный подбор и др.); профессиональное обучение и переобучение (вносится запись о профессии, рекомендуемой к приобретению, уровне профессионального и форме обучения). Основой профессионально-трудовой реабилитации инвалидов является обучение в специальных техникумах и учреждениях профессионального обучения, учебно-производственных предприятиях обществ инвалидов (для обучения на рабочих местах). Программа профессиональной реабилитации включает также содействие в трудоустройстве, которое включает конкретные меры: подбор подходящего рабочего места, организация трудоустройства по специальным программам содействия трудоустройству, включая содействие самозанятости. Технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда включают перечень средств, необходимых для обеспечения мероприятий по обучению, профессиональной тренировке, трудового процесса на рабочем месте и помощи по пути на место работы и с места работы.

Программа социальной реабилитация предполагает создание оптимальной среды жизнедеятельности инвалидов. Программа включает в себя следующие мероприятия:

  • информирование и консультирование по вопросам реабилитации;

  • оказание юридической помощи;

  • социально-психологический и социально-культурный патронаж семьи, имеющей инвалида;

  • адаптационное обучение для осуществления бытовой и общественной деятельности (обучение навыкам персонального ухода, технике и методическим приемам самообслуживания, обучение пользованию техническими средствами реабилитации, обучение передвижению, организация быта и др.);

  • технические средства реабилитации для бытовой и общественной деятельности;

  • психологическая реабилитация (психотерапия, психологическая коррекция, психологическое консультирование и др.);

  • социокультурная реабилитация (информирование и консультирование по вопросам социокультурной реабилитации, оказание содействия во взаимодействии с учреждениями культуры, показания к занятиям видами искусства);

  • реабилитация средствами физической культуры и спорта (обучение навыкам занятий физкультурой и спортом, оказание содействия во взаимодействии со спортивными организациями, рекомендации о показанных к занятиям видах физической культуры и спорта).


Программа социальной реабилитации включает в себя условия проживания, условия передвижения, доступ к социально значимым объектам жизнедеятельности и осуществляется в двух направлениях:

  • приспособление объектов окружающей среды к потребностям инвалида (специально оборудованные для инвалидов квартиры, специальные жилые дома с комплексом социально-бытовых услуг, оборудованные тротуары, подземные переходы, пандусы, широкие лифты, поручни настенные в жилых помещениях, обеспечение инвалидов протезно-ортопедической помощью, слуховыми протезами, средствами для труда и быта, обучения, досуга, физкультуры и спорта и т.д.);

  • приспособление инвалида к окружающей среде, развитие навыков, позволяющих обслужить себя. Для этого используются специальные устройства для чтения, поднятия предметов с пола, для настенной фиксации приборов личного пользования (электробритв, зубных щеток, расчесок и т.д.).

Программа психолого-педагогической реабилитации предусмотрена для детей в возрасте до 18 лет и предполагает восстановление престижа в собственных глазах и глазах окружающих, коррекцию внутренней картины болезни, коррекцию отношения к семье, друзьям, обществу в целом. Она включает следующие мероприятия:

  • получение дошкольного воспитания и обучения (конкретный тип или вид дошкольного образовательного учреждения);

  • получение общего образования с указанием уровня образования (начальное, среднее), типа образовательного учреждения (обычное общеобразовательное, специальная группа обычного общеобразовательного учреждения, специальное коррекционное общеобразовательное и др.) и формы обучения (индивидуальная программа, надомное обучение, заочное обучение и др.);

  • психолого-педагогическая коррекционная работа (коррекция несформированности высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и др.);

  • технические средства реабилитации для обучения (перечень технических средств реабилитации, в которых нуждается ребенок-инвалид для обучения);

  • социально-педагогический патронаж семьи, имеющий ребенка-инвалида.

Реабилитация инвалидов в настоящее время является одним из актуальных и приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере, тем более что Россия стала членом Совета Европы, что подразумевает проведение государственной политики на принципах, которые лежат в основе деятельности этого Совета, в частности тех рекомендаций и резолюций, которые касаются реабилитации инвалидов.


Эксперты Совета Европы считают, что для проведения в жизнь этой политики государство должно принять следующие меры:

  • содействие осуществлению права инвалида на независимую жизнь и, вместе с тем, права на полную интеграцию в обществе;

  • признание необходимости возможно раннего начала реабилитационных мероприятий;

  • разработка реабилитационных программ и обеспечение доступа к ним всех нуждающихся в них инвалидов;

  • осуществление, по возможности, реабилитации в учреждениях общего типа и лишь в случае необходимости – в специализированных учреждениях и службах.

Основными принципами реабилитации являются: комплексный медико-социальный подход; максимально раннее начало проведения реабилитации; непрерывность, преемственность, поэтапность.

Реабилитационные учреждения. К реабилитационным учреждениям относятся: научно-производственные комплексы (как правило, федерального значения); региональные центры реабилитации инвалидов; реабилитационные отделения и кабинеты (на местном уровне); дома-интернаты для инвалидов и лиц пожилого возраста.

Дома-интернаты, как правило, профилированы: дома-интернаты общего типа для пожилых людей и инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и внутренних органов; психоневрологические интернаты для инвалидов с хроническими психическими заболеваниями и глубокой умственной отсталостью; детские дома-интернаты для умственно отсталых и для детей с физическими недостатками.

Материально-технической базой реабилитации инвалидов, находящихся в домах-интернатах, являются лечебно-трудовые мастерские, подсобные хозяйства, специальные цехи. Лечебно-трудовые мастерские могут быть швейными, картонажными, сборочными и др. В подсобных хозяйствах инвалиды занимаются огородничеством, садоводством, животноводством, цветоводством и т.д. Программа «Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов» предусматривает создание восьми центров медико-социальной реабилитации инвалидов и четырех реабилитационных учреждений и оснащение их реабилитационным оборудованием. Разработано Примерное положение о реабилитационном учреждении, которое регулирует деятельность реабилитационных учреждений, входящих в государственную службу реабилитации инвалидов.

Основные задачи реабилитационных учреждений заключаются в реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разработке планов и программ проведения реабилитации в конкретном учреждении, в осуществлении мероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.


Создание и содержание учреждений федерального уровня осуществляется за счет средств федерального бюджета, регионального уровня – за счет бюджета региона. Деятельность учреждений реабилитации должна быть лицензирована.

Вопросы для контроля

  1. Что такое «экспертиза трудоспособности»?

  2. Перечислите виды и причины нетрудоспособности.

  3. Как осуществляется экспертиза временной нетрудоспособности?

  4. Какими документами удостоверяется временная нетрудоспособность?

  5. При каких обстоятельствах врач вправе выдать больничный лист?

  6. Что означает «стойкая нетрудоспособность»?

  7. Что означают понятия «инвалид», «ограничение жизнедеятельности»?

  8. Перечислите и охарактеризуйте группы инвалидности.

  9. Охарактеризуйте правила направления пациента на медико-социальную экспертизу.

  10. Что входит в задачи бюро медико-социальной экспертизы?

  11. Раскройте понятие «реабилитация».

  12. Перечислите и охарактеризуйте виды реабилитации.

  13. Что означает «индивидуальная программа реабилитации»?

  14. Перечислите существующие реабилитационные учреждения.


Использованная литература


  1. Герасименко Н.Ф., Максимов Б.П. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты. М.: Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД», 2001. – 511 с.

  2. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технология и образование. М.: Наука, 1999. - 238 с.

  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. № 287 «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Журнал «Социальный мир». – 2005. - № 8. – С. 5-11.

  4. Социальная энциклопедия /Редкая А.П., Горкин Г.Н., Катульская Е.Д. и др. – М.: БРЭ,2000. – 438 с.

  5. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. – М.: Мастерство, 2002. – 256 с.