Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 638
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, ПРОФИЛАКТИКА
ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 5. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ
ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЧАСТЬ 11. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 9. МЕДИЦИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ
ЧАСТЬ Ш. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
ГЛАВА 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ
ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ГЛАВА 14. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
ГЛАВА 15. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)
ЧАСТЬ 1У. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ
ГЛАВА 18. ДОВРАЧЕБНАЯ НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Для профилактики детского травматизма необходимы совместные усилия широкой общественности, педагогов, органов милиции, медиков.
К мероприятиям профилактической направленности можно отнести следующие:
-
регулярное освещение средствами массовой информации широких слоев населения о причинах детского травматизма и мерах его профилактики; -
усиление санитарно-просветительской работы среди населения: родителей, учителей, воспитателей, с привлечением к этому процессу работников службы безопасности дорожного движения, детских хирургов, ортопедов-травматологов, педагогов; -
обучение правилам дорожного движения детей в дошкольных детских учреждениях и в школах; -
организация работы образовательных учреждений по планированию классных часов и работы с родителями по безопасности дорожного движения; -
организация работы по проведению тестирования обучающихся 1-6-х классов по ситуационной транспортной культуре; -
проведение викторин по проблемам безопасности дорожного движения и травматизма у детей; -
выпуск наглядных пособий в виде листовок и буклетов; -
подготовка и повышение квалификации педагогических кадров школ, колледжей по проблемам профилактики травматизма и оказания неотложной медицинской помощи при травмах и отравлениях; -
создание благоприятного двигательного режима учащихся в школе (физкультминутки во время занятий и пр.); -
усиление ответственности комиссий по приемке спортивных сооружений образовательных учреждений на готовность к новому учебному году, а также в комиссиях по испытанию спортивного оборудования и приемке в эксплуатацию вновь устанавливаемого спортивного и тренажерного оборудования; -
проведение занятий по физкультуре и тренировок в присутствии инструктора, обеспечение надежной «страховки», правильная организация врачебного контроля.
Мероприятия медико-социальной работы патогенетической направленности:
-
содействие в организации лечения и медицинского контроля; -
организация медико-социальной помощи и ухода за больным; -
содействие в обеспечении специфического долгосрочного лечения в оптимальных условиях с учетом особенностей травмы; -
семейное консультирование и семейная психокоррекция; -
направление на медико-социальную экспертизу; -
психотерапия и психокоррекция; -
семейное консультирование; -
участие в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида; -
проведение мер медицинской реабилитации инвалидов - восстановительного и санаторно-курортного лечения, клинико-функционального контроля; -
проведение мер социальной реабилитации пострадавших детей (социальная помощь и социальные услуги, обеспечение средствами передвижения, протезами, соответствующими возрасту, и вспомогательными техническими средствами; -
обеспечение преемственности во взаимодействии со специалистами смежных профессий; -
содействие в оказании финансовой помощи.
Этапы травматологической помощи
Медицинская помощь пострадавшим оказывается поэтапно: на месте происшествия. Первую неотложную помощь должны уметь оказывать сами люди, что достигается путем обучения широких масс населения приемам само- и взаимопомощи. Доврачебную помощь оказывают средние медицинские работники. Первая врачебная помощь оказывается бригадой «скорой медицинской помощи». Специализированную врачебную помощь оказывают врачи-хирурги в хирургических кабинетах поликлиник или хирургических отделениях, а также врачи-травматологи, травматологи-ортопеды, в травматологических пунктах и травматологических отделениях больниц.
Профилактика травматизма
Травматизм занимает третье место в структуре инвалидности. В целях профилактики травматизма в нашей стране действуют законодательные акты об охране труда и внедрении современных безопасных методов работы. Каждый случай серьезной травмы на предприятии рассматривается на заседании специальной комиссии. В профилактических мероприятиях на производстве участвуют представители администрации, профсоюзов, работники здравоохранения и представители органов охраны труда.
Профилактика непроизводственного травматизма очень сложна в организации. Большую часть непроизводственного травматизма составляют травмы в быту (в связи с использованием бытовой техники, систем отопления, уличный травматизм зимой в связи с гололедом и пр.). Чаще всего это травмы верхних конечностей: ушибы и растяжения (около 50%), переломы и вывихи, реже ожоги. В профилактике непроизводственного травматизма главную роль играет санитарно-просветительская работа среди населения.
Профилактика транспортного травматизма заключается в основном в обучении правилам дорожного движения (в детских садах, школах), в ужесточении мер по штрафованию нарушителей правил дорожного движения, как среди водителей, так и среди пешеходов.
Вопросы для контроля
-
Дайте определение понятию «травматизм». Назовите виды травматизма. -
Какой травматизм называют производственным? -
Перечислите направления профилактики производственного травматизма. -
Назовите причины и виды травматизма у детей. -
Охарактеризуйте социальные и медицинские проблемы детского травматизма. -
Перечислите мероприятия по профилактике детского травматизма. -
Перечислите мероприятия патогенетической направленности медико-социальной работы при травмах у детей.
Использованная литература
-
Марк Мейл. Энциклопедия первой помощи: СПб.: ОО «Диамант», 1995. – 688 с. -
Мартынов С.М. Здоровье ребенка в наших руках. М.: Просвещение, 1991. -
Немсадзе В.П. Травма// Здоровье детей. – 2003. - №5. – С.7. -
Постановление Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий по профилактике и снижению травматизма в 2000-2002 гг. -
Стрельцова В. Травма // Здоровье детей. – 2003. - №7. – С.13. -
Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. – М.: Мастерство, 2002. 256 с.
ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Нервно-психические заболевания являются одной из самых серьезных социальных, медицинских и экономических проблем. В середине 90-х годов ХХ столетия регистрация психических расстройств выросла на 21%, на 56% увеличилась инвалидность по психическим заболеваниям. Быстро растет количество детей и подростков с нервно-психической патологией (в среднем, на 8-12% в год). У 9,6% младенцев отмечаются явные психические нарушения, среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют признаки болезненных отклонений в психическом здоровье. Среди детей со школьной дезадаптацией 93-95% имеют психические нарушения; от 50 до 80% детей и подростков с девиантным и деликвентным поведением страдают теми или иными психическими расстройствами. Среди детей-бродяг не более 6% могут быть признаны психически здоровыми.
Причины психических заболеваний разнообразны: наследственные факторы (велико их значение при таких заболеваниях, как олигофрения, психопатия, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, шизофрения); неблагоприятные внешние факторы (инфекции, травмы, интоксикации, психотравмирующие ситуации); внутриутробное повреждение плода (болезни и травмы матери во время беременности могут стать причиной задержки психического развития); пьянство, алкоголизм и наркомания родителей; заболевания, осложнениями которых могут быть психозы (энцефалиты, сифилис мозга, бруцеллез, токсоплазмоз, сыпной тиф, некоторые формы гриппа и др.); психические травмы, которые провоцируют наследственную предрасположенность и становятся причиной неврозов и реактивных психозов; пол и возраст (у мужчин психические расстройства встречаются чаще, чем у женщин; у мужчин чаще наблюдаются травматические и алкогольные психозы, у женщин – маниакально-депрессивный психоз, депрессии и инволюционные психозы).
Основные симптомы психических заболеваний: галлюцинации, бред, навязчивые состояния, аффективные расстройства, расстройства сознания, памяти, слабоумие.
Психические заболевания редко становятся непосредственной причиной смерти. Умирают такие больные, как правило, от сопутствующих заболеваний, а также от самоубийств и несчастных случаев. Поэтому большое социальное значение приобретает инвалидность при психических заболеваниях, имеющая свои особенности: чаще всего больные являются инвалидами первой и второй групп, реже – третьей; инвалидность является наиболее «молодой». Так как смертность среди данной категории больных низкая, то психические больные существуют в обществе; как правило, эти люди нетрудоспособны, что создает значительную медико-социальную проблему.
Обеспечить права граждан при оказании психиатрической помощи очень сложно, так как люди негативно относятся к психическим больным, а большинство таких больных, приспосабливаясь ужасающей действительности, больше всего боятся, что на работе узнают об их заболевании. Кроме того, психические больные традиционно ограничивались в правах, и это издавна было основанием для злоупотреблений именно в психиатрии. В связи с этим возникает необходимость социальной реабилитации инвалидов по психическим заболеваниям, восстановления их трудоспособности, возвращения их в жизнь общества. С этой целью социальные работники входят в штат психиатрической больницы.
В нашей стране ВС РФ 1992 г. № 3185-1 принят закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», с которым должен быть знаком и социальный работник.
Виды психиатрической помощи и социальной защиты, гарантируемые государством
Государством гарантируются:
-
неотложная психиатрическая помощь; -
консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь во внебольничных и стационарных условиях; -
все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности; -
социально-бытовая помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами; -
решение вопросов опеки; -
консультации по правовым аспектам и другие виды юридической помощи в психиатрических и психоневрологических учреждениях; -
социально-бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих психическими расстройствами, а также уход за ними; -
обучение инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами; -
психиатрическая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах.
Для обеспечения лиц, страдающих психическими расстройствами, психиатрической помощью и их социальной защиты государство:
-
создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности, по месту жительства пациентов; -
организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами; -
создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц; -
принимает меры, необходимые для социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами.