Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности Социальная работа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 424
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
ГЛАВА 3. ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, ПРОФИЛАКТИКА
ГЛАВА 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 5. ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ
ГЛАВА 7. ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
ГЛАВА 8. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЧАСТЬ 11. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 9. МЕДИЦИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 10. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ
ЧАСТЬ Ш. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГЛАВА 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
ГЛАВА 12. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ТРАВМАТОЛОГИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ
ГЛАВА 13. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ГЛАВА 14. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
ГЛАВА 15. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)
ЧАСТЬ 1У. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ НА ДОМУ
ГЛАВА 18. ДОВРАЧЕБНАЯ НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Использованная литература
-
Акоев И.Г. Биофизика познает рак. М.: Наука, 1989. -
Вершинина С.Ф.,Потявина Е.В. Онкологические заболевания. – СПб: Питер, 2001. 123 с. -
Моисеенко Е.И. Основные положения концепции медико-социальной работы в онкологии. -
Основы социальной работы /Под ред. Ханжина. – М.: , 2001. -
Петерсон Б.Е. Современное состояние онкологии. М.:Знание, 1980. -
Популярная медицинская энциклопедия. Под ред. В.И. Покровского. 3-е изд. - М.: «Советская энциклопедия», 1992. - 688 с. -
Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Н.Р. Палеева. - М.: Медицина, 1989 - 528 с. -
Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. - М.: Мастерство, 2002. – 256 с. -
Трапезников Н.Н. Онкология: Учебник для студентов медицинских вузов. М.: Медицина, 1992. -
Чаклин А.В. Пути победы над раком. М.: Медицина, 1985 - 96 с.
ГЛАВА 16. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКУРАБЕЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ (Артюнина Г.П., Алексеева А.Ю.)
На сегодняшний момент в России умирают на дому свыше 90 процентов онкологических больных. К сожалению, печальная реальность современного российского здравоохранения состоит в том, что больные с четвертой стадией онкологического процесса "неперспективны" в плане радикальных методов лечения. Согласно Приказу МЗ РФ № 590 от 1986 года онкологические больные получают помощь либо участкового терапевта в виде назначения наркотиков, либо в терапевтическом отделении по месту жительства. Отсутствие гарантий обезболивания, страх боли, превышающий страх смерти, социальная и экономическая беззащитность и беспомощность вызывает целую гамму реактивных состояний, что приводит порой к очень трагическому финалу - суициду среди больных и их родственников.
Родственники умирающего пациента нередко оказываются, разорены как психологически, так и материально после его смерти. Значительная часть онкологических больных в терминальной стадии – лица трудоспособного возраста. Проблема стариков и детей, оставшихся без кормильца, создает целый пласт социальных проблем, которые ставят семью на край нищеты.
В связи с этим возрастает значимость профессионального улучшения качества жизни инкурабельных больных людей. В 1981 году Всемирная медицинская ассоциация приняла Лиссабонскую декларацию: «Международный свод прав пациента», в которой указано право человека на смерть с достоинством.
Забота о неизлечимых больных в древности
Сегодняшние принципы работы хосписов, созданные для облегчения страданий в основном раковых больных на поздних стадиях развития болезни, берут свое начало еще в раннехристианской эре. Зародившись в начале в Восточном Средиземноморье, идея хосписов достигла Латинского мира во второй половине четвертого века нашей эры, когда Фабиола, римская матрона, открыла хоспис для паломников и больных. С этого времени множество монашеских орденов прилагали значительные усилия, чтобы выполнить заповедь из притчи об овцах и козлах (Мф25:35-36) - накормить алчущего, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или узника. Эти принципы наряду с заповедью "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне" (Мф 25:40) были основой благотворительной деятельности
, распространившейся по всей Европе. Обычно первые хосписы располагались вдоль дорог, по которым проходили основные маршруты христианских паломников. Они были своего рода домами призрения для истощенных или больных людей.
Заботу о неизлечимо больных и умирающих принесло в Европу христианство. В средние века на путях возращения крестоносцев домой, а также следования христианских паломников к “святым местам” при монастырях возникали хосписы: странноприимные дома, приюты, богадельни*, в которых страждущие находили кров и, по необходимости, медицинскую помощь.
Уже в начале 17 века английский философ Френсис Бекон категорически настаивал, что «долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и не только тогда, когда облегчение боли, как опасного симптома болезни, может привести к выздоровлению, но и когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать саму смерть более легкой и спокойной.(10;108).
Истоки помощи в России восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему ещё в обычаях восточнославянских племён. В отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых» сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным (36;20). В 10-13 в.в. произошло существенное изменение системы оказания помощи и поддержки умирающим. Именно с этого времени начала формироваться христианская концепция помощи, в основе которой лежала философия деятельной любви к ближнему («Возлюби ближнего твоего, как самого себя»). Данная формула стала нравственным императивом, определяющим сущность поступка индивида. В Древней Руси «нужда ближнего» считалась не бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств воспитания народа.
Основными центрами помощи являлись монастыри, где с 11 века открывались монастырские больницы, оказывавшие помощь нуждающимся. К монастырям шли больные люди, паломники, ищущие исцеления от физических и духовных страданий, с надеждой на помощь и обретение покоя.
Следует отметить, что в монастырях огромное внимание уделялось науке, в поисках новых путей помощи людям. Поэтому монахи были самыми образованными людьми того времени. Они оказывали помощь, используя все возможные средства. В том случае, когда исцеление было невозможно, в монастырях безнадежно больные находили духовную помощь, которая имела порой гораздо большее значение, чем облегчение телесных страданий.
Общественное призрение оформилось в некоторую систему при Петре Первом, который подробно останавливался на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Петр 1 расширяет так называемое закрытое призрение, т.е. содержание в различных учреждениях и заведениях благотворительного толка новых для России категорий населения.
В период правления Елизаветы Петровны с 1741 года происходит некоторая реорганизация общественного призрения. Появляются дома для неизлечимо больных, больницы. Кроме благотворительных взносов на содержание социально-медицинских учреждений стала характерной и государственная поддержка.
Условия для реорганизации всей социально-благотворительной системы складываются лишь с середины 18 века при правлении Екатерины Второй. Так, 7 ноября 1775 года издан «приказ общественного призрения». Начало губернской реформы породило совершенно новые для России учреждения: губернские приказы общественного призрения, сиротские ссуды, дворянские опеки. В 33 губерниях появились приказы, в чьё введение были переданы все медицинские и благотворительные учреждения, все категории населения, нуждающиеся в призрении и пенсионном обеспечении. Под действие этого приказа попадали: приюты, богадельни для бездомных, престарелых, неизлечимо больных. Важным атрибутом в этих заведениях было религиозное чтение, беседы со священнослужителем. Следует, однако, отметить, что даже при значительном вкладе в развитие общественного призрения Екатерины 11, случаи заботы и помощи безнадёжно больным людям были единичны.
Значительное число благотворительных учреждений в Москве и Петербурге обязаны своим возникновением и развитием императрице Марии Фёдоровне, вкладывавшей значительную часть своих средств в организацию и содержание этих учреждений.
Так, в 1805 году в Москве была открыта больница для бедных, получившая в 1828 году название Мариинская в честь основательницы, которая должна была оказывать бесплатную помощь лицам «всякого состояния, пола и возраста и всякой нации, бедным и неимущим людям, принимать их каждый день и во всякое время, оказывать одним помощь советами, и лекарствами, других же класть на свои койки. В 1875 году при больнице было организовано Мариинское благотворительное общество, на средства которого кроме оказания помощи в больнице, содержался
приют на 12 человек для неизлечимо больных.
Можно сказать, что к 1862 году сложилась определенная структура институтов помощи: лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных), заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных). В 1823 году Министр внутренних дел граф Кочубей разделил заведения приказов общественного призрения России на 4 разряда. Общее количество мест для неизлечимых больных составляло всего 50.
Из данных, приведенных в этой таблице, видно, что, в сравнении с другими учреждениями общественного призрения, численность домов для неизлечимых больных и количество коек в них значительно меньше, можно сказать ничтожно. Но, тем не менее, эти данные говорят о том, что правительство уже признаёт существование проблем безнадежно больных людей, как категорию граждан имеющих право на заботу и социально-медицинскую помощь со стороны общества.
В момент становления нового государства были упразднены практически все благотворительные учреждения царского правления и взят курс на создание новой системы социальной помощи. В 1918 году по личному указу В.И. Ленина всем центральным и местным организациям управления была поставлена задача по решению вопросов социальной помощи и поддержки трудящихся «…оказать поддержку всех и всяких начинаний, направленных к улучшению дела снабжения населения, социального страхования и социального обеспечения, здравоохранения …». В итоге в СССР сформировалась патерналистическая модель социальной защиты, с финансированием главным образом из государственного бюджета (95% ассигнований) с центральной системой распоряжения фондов социального обеспечения. Но государственный бюджет не мог в полной мере обеспечить достаточную помощь всем нуждающимся.
Что же касается неизлечимо больных людей, то порядок оказания помощи практически не изменился. Медицинская наука шла вперед, и социальная служба оказывала чуть большее внимание таким людям. Приобщались подростки, добровольцы к оказанию помощи. В больницах открывались койки и отделения, специализирующие по помощи умирающим людям. Но, тем не менее, ставя диагноз неизлечимой болезни, больных выписывали из диспансеров и больниц домой на попечение родственников и наблюдение участкового врача, который мог оказать помочь