Файл: Fi'li'aly Atyray' oblysy boi'yns'a pedagogi'kalyq qyzmetkerlerdin'.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«МӘҢГІЛІК ЕЛ» ҰЛТТЫҚ ИДЕЯСЫ НЕГІЗІНДЕ ПАТРИОТТЫҚ ТӘРБИЕ МӘСЕЛЕЛЕРІ

ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА ПРИВЕДУТ К ПОЗИТИВНЫМ ПЕРЕМЕНАМ

ҚАЗАҚ ТІЛІ ӘЛІПБИІН ЛАТЫН ГРАФИКАСЫНА КӨШІРУ ЖАҒДАЙЫНДА БІЛІМ БЕРУ ҮДЕРІСІН ҰЙЫМДАСТЫРУ

????Жаңаша оқыту-жаңаша көзқарас ????

ЖАҢАРТЫЛҒАН БІЛІМ БЕРУ МАЗМҰНЫ АЯСЫНДА ТИІМДІ ОҚЫТУ ӘДІСТЕРІН ҰЙЫМДАСТЫРУ ЖОЛДАРЫ

ЖАҢАРТЫЛҒАН БІЛІМ БЕРУ АЯСЫНДА ФИЗИКА ПӘНІН ОҚЫТУДЫҢ ЕРЕКШЕЛІКТЕРІ

БАСТАУЫШ СЫНЫП ОҚУШЫЛАРЫМЕН

ШЫҒАРМАШЫЛЫҚ ЖҰМЫС - ІЗДЕНІМПАЗДЫҚТЫҢ КІЛТІ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

БИОЛОГИЯ САБАҚТАРЫНДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ҰРПАҚ ТӘРБИЕСІНІҢ БАСТАУЫ – ОТБАСЫНАН

МЕКТЕП ЖАСЫНА ДЕЙІНГІ БАЛАНЫҢ ТҰЛҒАЛЫҚ ДАМУЫНДАҒЫ ЖАНҰЯЛЫҚ ҚАРЫМ- ҚАТЫНАСТЫҢ МАҢЫЗЫ

ӘЛЕУМЕТТІК ТӘРБИЕДЕГІ РУХАНИ – АДАМГЕРШІЛІК ҚҰНДЫЛЫҚТАР

БАСТАУЫШ СЫНЫП ОҚУШЫЛАРЫНЫҢ ШЫҒАРМАШЫЛЫҚ ЖАЗБА ТІЛІН ДАМЫТУ ЖОЛДАРЫ

ӨЛЕҢІ ӨМІРШЕҢ АҚЫН - МАРАТ ОТАРАЛИЕВ

ЖАЛЫНДЫ ЖАСТАР – ЖАРҚЫН БОЛАШАҚ

ӨШПЕСІН ҰСТАЗ ЕСІМІ

ОҚУ ҮШІН БАҒАЛАУДА ТИІМДІ СТРАТЕГИЯЛАРДЫ ҚОЛДАНУ

ДЫБЫСТАР ӘЛЕМІ НЕСІМЕН ҰНАЙДЫ? ДЫБЫС

КЕСТЕДЕН ТЫС КӨБЕЙТУ ЖӘНЕ БӨЛУ

АТЫРАУ, ТЫ В МОЕМ СЕРДЦЕ!

ҚЫС ҚЫЗЫҒЫ

ҰСТАЗ ҰЛАҒАТЫ

КӘСІБИ ӨСУ. КУРСТАН КЕЙІНГІ ОЙЛАР

искусству. Здесь учитель может, как нигде, создать необыкновенную эмоциональную атмосферу, зажечь словом. Радость от общения, наслаждение текстом, словом мастера обязательный фон урока. Верный признак понимания, заинтересованности – это радость на лице ученика, а не ответ «да». Как же сделать так, чтобы радость озарила лицо ученика? Как создать ситуацию успеха и помочь ребенку реализовать свой творческий потенциал на уроках литературы? Особенно сейчас, когда у ребят снизился интерес к чтению. Как пробудить у подростков интерес к серьёзному чтению? В этом неоценимую помощь оказывают методы комбинированной технологии. Первое, основополагающее, касается трактовки художественных произведений. Наша главная задача – помочь подростку увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель. Речь идёт не о том, чтобы навязывать писателю некие желательные для нас выводы вопреки живой ткани его творения, а о том, чтобы, доверчиво идя за автором, увидеть и выявить в произведении то вечное, жизненно для нас важное, что в них действительно содержится. Если мы начнём разговор о романе «Евгений Онегин» с того, что в нём отражены все стороны русской жизни первой половины ХIХ века, или с того, что первая глаза опубликована там-то и тогда-то, а работал поэт над романом столько-то, то это интересно только будущему специалисту-филологу. Совсем другое дело, если начать, скажем, так: «Когда мы встречаем – в жизни ли, в книге ли хорошей человека, который несчастлив, которого ничто в жизни не радует, всегда хочется


27




понять: почему? Почему так случилось? Пушкинский роман-как раз о таком человеке. Вот давайте прочитаем и попробуем понять,
почему его жизнь так безрадостна. «Евгений Онегин» - роман о том, что внешнее благополучие отнюдь не предопределяет счастья. Сам поэт подчеркивает это в первой главе,когда после подробнейшего изображения окружающей героя роскоши начинает живописать его тоску с многозначительного «но». «Но был ли счастлив мой Евгений?» (Всегда прошу своих учеников подумать над тем, почему – но). А затем идёт решительное авторское «нет», и дальше–весь романе о том, что «нет». Мысль банальная? Но только не для подростков. А главное–любая банальная истина становится убедительной, благодаря художественной силе великого творения.

Эмоциональное воздействие художественной литературы несравнимо сильнее любых рассуждений и логических построений. Пушкинский роман о том, что человек, не лишенный ума и сердца, не может ощущать радость жизни, если живёт только для себя, если нет ни людей, ни дела, которым он был бы нужен и которые нужны были бы ему. О неизбежном одиночестве эгоиста. Подумаем вместе с подростками над причинно следственной цепочкой: Онегин бездумно принимает приглашение на именины Татьяны - гневается за ее смятение не на себя, а на Ленского–кокетничает с его невестой, чтобы «отомстить» - принимает вызов на дуэль, становится убийцей единственного друга. И когда я спрашиваю мальчиков, приняли бы они на месте Онегина приглашение, неизменно слышу: «Нет! Зачем лишний раз травмировать девушку, на чувства которой ты не ответил». Онегин думает только о себе. Возмездие неизбежно. На уроке возникает разговор о том, что жизнь эгоиста легче, он свободнее, но плата-одиночество, отсутствие глубинных связей с людьми. (<Я думал: вольность и покой- замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан!., «Свою постылую свободу я потерять не захотел…») Разумеется, роман Пушкина – еще об очень и очень многом. И если мы сумеем высветлить в романе вечное, непреходящее, он не оставит
подростков равнодушными. Первый мой вопрос ученикам, когда прочитан роман: «Вам жаль Онегина?» Конечно же, жаль. Как можно не сочувствовать человеку с умом , душой, человеку, способному на искренние чувства и благородные поступки,если он страдает? Даже если он сам в своем несчастье виноват. Да и нельзя судить о человеке вне его времени и среды. Авторское отношение к герою- это и сочувствие, и симпатия.

Однако какой бы жизненной ни была трактовка произведения, оно не вызовет у наших учеников эмоционального отклика, если этому не будет способствовать методика. Главное состоит в том, чтобы каждый методический прием, педагогическая технология работали на усиление эмоционального восприятия произведения. Методы работы в парах, группах, использование опорных схем-тезисов, схем-планов, проблемно- поисковые задания, составление различных кластеров, ассоциативные связи, самостоятельный поиск ответов на вопросы по тексту художественного произведения, составление синквейнов, диаграмм Венна, концептуальных таблиц, а также читательские конференции , диспуты, концерты и другие формы уроков и методов – как инновационных, так и традиционных - позволяют оживить и разнообразить уроки, заставить ребят задуматься над важнейшими вопросами бытия. Один из методов–проблемно-поисковый. Он способствует внимательному прочитыванию текста, работе с критической литературой. При изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир», говоря об Андрее Болконском, даю ребятам задание: «Князь Андрей Болконский возвращается от Отрадного. «Все лучшие минуты жизни вдруг в одно и то ж время вспомнилось ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотой ночи
, и эта ночь, и луна - все это вдруг вспомнилось ему».Как это понять: мертвое укоризненное лицо жены…и лучшие минуты жизни?» Ребята после внимательного прочтения объясняют, что объединяет все эти минуты героя и почему они-лучшие.Андрей Болконский проходит трудный и полный тяжелых разочарований и сомнений путь к истине. И надо, наверное, быть очень мужественным человеком, для того чтобы лучшими минутами жизни считать нелегкие минуты прозрения, крушения ложных идеалов и познания истинных. Все эти вехи в жизни


28




Андрея Болконского пробуждают в нем истинные чувства и страсти, все они помогают родиться в его сердце любви. А почему среди лучших минут жизни Андрея Болконского

«мертвое укоризненное лицо жены»? Встречаются в каждом классе такие ответы: «Он ее не любил, она умерла, и он стал свободен. Поэтому это лучшая минута жизни». Комментирую подобные размышления однозначно: «Человек, для которого смерть жены и матери его сына, как бы он к ней ни относился, лучшая минута жизни - мерзавец и негодяй». Большинство учащихся находят ответ на этот вопрос. «Именно у гроба жены Болконский стал иным человеком, впервые в жизни по-настоящему испытав чувство вины. Вплоть до этого момента всегда винивший жену в неудавшейся семейной жизни, он вдруг осознает собственную вину. Осознает перед мертвым лицом жены, подарившей ему ценой своей жизни ребенка. Осознание своей вины, своего эгоизма - великое чувство, очищающее человека. Наверное, впервые в жизни Болконский, привыкший к сознанию своего превосходства, своей правоты, чувствует по-настоящему свою вину. И хотя горечь от непоправимости – тяжкое бремя для князя, именно сознание вины-шаг на пути к перерождению в нового человека, еще более
человечного и благородного. Поэтому, несмсотря на всю тяжесть этой минуты , она осталась для Болконского одной из лучших, как залог его превращения в лучшего человека, залог раскрепощения от эгоизма, присущего ему ранее. Так сформулированные вопросы будят пытливость подростка, заставляют задуматься о жизни. Рассказ о жизни Андрея Болконского сопровождается составлением опорной схемы «Путь идейно – нравственных исканий Андрея Болконского

Схема требует от школьника самостоятельного размышления и приводит к обобщению, является средством активизации познавательной деятельности учащихся, средством целостного осмысления материала, также служит приёмом, дающим возможность научиться устанавливать взаимосвязи между явлениями, событиями произведения, возможность систематизировать, обобщать изучаемый материал. Особая роль на уроках литературы отводится музыке и живописи. Урок по современной поэзии «О красоте человеческих лиц» обязательно связан с изображением рафаэлевских мадонн. А урок о поэтах–бардах


29




сопровождается их песнями. Это помогает сделать уроки интересными и запоминающимися. Конечно, я использую привычные для уроков литературы виды работ: беседы, пересказы и рассказы, прослушивание и обсуждение авторского и актерского чтений, рассматривание иллюстраций, чтение учащихся, сопоставительный анализ и др., но подхожу к этому творчески.Только поиск, самосовершенствование, использование того нового,тех инноваций, что появляются в педагогике и методике, помогает мне шагать в ногу со временем, быть интересной для учеников. Ведь главная задача учителя словесника- воспитание вдумчивого читателя,