Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.05.2024

Просмотров: 463

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.

4. Государство и национальные отношения в обществе.

5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов госу­дарств.

6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.

7. Основные признаки присущие современному государству.

8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.

Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.

Нетипичные формы правления в современном мире.

Функции монархий в современном мире.

Форма правления современного российского государства. Президентство лучшая ли это форма исполнительной власти?

Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.

Конфедерация: современные подходы.

Причины формирования тоталитарных режимов.

1. Экономическая (социальная, экологическая и т.д., по выбору курсанта) функция как одна из основных функция современного государства

2. Теория функций современного российского государства.

Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.

Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

Соотношение права и закона.

Соотношение правовых и нормативных правовых актов.

Обычай как источник права в правовой доктрине.

Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.

Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.

Правовая символика.

Язык и стиль закона.

Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.

Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.

1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.

2. Юридическая природа разъяснений Конституционного Суда и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

В рамках второго вопроса следует дать характеристику таким элементам, как юридическая норма, правовой институт, подотрасль права, отрасль права.

1.Характеристика современного состояния системы российского права.

2. Соотношение системы права и системы законодательства.

3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.

4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.

Проблема деликтоспособности индивидуального лица.

Правовые состояния как юридические факты.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие правомерного поведения, его правовые критерии. Структура правомерного поведения. Виды правомерного поведения

2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

3. Юридический состав правонарушения, его элементы.

4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.

1. Понятие, сущность и принципы законности.

2. Гарантии законности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА

Тема 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Понятие теории государства и права как науки.

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Организация власти в первобытном обществе

3. Основные пути происхождения государства

4. Общая характеристика теорий происхождения государства

5. Теории происхождения права

4. Общая характеристика теорий происхождения государства.

5. Теории происхождения права.

Тема 3. Понятие, сущность, типология государства

Тема 4. Форма государства

Тема 5. Функции государства

Тема 6. Механизм государства

Тема 9. Право в системе нормативного регулирования

Тема 11. Правовое регулирование

Тема 12. Теория нормы права

Тема 13. Источники (формы) права

Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.

Тема 15 Толкование права

Тема 16. Система права и система законодательства

Тема 17. Систематизация законодательства

Тема 18. Правовые системы современности

Тема 19. Правоотношения

Тема 20. Реализация норм права

Тема 21. Правовое сознание и правовая культура

Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение 

Тема 23. Юридическая ответственность

2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

Тема 24 Законность и правопорядок

Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.

ГЛОССАРИЙ

Тема 4. Форма государства


Учебные вопросы:

1. Понятие и элементы формы государства

2. Форма правления: понятие, виды

3. Форма государственно-территориального устройства

4. Государственно-правовой (политический) режим
1. Понятие и элементы формы государства. Форма государства – это внешнее выражение, организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного (территориального) устройства, государственно-правового режима, где:

форма правления характеризует порядок формирования высших государственных органов, характер взаимодействия между нами, то есть отвечает на вопрос: «кто и как правит в обществе, как формируются и действуют государственные органы?»;

форма государственного (территориального) устройства характеризует территориальный структуру государства, порядок взаимоотношений между государством как целым и его составными частями, то есть отвечает на вопрос: «из каких частей состоит внутренняя структура государства, каково правовое положение данных частей и взаимоотношение с центральными органами?»;

форма государственно-правового режима характеризует способы, методы, приемы, средства осуществления государственной власти, то есть отвечает на вопрос: «как осуществляется государственная власть, с помощью каких средств и методов».

В современной науке выделяют несколько групп факторов, влияющих на форму государства:

а. Политические: расстановка политический сил, принадлежность государственной власть определенным сословиям, классам, особенности правящей элиты и т.п.

б. Экономические: особенности системы хозяйствования, наличие многоукладной экономики, признаваемые формы собственности и т.п.

в. Социальные: специфика общественной структуры, особенности состава населения в зависимости от этнической, классовой принадлежности.

г. Идеологические: уровень культуры народа, его исторические и национальные традиции, особенности господствующей (преобладающей) идеологии, наличие политического и идеологического плюрализма.

д. Внешнеполитические: геополитическое положение государства, заимствование опыта государственного строительства других, как правило, более развитых стран, международная обстановка, наличие тех или иных форм политической и экономической зависимости от других государства, наличие политических союзов и т.п.


2. Форма правления: понятие, виды. Форма правления является центральным элементом формы государства и определяет порядок формирования высших органов государственной власти, характер взаимоотношений между ними и с населением.

Выделяются следующие критерии классификации форм правления:

1. Способ передачи государственной власти (выборы, передача по наследству);

2. Ответственность высших органов государственной власти перед населением;

3. Распределение властных полномочий между органами государственной власти.

В зависимости от данных критериев различают две основные формы правления – монархию и республику.

Монархия - форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху), который получает власть по наследству и осуществляет пожизненно.

Монархия характеризуется следующими чертами:

1. Во главе государства стоит единоличный правитель – монарх;

2. Монарх получает власть по наследству в установленном порядке престолонаследия;

3. Монарх осуществляет свою власть пожизненно;

4. Источником власти в государстве считается монарх, а не народ;

5. Монарх не несет юридической ответственности перед населением за содержание своей политики и принятые решения.

Монархия является самой древней формой правления, известны следующие исторические типы монархий: восточная деспотия, античная, раннефеодальная монархии, монархия феодальной раздробленности, сословно-представительная.

В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют:

а) абсолютную монархию. Монарх сосредотачивает в себе все ветви власти, нет ни представительно органа, ни конституции, ограничивающей его власть. В современном мире нет абсолютных монархий в чистом виде, т.к. как правило власть монарха ограничивается конституцией, однако есть полуабсолютные монархии, которые формально являются конституционными, но на практике монарх сохраняет практически неограниченную власть (Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар).

б) конституционную дуалистическую монархию. В ней власть монарха ограничена на основе конституционного акта парламентом, при этом монарх сохраняет сильную исполнительную власть (Свазиленд, Таиланд, Иордания).

в) конституционную парламентскую монархию. В ней высшая государственная власть монарха ограничена на основе конституционного акта парламентом, который участвует в формировании правительства, при этом монарх утрачивает реальную политическую власть (Великобритания, Испания, Япония, Швеция и др.).


Республика - форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением, осуществляют свою власть в течение определенного срока и несут ответственность перед населением.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие черты республик:

1. Высшая государственная власть не принадлежит одному лицу, во главе государства находится группа органов (глава государства - президент, представительный орган, исполнительный орган);

2. Высшие органы государственной власти формируются населением непосредственно, либо через представительные органы;

3. Высшие государственные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока;

4. Высшие органы государственной власти несут ответственность перед населением, которая реализуется при помощи различных механизмов (импичмент, отзыв депутата представительного органа, вотум недоверия).

5. Распределение полномочий между высшими государственными органами может осуществляться различными способами, вследствие чего выделяются президентские и парламентские республики.

Республика как форма правления тоже имеет давние исторические корни, известны античные и феодальные республики. В Новое и новейшее время республика как форма правления получила наибольшее распространение.

В зависимости от распределения властных полномочий различают:

а) президентскую республику - вид республики, в которой президент является главой государства и возглавляет исполнительную власть (США, Аргентина, Бразилия и др.)

б) парламентскую республику - вид республиканской формы правления, при которой высший исполнительный орган формируется при участии парламента, а президент не является главой исполнительной власти (Германия, Италия, Ирландия и др.).

в) смешанную республику – вид республики, в которой сочетаются черты президентской и парламентской республик, а именно: президент как правило избирается населением, но не возглавляет исполнительную власть, в формировании правительства принимают участие и президент, и парламент (Франция, Россия, Португалия, Литва. Словакия, Армения).

Помимо вышеуказанных форм правления встречаются сочетающие в себе черты различных форм правления и вовсе уникальные варианты (т.наз., нетипичные формы правления): монархическая республика, республиканская монархия, теократическая республика, республика социалистического типа, выборная монархия, коллегиальная монархия и т.д.


3. Форма государственно-территориального устройства– это элемент формы государства, характеризующий порядок организации власти применительно к территории государства: структурно-территориальные единицы, их правовое положение, степень самостоятельности и взаимоотношение с центральными органами.

Выделяют две основных формы государственного устройства:

Унитарное государство – единое централизованное государства, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственного суверенитета и подчиняются центру.

Для унитарного государства характерны следующие черты:

1) Территория государства делится на административно-территориальные единицы.

2) Административно-территориальные образования не имеют признаков государственного суверенитета, не являются юридически самостоятельными.

3) Административно-территориальные единицы управляются, как правило, территориальными подразделениями центральных органов (вертикальная подчиненность территориальных единиц).

4) В унитарном государстве существует одна Конституция, единая система законодательства, как правило, административно-территориальные единицы не могут принимать собственных законов.

5) Унитарные государства имеют единые язык, налоговую систему, вооруженные силы и т.д.

Большинство современных государств унитарные (Франция, Укарина, Белоруссия, Великобритания, Польша, Япония, Китай и мн. др.)

Решение вопросов, связанных с учетом национальных, исторических, культурных особенностей отдельных регионов решается путем создания автономии (Гренландия и Фарерские острова в составе Дании, Корсика в составе Франции, Аландские острова в составе Финляндии и др.).

Федерация – форма государственно устройства, при которой составные части государства (субъекты федерации) обладают признаками государственного суверенитета.

Можно выделить следующие черты федерации:

1. Территория федерации состоит из относительно самостоятельных государственно-подобных образований – субъектов (государственно-территориальное образование в составе федерации, обладающее юридически определенной политической самостоятельностью (штаты, области, кантоны, республики и т.п.). Субъект, в свою очередь, может иметь административно-территориальное деление.


2. В федеративном государстве существует вертикальное разделение властей между федерацией и субъектами.

3. Существуют две системы государственных органов: федеральная и субъекта федерации.

4. Имеются две системы законодательства: федеральная и субъектов федерации, но законы субъекта не должны противоречить федеральной конституции и законам.

5. Как правило, существуют две системы налогообложения.

6. В многонациональном государстве субъекты федерации, как правило, могут устанавливать государственный язык и гражданство субъекта.

7. Субъекты чаще всего не имеют права выхода из состава федерации (сецессии). В качестве исключения можно назвать Канаду и Сент-Китс и Невис.

Федеративные государства можно классифицировать по следующим основаниям:

а) в зависимости от правового положения субъектов выделяют симметричные (субъекты однородные и равноправные) и асимметричные (субъекты не однородны и (или) неравноправны) федерации.

б) в зависимости от принципа образования субъектов выделяют национальные (субъекты различаются национальным составом), территориальные (субъекты не различаются по национальному составу) и национально-территориальные (смешанные) федерации.

в) в зависимости от порядка образования федерации делят на конституционные (образованы на основе принятия конституции) и договорные (образованы путем заключения договора).

г) в зависимости от степени централизации власти и самостоятельности регионов выделяют централизованные и децентрализованные федерации.

Помимо унитарных и федеративных государств к формам государственного устройства иногда относят конфедерации. В современной науке ее рассматривают как международно-правовой союз, форму объединения суверенных государств, поскольку данный союз государством не является, то и конфедерация не является формой государственного устройства.

4. Государственно-правовой (политический) режим ­- представляет собой систему средств и методов осуществления государственной власти, которая отражает, в первую очередь, состояние прав и свобод человека и гражданина, а также отношение органов государственной власти к правовым основам их деятельности.

Все существующие государственно-правовые и политические режимы делятся, как правило, на две большие группы – демократические и антидемократические (тоталитарные, авторитарные).

Демократический режим