Файл: Теория государства и права методические материалы для специальности 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.05.2024
Просмотров: 656
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
8. Современные тенденции в трактовке теорий происхождения государства и права.
4. Государство и национальные отношения в обществе.
5. Взаимопроникновение (конвергенция) различных типов государств.
6. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов в типологии государств.
7. Основные признаки присущие современному государству.
8. Государственный суверенитет и его проявления в современном мире.
Политический (государственный) режим современной России, его эволюция в XX веке.
Нетипичные формы правления в современном мире.
Функции монархий в современном мире.
Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа.
Конфедерация: современные подходы.
Причины формирования тоталитарных режимов.
2. Теория функций современного российского государства.
Эффективность действия механизма правового регулирования и пути его совершенствования.
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.
Соотношение правовых и нормативных правовых актов.
Обычай как источник права в правовой доктрине.
Правотворческая и законодательная инициатива: соотношение понятий.
Планирование законотворческой деятельности основа эффективности принимаемых законов.
Юридическая классификация и перечень как приемы юридической техники.
Примечания и оговорки к нормативным правовым актам.
1.Акты официального толкования норм права: понятие, особенности, виды.
1.Характеристика современного состояния системы российского права.
2. Соотношение системы права и системы законодательства.
3. Предмет правового регулирования как основание построения системы права.
4. Метод правового регулирования как основание построения системы права.
Проблема деликтоспособности индивидуального лица.
Правовые состояния как юридические факты.
2. Правонарушение: понятие, признаки и виды.
3. Юридический состав правонарушения, его элементы.
4. Причины правонарушений и направления борьбы с ними.
1. Понятие, сущность и принципы законности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО (ЛЕКЦИОННОГО) МАТЕРИАЛА
Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
1. Понятие теории государства и права как науки.
Тема 2. Происхождение государства и права
1. Организация власти в первобытном обществе
3. Основные пути происхождения государства
4. Общая характеристика теорий происхождения государства
4. Общая характеристика теорий происхождения государства.
5. Теории происхождения права.
Тема 3. Понятие, сущность, типология государства
Тема 9. Право в системе нормативного регулирования
Тема 11. Правовое регулирование
Тема 13. Источники (формы) права
Тема 14 Теория правотворчества. Юридическая техника.
Тема 16. Система права и система законодательства
Тема 17. Систематизация законодательства
Тема 18. Правовые системы современности
Тема 20. Реализация норм права
Тема 21. Правовое сознание и правовая культура
Тема 22. Правомерное поведение и правонарушение
Тема 23. Юридическая ответственность
2. Цели, функции и принципы юридической ответственности.
Семинар - это один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.
Тема семинара определяется преподавателем заранее и повторяет тему ранее проведенной лекции. На таких занятиях курсанты выступают перед своими однокурсниками с сообщениями, докладами и рефератами, которые могут сопровождаться показом иллюстраций, слайдов, фильмов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на семинаре могут задавать вопросы выступающему или преподавателю, делиться своим мнением или, по возможности, применить услышанное на практике. Подготовка к семинару является обязательной.
Цель такой формы обучения закрепить пройденного материала, научить присутствующих определенной методике. Немаловажным преимуществом семинаров является и формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно легко проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории.
Правила семинара
-
Чтобы хорошо выступить, нужно хорошо подготовиться. -
На тебя понадеялись, подготовь материал. -
Познакомился с интересным, поделись знаниями с другими. -
Рассказывай, как понял, а не читай по книге. -
“Время дорого ”, не тяни его, оно скоротечно. -
Говори ясно, внятно, кратко, логично. -
Уважай своего товарища, слушай внимательно, скоро будешь сам на его месте. -
Постарайся представить информацию кратко, емко, в запоминающемся виде (схемы, таблицы, опорные знаки, рисунки).
Как готовиться к семинару
-
Внимательно прочти вопросы к заданию. -
Подбери литературу, не откладывай ее поиски на последний день. -
Прочти указанную литературу, определи основной источник по каждому вопросу, делая выписки в тетрадь, нумеруй их пунктами плана, к которому они относятся. -
Оформляя выписки, не забудь записать автора, название, год и место издания, том, страницу. -
При чтении найди в словарях значение новых слов или слов, недостаточно тебе известных. -
Проверь, на все ли вопросы плана у тебя есть ответы. -
На полях конспекта, выписок запиши вопросы, подчеркни спорные положения в тексте.
Практические занятия. Различие между семинарскими и практическими занятиями состоит в том, что на первых рассматриваются, как правило, теоретические вопросы, а на вторых усваиваются знания преимущественно прикладного характера, приобретаются практические навыки. Впрочем и на семинарском занятии могут выполняться отдельные практические задания, и на практическом – повторяться теоретические аспекты.
Практические занятия это занятия, проводимые под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленные на углубление научно– теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы.
Перед практическим занятием следует изучить конспект лекции и семинара, рекомендованную преподавателем литературу, обращая внимание на практическое применение теории и на методику решения типовых заданий.
На практическом занятии главное уяснить связь решаемых заданий с теоретическими положениями. При решении предложенной задачи нужно стремиться не только получить правильный ответ, но и усвоить общий метод решения подобных задач.
Для ведения записей на практических занятиях обычно заводят отдельную тетрадь.
Консультации. Предназначены для устранения пробелов и недостатков в самостоятельной работе студентов, оказания им помощи в усвоении, углублении и систематизации полученных знаний.
Консультации могут проводиться с группой студентов и индивидуально с одним студентом. Различие между ними обусловлено особенностями вопросов, выносимых на консультацию.
Консультации проводятся в течение учебного семестра, а также перед экзаменом или зачетом.
Обычно консультации носят вопросно-ответный характер. Студенты задают преподавателю интересующие их вопросы, а преподаватель дает на них ответы.
Предэкзаменационная консультация является типичной формой групповой консультации. Основные вопросы, рассматриваемые на такой консультации, выносятся на экзамен. Как правило, перечень этих вопросов сообщается студентам в начале учебного года. На консультации перед экзаменом эти вопросы уточняются, дается краткий обзор их содержания, особенно тех из них, которые не были подробно рассмотрены на занятиях и по которым недостаточно материала в учебной литературе. На консультации преподаватель отвечает на вопросы студентов.
Экзамены. В основе критериев оценки знаний, умений и владений курсантов на экзамене следующие ориентиры:
– ширина и глубина знаний в объеме программы учебной дисциплины;
– аргументированность ответов на экзамене;
– использование при ответе нормативно-правовых актов, иных официальных документов, специальной юридической литературы, как отечественной, так и зарубежной;
– умение системно изложить свои знания;
– мастерство устной речи;
– умение использовать теоретические знания при решении практических задач, аргументировать свои решения.
Результаты экзаменов определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и выставляются на основе шкалы оценки сформированности общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций:
базовый уровень – уровень, обязательный для всех обучающихся.
средний уровень – уровень, отражающий уверенное знание теоретического материала, демонстрацию практических умений и владений.
повышенный уровень – дополняет требования среднего уровня, характеризует проблемный уровень знания теоретического материала и реализации практических умений и владений.
Компетенции не сформированы – оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, не продемонстрировавшему базового уровня сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и настоящей программой.
Базовый уровень – оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, показавшему уровень сформированности компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и настоящей программой, не ниже базового.
Средний уровень – Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, показавшему повышенный уровень сформированности не менее 50% оцениваемых компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и настоящей программой.
Повышенный уровень – оценка «отлично» выставляется обучающемуся, продемонстрировавшему повышенный уровень сформированности 80% компетенций, предусмотренных образовательным стандартом и настоящей программой.
В связи с использованием модульно-рейтинговой технологии обучения итоговая оценка на экзамене выставляется исходя из суммы фактически набранных баллов курсантом в течение семестра и баллов, полученных в ходе устного ответа на самом экзамене. В последующем, полученные баллы переводятся в традиционные оценки по следующей схеме:
В течение семестра курсант обязан набрать минимум 30 баллов.
На экзамене курсант может набрать 40 баллов. Экзаменационный билет включает в себя 3 задания, из которых два – это теоретические вопросы, третье – практическое задание. Каждый теоретический вопрос оценивается в 10 баллов, практическое задание в 20 баллов.
Методика выставления баллов за ответ на теоретический вопрос
10 баллов | обучающийся правильно раскрыл содержание вопросов и решил задачу; умеет юридически верно формулировать свои мысли; теоретические положения может проиллюстрировать примерами из юридической практики и законодательства; уверено владеет понятийно-категориальным аппаратом |
7 баллов | обучающийся в целом верно раскрывает содержание теоретических вопросов и решает задачу, но допускает незначительные неточности; испытывает затруднения с иллюстрацией теоретических положений примерами из юридической практики и законодательства; сомневается в правильности употребления понятий и категорий. |
5 баллов | ответ обучающийся является неполным, отражая лишь главные черты содержания теоретических вопросов; лишь частично правильно решает задачу; не может проиллюстрировать теоретические положения примерами из юридической практики и законодательства; знает значение используемого понятийно-категориального аппарата и верно его использует, но испытывает затруднения с его дефинированием. |
0 баллов | обучающийся не раскрыл содержания хотя бы одного из теоретических вопросов либо не решил задачу; допускает существенные ошибки в использовании понятийно-категориального аппарата в связи с тем, что полностью не знает его содержания |
Методика выставления баллов за ответ на практическое задание
20 баллов | Учащийся самостоятельно, в полном объеме и правильно выполнил условия практического задания |
10 баллов | Учащийся самостоятельно выполнил правильно лишь часть условий практического задания либо выполнил условия с частичной помощью преподавателя |
0 баллов | Учащийся не смог выполнить условия практического задания либо выполнил задание с грубыми, существенными ошибками |
Баллы полученные учащимся во время устного экзамена суммируются с баллами, полученными в течение семестра. Итоговая оценка промежуточной аттестации (экзамен) выставляется после перевода общего количества баллов в оценки по следующей схеме:
«Отлично» = 86 и более баллов;
«Хорошо» = 70-85 баллов;
«Удовлетворительно» = 50-69 баллов;
«Неудовлетворительно» = меньше 49 баллов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ
КОНСПЕКТА УЧЕБНОГО И НАУЧНОГО ТЕКСТА
Конспектирование относится к числу наиболее важных общеучебных умений. На него опирается весь учебный процесс, так как студентам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям конспектирование лекций преподавателя, учебного параграфа или дополнительной литературы.
Конспект нужен для того, чтобы:
– научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;
– выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;
– создать модель проблемы (понятийную или структурную);
– упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
В сужении, предельном сокращении, свертывании информации заключен главный смысл конспекта. Не зря в словарях не разночтений. Почти везде конспект определяется как краткое изложение, краткая запись.
Не любую краткую запись можно назвать конспектом Понятие конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов