Файл: Дмитриевна Физкультурнооздоровительная деятельность студенческой молодежи в системе формирования установки на здоровый образ жизни (на примере Международного государственного экологического института им..docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
1.1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования
1.2 Влияние социальных факторов на формирование здорового образа жизни молодёжи
1.3 Ценностная установка на здоровый образ жизни студенческой молодежи
МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2.2 Метод количественной оценки физического здоровья
2.2.3 Методы математической статистики
3.2 Разработка модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи
После реализации разработанной модели по повышению физкультурно-оздоровительной активности студенческой молодёжи было проведено повторное исследование, которое показало существенное увеличение численности экспериментальной группы, которые характеризуются высоким уровнем отношения к собственному здоровью (группа В).
В контрольной группе значительных изменений отмечено не было.
Результаты повторного исследования с помощью анкеты «Отношение студентов к здоровому образу жизни» отражены в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Результаты исследования отношение студентов к здоровому образу жизни на этапе констатирующего и контрольного исследования
На современном этапе развития двусторонних отношений в сфере образования сторонами сформированы следующие уровни взаимодействия [2]: в рамках Белорусско-Китайского межправительственного Комитета по сотрудничеству действует Комиссия по сотрудничеству в области образования. Это самый высокий уровень, который призван в первую очередь, содействовать установлению контактов между партнерами, а также определять приоритеты в повестке дня двустороннего взаимодействия; организовано межведомственное взаимодействие на уровне министерств образования двух стран. На данном уровне осуществляется координация развития академической мобильности, вопросов совместного обучения, установления прямых межвузовских контактов; поддерживается прямое межвузовское взаимодействие в рамках договорных отношений. Белорусскими учреждениями высшего образования подписано 350 договоров о сотрудничестве с университетами КНР, реализуется ряд совместных программ обучения, функционируют две совместно научные лаборатории в Минске и Гомеле, осуществляется прямой академический обмен студентами и специалистами, расширяется перечень совместных программ подготовки. В настоящее время в Республике Беларусь обучается более 2000 граждан КНР, и эта цифра сохраняется на протяжении последних пяти лет. Общее количество белорусов, выезжающих на различные академические программы в КНР, составляет 120 человек в год, с каждым годом этот поток увеличивается. Если рассматривать китайский контингент в белорусских университетах, то в 2020/2021 учебном году обучалось 1402 студента на І ступени образования, 536 магистрантов, 115 аспирантов, 578 слушателей на подготовительном отделении, стажировку прошли 14 человек. Наиболее популярными специальностями для китайских студентов в Беларуси являются гуманитарные направления: международные отношения, экономика, искусство, медицина, русская филология, журналистика. Реализация инициативы «Один пояс и один путь» в сфере образования и науки видится в русле функционирования таких механизмов, как расширение двустороннего сотрудничества, участие в многосторонних форматах и развитие выставочной деятельности. Так, для Республики Беларусь в сфере образования важно сосредоточиться на следующих приоритетах [2]: Развитие межуниверситетских и научных связей с университетами континентальных провинций Китая. Запуск проектов в области университетской науки, академической мобильности. Развитие межрегиональных связей в организациях сотрудничества, создаваемых под эгидой Китая. Создание образовательного продукта, востребованного данными организациями и объединениями. Формирование ключевых направлений, необходимых для развития в сфере образования. Этими направлениями могут стать технологии, строительство, финансовая и проектная деятельность. Особое внимание необходимо уделить зеленой энергетике, экологии, научным и образовательным проектам, направленным на реализацию инициатив по устойчивому развитию. Помимо этого, особое внимание в настоящее время следует уделять подготовке грамотных юристов-международников, финансистов и экономистов, способных работать в условиях современной повестки дня, разбирающихся в специфике работы, как с китайскими, так и с европейскими партнерами. В настоящее время Беларуси не хватает научных знаний и специалистов в инвестиционной и кредитной деятельности. На современном этапе развития двусторонних отношений в сфере образования сторонами сформированы следующие уровни взаимодействия [2]: в рамках Белорусско-Китайского межправительственного Комитета по сотрудничеству действует Комиссия по сотрудничеству в области образования. Это самый высокий уровень, который призван в первую очередь, содействовать установлению контактов между партнерами, а также определять приоритеты в повестке дня двустороннего взаимодействия; организовано межведомственное взаимодействие на уровне министерств образования двух стран. На данном уровне осуществляется координация развития академической мобильности, вопросов совместного обучения, установления прямых межвузовских контактов; поддерживается прямое межвузовское взаимодействие в рамках договорных отношений. Белорусскими учреждениями высшего образования подписано 350 договоров о сотрудничестве с университетами КНР, реализуется ряд совместных программ обучения, функционируют две совместно научные лаборатории в Минске и Гомеле, осуществляется прямой академический обмен студентами и специалистами, расширяется перечень совместных программ подготовки. В настоящее время в Республике Беларусь обучается более 2000 граждан КНР, и эта цифра сохраняется на протяжении последних пяти лет. Общее количество белорусов, выезжающих на различные академические программы в КНР, составляет 120 человек в год, с каждым годом этот поток увеличивается. Если рассматривать китайский контингент в белорусских университетах, то в 2020/2021 учебном году обучалось 1402 студента на І ступени образования, 536 магистрантов, 115 аспирантов, 578 слушателей на подготовительном отделении, стажировку прошли 14 человек. Наиболее популярными специальностями для китайских студентов в Беларуси являются гуманитарные направления: международные отношения, экономика, искусство, медицина, русская филология, журналистика. Реализация инициативы «Один пояс и один путь» в сфере образования и науки видится в русле функционирования таких механизмов, как расширение двустороннего сотрудничества, участие в многосторонних форматах и развитие выставочной деятельности. Так, для Республики Беларусь в сфере образования важно сосредоточиться на следующих приоритетах [2]: Развитие межуниверситетских и научных связей с университетами континентальных провинций Китая. Запуск проектов в области университетской науки, академической мобильности. Развитие межрегиональных связей в организациях сотрудничества, создаваемых под эгидой Китая. Создание образовательного продукта, востребованного данными организациями и объединениями. Формирование ключевых направлений, необходимых для развития в сфере образования. Этими направлениями могут стать технологии, строительство, финансовая и проектная деятельность. Особое внимание необходимо уделить зеленой энергетике, экологии, научным и образовательным проектам, направленным на реализацию инициатив по устойчивому развитию. Помимо этого, особое внимание в настоящее время следует уделять подготовке грамотных юристов-международников, финансистов и экономистов, способных работать в условиях современной повестки дня, разбирающихся в специфике работы, как с китайскими, так и с европейскими партнерами. В настоящее время Беларуси не хватает научных знаний и специалистов в инвестиционной и кредитной деятельности. На современном этапе развития двусторонних отношений в сфере образования сторонами сформированы следующие уровни взаимодействия [2]: в рамках Белорусско-Китайского межправительственного Комитета по сотрудничеству действует Комиссия по сотрудничеству в области образования. Это самый высокий уровень, который призван в первую очередь, содействовать установлению контактов между партнерами, а также определять приоритеты в повестке дня двустороннего взаимодействия; организовано межведомственное взаимодействие на уровне министерств образования двух стран. На данном уровне осуществляется координация развития академической мобильности, вопросов совместного обучения, установления прямых межвузовских контактов; поддерживается прямое межвузовское взаимодействие в рамках договорных отношений. Белорусскими учреждениями высшего образования подписано 350 договоров о сотрудничестве с университетами КНР, реализуется ряд совместных программ обучения, функционируют две совместно научные лаборатории в Минске и Гомеле, осуществляется прямой академический обмен студентами и специалистами, расширяется перечень совместных программ подготовки. В настоящее время в Республике Беларусь обучается более 2000 граждан КНР, и эта цифра сохраняется на протяжении последних пяти лет. Общее количество белорусов, выезжающих на различные академические программы в КНР, составляет 120 человек в год, с каждым годом этот поток увеличивается. Если рассматривать китайский контингент в белорусских университетах, то в 2020/2021 учебном году обучалось 1402 студента на І ступени образования, 536 магистрантов, 115 аспирантов, 578 слушателей на подготовительном отделении, стажировку прошли 14 человек. Наиболее популярными специальностями для китайских студентов в Беларуси являются гуманитарные направления: международные отношения, экономика, искусство, медицина, русская филология, журналистика. Реализация инициативы «Один пояс и один путь» в сфере образования и науки видится в русле функционирования таких механизмов, как расширение двустороннего сотрудничества, участие в многосторонних форматах и развитие выставочной деятельности. Так, для Республики Беларусь в сфере образования важно сосредоточиться на следующих приоритетах [2]: Развитие межуниверситетских и научных связей с университетами континентальных провинций Китая. Запуск проектов в области университетской науки, академической мобильности. Развитие межрегиональных связей в организациях сотрудничества, создаваемых под эгидой Китая. Создание образовательного продукта, востребованного данными организациями и объединениями. Формирование ключевых направлений, необходимых для развития в сфере образования. Этими направлениями могут стать технологии, строительство, финансовая и проектная деятельность. Особое внимание необходимо уделить зеленой энергетике, экологии, научным и образовательным проектам, направленным на реализацию инициатив по устойчивому развитию. Помимо этого, особое внимание в настоящее время следует уделять подготовке грамотных юристов-международников, финансистов и экономистов, способных работать в условиях современной повестки дня, разбирающихся в специфике работы, как с китайскими, так и с европейскими партнерами. В настоящее время Беларуси не хватает научных знаний и специалистов в инвестиционной и кредитной деятельности. На современном этапе развития двусторонних отношений в сфере образования сторонами сформированы следующие уровни взаимодействия [2]: в рамках Белорусско-Китайского межправительственного Комитета по сотрудничеству действует Комиссия по сотрудничеству в области образования. Это самый высокий уровень, который призван в первую очередь, содействовать в условиях современной повестки дня, разбирающихся в специфике работы, как с китайскими, так и с европейскими партнерами. В настоящее время Беларуси не хватает научных знаний и специалистов в инвестиционной и кредитной деятельности. | Контрольная группа | Экспериментальная группа | |||||
А | Б | В | А | Б | В | ||
Констатирующий этап исследования | 19% | 46% | 35% | 18% | 48% | 34% | |
Контрольный этап исследования | 20% | 45% | 35% | 6% | 35% | 59% |
Кроме того, для большей наглядности и понимания результаты исследования экспериментальной группы представим на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Отношение студентов к здоровому образу жизни (констатирующий и контрольный этапы эксперимента)
Из рисунка 3.2 видно, что в экспериментальной группе численность студентов, которых совсем не волнует здоровый образ жизни, снизилась в 3 раза (констатирующий этап – 18%, контрольный этап – 6%). Что касается испытуемых с высоким уровнем рассматриваемого параметра, то их количество возросло на 25% (констатирующий этап – 34%, контрольный этап – 59%).
Так, полученные результаты позволяют констатировать, что реализованные с экспериментальной выборкой мероприятия, в рамках разработанной модели, способствовали формированию активной позиции, направленной на созидание себя как физически развитой, эмоционально устойчивой личности, уверенной в себе, умеющей свободно и естественно проявлять чувства и эмоции соответственно возрасту, а также стремлению овладевать разными здоровьесберегающими технологиями, оздоровительными процедурами, приобретать соответствующие навыки и умения.
Проанализировав ответы испытуемых на вопросы методики «Ценностные ориентации» М. Рокича на этапе констатирующего эксперимента удалось выявить терминальные ценности студенческой молодежи (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 – Средние значения терминальных ценностей студенческой молодежи
В ходе анализа эмпирических данных были получены следующие результаты: к наиболее предпочитаемым ценностям студенческой молодёжи двух выборок относятся «здоровье» (1 ранг) и «любовь» (2 ранг).
Далее выборы контрольной и экспериментальной групп расходятся, однако есть и некоторые совпадения. Например:
-
счастливая семейная жизни (контрольная группа 3 ранг, экспериментальная – 4 ранг). Считаем, что ценность семьи для современной молодёжи вызвана тем, что семья для них является местом, где они чувствует себя наиболее спокойно и уверенно, где их понимают и принимают такими, какие они есть; -
уверенность в себе (контрольная группа 8 ранг, экспериментальная – 5 ранг). Считаем, что, как правило, особенно она проявляется в однополых мужских компаниях; -
материальная обеспеченность (контрольная группа 4 ранг, экспериментальная – 6 ранг). По нашему мнению, это позволяет говорить о том, что современная молодёжь предпочитает материально обеспеченную жизнь; -
наличие хороших и верных друзей» (контрольная группа 7 ранг, экспериментальная – 7 ранг), важно для молодёжи в связи с тем, что в процессе социализации группа сверстников к студенческому возрасту замещает им родителей и становится референтной группой.
К отвергаемым, незначимым ценностям студенческой молодёжи относятся счастье других (контрольная группа 18 ранг, экспериментальная – 18 ранг), творчество (контрольная группа 17 ранг, экспериментальная – 17 ранг), красота природы и искусства (контрольная группа 16 ранг, экспериментальная – 15 ранг) и жизненная мудрость (контрольная группа 15 ранг, экспериментальная – 16 ранг). Данный факт, по нашему мнению, связан с тем, что современной студенческой молодёжи свойственна конкуренция. В связи с чем, проявление «чуткости» и «счастье других» людей заботит их менее всего. Пренебрежение испытуемыми такой ценностью как «красота природы и искусства» можно объяснить значительным повышением значимости городов в жизни современного общества. Считаем, что современным юношам и девушкам достаточно сложно представить свою жизнь вне города и технологий, в этой связи нечто естественное, скорее всего, может восприняться ими как противоестественное.
Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что в основном, студенты контрольной и экспериментальной группы заинтересованы в сохранении здоровья, создании семьи, материальном благополучии, самопознании. Выбор данных ценностей говорит в целом о социальной направленности студенческой молодёжи, о сформированности у них положительных качеств. Полученные результаты демонстрируют достаточно высокое положение здоровья в ценностной иерархии испытуемых, в связи с чем, повторная диагностика студентов с использованием методики «Ценностные ориентации» М. Рокича не проводилась.
Анализируя результаты проведения методики «Изучение мотивов занятий спортом» (В.И. Тропников) на констатирующем этапе исследования, можно отметить, что первое место в иерархии мотивов занятий физической культурой и спортом студенческой молодёжи занимает мотив физического развития (контрольная группа – 3,84, экспериментальная группа – 4,12). На второй позиции по значимости находится мотив телесной привлекательности (контрольная группа – 3,49, экспериментальная группа – 3,74). Наименее значим познавательный мотив (контрольная группа – 2,79, экспериментальная группа – 2,91). Относительно небольшое значение испытуемые придают и мотиву социального признания.
Остальные мотивы занимают среднее положение в иерархии мотивационных предпочтений студентов. Динамика мотивационных предпочтений испытуемых контрольной и экспериментальной групп представлена на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 – Мотивы занятия физической культурой и спортом студенческой молодёжи (констатирующий этап)
Динамика показателей интереса студенческой молодёжи к занятиям физической культурой и спортом в процессе педагогического эксперимента на контрольном этапе представлена в таблице 3.4.
Таблица 3.4 – Динамика показателей мотивов занятия физической культурой и спортом студенческой молодёжью на этапе констатирующего и контрольного этапа исследования
| Мотивы занятия физической культурой и спортом | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Констатирующий этап исследования | |||
1 | Потребность двигательной активности | 3,16 | 3,31 |
2 | Мотив социального признания | 3,15 | 3,22 |
3 | Мотив общения | 3,49 | 3,58 |
4 | Познавательный мотив | 2,79 | 2,91 |
5 | Соревновательный мотив | 3,16 | 3,5 |
6 | Мотив телесной привлекательности | 3,49 | 3,74 |
7 | Мотив физического развития | 3,84 | 4,12 |
8 | Улучшения самочувствия и здоровья | 3,12 | 3,34 |
Контрольный этап исследования | |||
1 | Потребность двигательной активности | 3,19 | 3,33 |
2 | Мотив социального признания | 3,13 | 2,82 |
3 | Мотив общения | 3,51 | 3,07 |
4 | Познавательный мотив | 2,77 | 2,87 |
| | | |
Окончание таблицы 3.4 | |||
5 | Соревновательный мотив | 3,19 | 3,42 |
6 | Мотив телесной привлекательности | 3,5 | 3,21 |
7 | Мотив физического развития | 3,82 | 4,35 |
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 29
Сравнительный анализ показателей мотивов занятия физической культурой и спортом студенческой молодёжью на этапе констатирующего и контрольного этапа исследования показал, что у испытуемых контрольной группы интерес к спорту остался неизменным: в своем большинстве они занимаются физической культурой по причине повышения физического развития и достижения телесной привлекательности. Что касается конкретно мотива улучшения самочувствия и здоровья, то его значимость в рассматриваемой выборке при традиционном подходе к формированию установки на здоровый образ жизни не изменилась (констатирующий этап – 3,12 баллов, контрольный этап – 3,15 баллов).
После завершения формирующего этапа исследования в экспериментальной группе было отмечено снижение значимости таких мотивов как мотив общения (констатирующий этап – 3,58 балла, контрольный этап – 3,07 балла), мотив социального признания (констатирующий этап – 3,22 балла, контрольный этап – 2,82 балла) и мотив телесной привлекательности (констатирующий этап – 3,74 балла, контрольный этап – 3,21 балла). Вместе с тем, следует отметить повышение значимости следующих мотивов занятия физической культурой и спортом студенческой молодёжью: мотив физического развития (констатирующий этап – 4,12 баллов, контрольный этап – 4,35 баллов), улучшения самочувствия и здоровья (констатирующий этап – 3,34 баллов, контрольный этап – 4,28 баллов).
Так, проанализировав динамику изменения показателей мотивов занятия физической культурой и спортом студенческой молодёжью в обеих группах испытуемых в целом за весь период педагогического эксперимента, можно заключить, что реализация мероприятий, предусмотренных разработанной моделью управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи, позволила сформировать у обучающихся вуза представление о физической культуре как об одном из эффективных средств улучшения самочувствия и улучшения здоровья.
Как уже было отмечено ранее, с целью определение уровня физического здоровья студентов было проведено тестирование, в результате которого были получены следующие данные. Так, результаты констатирующего этапа исследования показали, что длина тела является одним из наиболее стабильных показателей (приложение Е). Средние величины длины тела студентов как контрольной, так и экспериментальной группы, по итогам первичного обследования находятся в границах нормы (средний показатель в контрольной группе – 170 см, в экспериментальной группе – 169,7 см) (таблица 3.5).