Файл: Дмитриевна Физкультурнооздоровительная деятельность студенческой молодежи в системе формирования установки на здоровый образ жизни (на примере Международного государственного экологического института им..docx
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
1.1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования
1.2 Влияние социальных факторов на формирование здорового образа жизни молодёжи
1.3 Ценностная установка на здоровый образ жизни студенческой молодежи
МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2.2 Метод количественной оценки физического здоровья
2.2.3 Методы математической статистики
3.2 Разработка модели управления физкультурно-оздоровительной активностью студенческой молодёжи
Таблица 3.5 – Показатели физического здоровья студенческой молодёжи
| Констатирующий этап исследования | Контрольный этап исследования | ||
Контрольная группа | Эксперимент. группа | Контрольная группа | Эксперимент. группа | |
Рост (см) | 170 | 169,7 | 170 | 169,7 |
Вес (кг) | 67,5 | 67,4 | 67,2 | 66,7 |
Спирометрия (мл) | 3142,8 | 3053,8 | 3152,5 | 3083,8 |
Динамометрия Пр. (кг) | 35 | 35,15 | 35,5 | 36,6 |
ЧСС (уд/мин) | 80,5 | 80 | 78,9 | 78,6 |
САД | 117,8 | 119,6 | 114,5 | 115,1 |
Время восстановления ЧСС (уд/мин) после нагрузки (сек.) | 120 | 120,2 | 90,2 | 90,3 |
Индекс массы тела (у.е.) | 397 | 397,1 | 395 | 393 |
Жизненный индекс (у.е.) | 46,5 | 45,3 | 46,9 | 46,2 |
Силовой индекс (у.е.) | 51,9 | 52,1 | 52,8 | 54,9 |
Индекс Робинсона | 95 | 95,7 | 90,3 | 90,5 |
УФЗ (у.е.) | 3,25 | 2.75 | 4.35 | 4.25 |
Анализ результатов констатирующего этапа исследования массы тела свидетельствует о том, что ее средние значения находятся в границах нормы для соответствующих возрастов (приложение Е). Так, при первичном обследовании испытуемых масса тела составила в среднем 67,5 кг у студентов контрольной группы и 67,4 кг – экспериментальной (таблица 3.4).
У студентов средние величины весо-ростового индекса по результатам констатирующего этапа исследования (приложение Е) составляют: в контрольной группе – 397 у.е., в экспериментальной – 397,1 у.е. (таблица 3.4). Таким образом, анализ средних величин длины и массы тела студентов установил их соответствие возрастно-половым нормам.
Анализ средних показателей динамометрии правой кисти (приложение Е) по результатам констатирующего этапа исследования свидетельствует о том, что у испытуемых контрольной группы он составляет 35 кг, а у студентов экспериментальной – 35,15 кг (таблица 3.4). Следует отметить, что данные показатели являются удовлетворительными, поскольку сопоставление средних величин силового индекса студентов с оценочной шкалой этого показателя свидетельствует, что все результаты соответствуют среднему уровню развития. Так, средний показатель силового индекса у испытуемых контрольной группы при первичном обследовании составил 51,9 у.е., экспериментальной – 52,1 у.е. (таблица 3.4).
Что касается жизненной емкости легких, то по результатам констатирующего этапа исследования (приложение Е) в среднем величины ЖЕЛ составляют: у студентов контрольной группы – 3142,8 мл, у студентов экспериментальной группы – 3053,8 мл (таблица 3.4). Сопоставление средних величин жизненного индекса студентов с оценочной шкалой показывает, что средний результат в контрольной выборке составил 46,5 у.е., а в экспериментальной – 45,3 у.е. (таблица 3.4).
Исследования сердечно-сосудистой системы на констатирующем этапе исследования показали (приложение Е), что у студентов контрольной группы средний показатель ЧСС в покое составляет 80,5 уд/мин, экспериментальной –80 уд/мин (таблица 3.4). Среднее значение индекса Робинсона, отражающего уровень гемодинамической нагрузки на сердечно-сосудистую систему и характеризующего работу сердечной мышцы в контрольной выборке при первичном обследовании, составило 95 у.е., в экспериментальной – 95,7 у.е.
На основании показателей физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем у обследуемых студентов по методике профессора Г.Л. Апанасенко был определен их уровень физического здоровья (приложение Д). Следует отметить, что интегральная оценка УФЗ аккумулирует в себе сведения, характеризующие состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма, что важно, как для определения средств их оптимизации, так и заключения об эффективности процесса физического воспитания.
Изучение показателей физического здоровья студентов, принявших участие в исследовании, показало наличие отклонений в средних значениях, характеризующих функциональное состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Интегральная оценка уровня физического здоровья у данного контингента является неудовлетворительной.
Анализ средних величин УФЗ у студентов, согласно результатам констатирующего этапа исследования, свидетельствует о том, что у студентов контрольной группы, этот показатель составил 3,25 у.е., экспериментальной – 2,75 у.е., что оценивается как низкий уровень физического здоровья (таблица 3.4).
В процентном отношении распределение по уровню физического здоровья у студентов, принявших участие в исследовании, отражено на рисунке (рисунок 3.5).
Рисунок 3.5 – Распределение студентов по уровням физического здоровья (констатирующий этап)
Так, из рисунка 3.5 следует, что очень низкий УФЗ был выявлен у 52% контрольной группы и у 55% экспериментальной. Наименьшее число испытуемых характеризуются хорошим показателем уровня физического здоровья (только в экспериментальной группе – 3%). По нашему мнению, результаты констатирующего этапа исследования отчетливо продемонстрировали необходимость разработки физкультурно-оздоровительной технологии, направленной на повышение физической подготовленности и активности студентов и, как следствие, формирование уровня их физического здоровья.
Как было и с иными методиками, после реализации с экспериментальной выборкой разработанной модели управления физической активностью студентов, было проведено повторное исследование уровня физического здоровья. Результаты данного тестирования отражены в таблице 3.4, анализ которой показал, что в экспериментальной выборке изменения по сравнению с контрольным этапом исследования наблюдаются по таким параметрам как силовой индекс (констатирующий этап – 52,1, контрольный этап – 54,9), индекс Робинсона (констатирующий этап – 95,7, контрольный этап – 90,5), время на восстановление ЧСС после 20 приседаний за 30 секунд значительно улучшилось (констатирующий этап – 120,2сек., контрольный этап – 90,3 сек.). Изменение указанных показателей оказало непосредственное влияние на уровень физического здоровья: повысился УФЗ на 1,5 у.е.: констатирующий этап – 2,75, контрольный этап – 4,25 (рисунок 3.6).
Рисунок 3.6 – Распределение студентов экспериментальной группы по уровням физического здоровья (констатирующий и контрольный этап)
Что касается контрольной группы испытуемых, то там также произошли изменения в показателях физического здоровья: УФЗ повысился на 1,1 у.е. (рисунок 3.7).
Рисунок 3.7 – Распределение студентов контрольной группы по уровням физического здоровья (констатирующий и контрольный этап)
Так, результаты данного исследования показали, что разработанная модель оказала положительное влияние не только на повышение уровня физической активности студенческой молодёжи, но и на показатели их физического здоровья.
Что касается непосредственно двигательной активности студенческой молодёжи, то, по результатам констатирующего эксперимента, гиподинамия отмечена у 15% контрольной и у 10% экспериментальной выборок (рисунок 3.8). По нашему мнению, это связано с тем, что студенты могут игнорировать занятий по физической культуре в вузе. Кроме того, продолжительная работа на занятиях без смены положения тела, плохая организация отдыха дома, неправильная организация перемен в образовательном учреждении, неудобная мебель также негативно сказываются на двигательной активности обучающихся. Также причины гиподинамии наблюдаются и во внеучебной жизни студентов. Например, это малоподвижный образ жизни в целом, увлечение компьютерными играми и современными гаджетами, отсутствие интереса к самостоятельным занятиям физической культурой, редкое пребывание на свежем воздухе и вредные привычки.
Рисунок 3.8 – Распределение студентов по уровням физической активности (констатирующий этап)
Повышенный уровень физической активности диагностирован у 24% контрольной и у 20% экспериментальной выборки. Умеренная физическая активность отмечена у 30% и 43% исследуемых групп соответственно.
Что касается гипердинамии, то она, в свою очередь, не выявлена ни у студентов контрольной, ни экспериментальной группы.
Результаты контрольного этапа исследования отражены в таблице 3.6.
Таблица 3.6 – Результаты исследования физической активности студенческой молодёжи
| Констатирующий этап исследования | Контрольный этап исследования | |||
Контрольная группа | Эксперимент группа | Контрольная группа | Эксперимент группа | ||
Гиподинамия | 15% | 10% | 14% | 2% | |
Пониженный уровень физической активности | 31% | 27% | 33% | 26% | |
Умеренный уровень физической активности | 30% | 43% | 27% | 32% | |
Повышенный уровень физической активности | 24% | 20% | 26% | 40% | |
Гипердинамия | 0% | 0% | 0% | 0% |
Анализ таблицы 3.6 показал, что изменения в уровне физической активности у испытуемых, входивших в состав контрольной группы, при первичном и повторном обследовании незначительны.
Что касается экспериментальной группы студентов, то после реализации разработанной модели количество испытуемых, характеризующихся гиподинамией снизилось в 5 раз (констатирующий этап – 10%, контрольный этап – 2%). Пониженный уровень рассматриваемого параметра отмечен у 26% обучающихся, что на 7% меньше результатов констатирующего этапа исследования. Также необходимо отметить, что численность студентов с повышенным уровнем физической активности увеличилась на 14% (констатирующий этап – 26%, контрольный этап – 40%). Полученные результаты позволяют говорить о том, что благодаря реализации разработанной модели, нам удалось повысить физическую активность студенческой молодёжи.
Для облегчения понимания представим результаты экспериментальной группы графически (рисунок 3.9).
Рисунок 3.9 – Распределение студентов экспериментальной группы по уровням физической активности (констатирующий и контрольный этап)