Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Рекреационный туризм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Знания и умения, приобретаемые студентом, формируемые компе- тенции или их части:

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Знания и умения, приобретаемые студентом, формируемые компе- тенции или их части:

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

ТЕМА 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВИДЫ ДВИ- ГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РЕКРЕАЦИОННОМ ТУРИЗМЕ

Знания и умения, приобретаемые студентом:

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

по дисциплине «Рекреационный туризм»

ОГЛАВЛЕНИЕ

2. Общая характеристика самостоятельной работы студента при изуче- нии дисциплины

Методические указания по видам работ предусмотренных рабо- чей программой дисциплины

Методические указания по подготовке к экзамену

Список рекомендуемой литературы

творного использования свободного времени и отдыха населения.

Оценка рекреационных ресурсов производится на основе пофакторной оценки каждой из составляющих: рельефа, водных объектов и почвенно- растительного покрова, биоклимат, гидроминеральных и уникальных при- родных лечебных ресурсов, историко-культурного потенциала и др.), рас- сматриваемой с точки зрения использования её конкретным видом туризма.

Рекреационный туризм можно условно разделить на несколько типов:

  1. Туристско-оздоровительный тип

  2. Познавательно-туристский тип

Для каждого типа требуется свой вид рекреационных ресурсов. Под ре- креационными ресурсами понимается сложная управляемая и частично са- моуправляемая система, состоящая из ряда взаимосвязанных подсистем, а именно: отдыхающих людей, природных и культурных территориальных комплексов, технических систем, обслуживающего персонала и органа управления. В состав природных характеристик входят площадь и вмести- мость рекреационной территории, комфортность климата, наличие водных объектов, прежде всего бальнеологического свойства, эстетические особен- ности ландшафта и т.д. Оптимальное сочетание этих характеристик создает необходимую основу для развития рекреационного туризма.

Для первого типа это - климатические факторы, которые в сочетании с источниками минеральных вод и лечебными грязями создают благоприятные условия для формирования курортного комплекса. Для второго кроме выше- перечисленного – историко-культурный потенциал. В территориальном от- ношении в Российской Федерации можно выделить несколько основных ре- креационных зон. Лесостепные, лесные, горные и приморские зоны имеют возможности для организации как массового отдыха и туризма, так и лечеб- но-реабилитационный курортный отдых практически круглый год. Рассмот-
рим более внимательно приморскую горную зону. Приморской зоне главным образом относится Черноморское побережье Кавказа от Анапы до Сочи, а горной Кавказские Минеральные Воды. Медико-биологическая оценка кли- мато-погодных условий на приморских курортах основывается на определе- нии возможностей различных видов реабилитационной и рекреационной де- ятельности в этих условиях. Основные виды климато-рекреационной дея- тельности на приморских курортах - аэротерапия (дыхание морским возду- хом, воздушные ванны), талассотерапия (морские купания), гелиотерапия (общие солнечные облучения и специальные их виды), кинезотерапия . По- следняя включает в себя прогулки по берегу моря, спортивные игры на бере- гу, активное плавание, греблю и другие виды водного спорта. Обычны соче- тания этих видов рекреационной деятельности. Так, при пребывании на пля- же обычно сочетаются аэро-гелио-талассо-кинезовоздействия. Прогулки по берегу - это аэро-кинезо- либо аэро-гелио-кинезовоздействия и т.д. Несмотря на отмеченные многообразие и комплексность рекреации, можно выделить два основных ее вида, по-разному зависящих от климато-погодных условий.

Рекреационные мероприятия первого вида можно назвать пассивными. К ним относятся солнечные и воздушные ванны в покое. Осуществляются они обычно в условиях пляжа. Люди при этом обнажены. Этот вид рекреации предъявляет жесткие требования к погоде.

Второй вид - активная рекреация: прогулки, спортивные игры и т.д. От пассивной рекреации активную отличает, во-первых, то, что физическая ак-

тивность обусловливает повышенную теплопродукцию. Во-вторых, во время активной рекреации люди обычно одеты. И хотя в этом случае обычно ис- пользуется легкая одежда, в сочетании с повышенной теплопродукцией это делает комфортными более низкие температуры воздуха, чем для пассивной рекреации. Требования к погоде менее жесткие в сравнении с пассивной ре- креацией.

Воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи в рекре-

ационном туризме относятся к категории общих задач, т.е. их решение осу- ществляется в тесном единстве и не зависит от возраста и степени специаль- ной физической подготовленности людей.

Задачирекреационноготуризмарешаются посредством соблюдения оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использова- ния благотворного воздействия природных факторов на все функции орга- низма, соблюдения правил личной и общественной гигиены. Можно выде- лить следующие основные задачи рекреационного туризма:

    • гармоничное физическое развитие;

    • укрепление здоровья;

    • обеспечение полноценного отдыха людям различного возраста и про- фессии;

    • поддержание высокой продолжительности работоспособности. Лечебно-оздоровительный туризм (health tourism) имеет целью под-

держание или улучшение состояния здоровья и ориентирован на дестинации и объекты, специализирующиеся на предоставлении лечебно- оздоровительных услуг: морские климатические курорты, бальнеологические или бальнеоклиматические курорты, термальные курорты на тепловодных озерах, санатории и лечебницы на минеральных водах и грязях, термальных источниках, горноклиматические и горнолыжные курорты (Е.Л. Писарев- ский, 2014).

Всемирная туристская организация (ЮНВТО) выделяет три основных формы лечебно-оздоровительного туризма:

  1. лечение или медицинский туризм (medical tourism) – поездки в кон- кретные клиники или к конкретным специалистам для получения специали- зированного лечения или того качества лечения, которое недоступно на тер- ритории проживания туриста;

  2. оздоровление (fitness &wellness или spa & wellness) – поездки на специализированные объекты, такие, как грязе- или водолечебница, клиника по снижению веса, косметологическая клиника, здравница по поддержанию физической формы и красоты;

  3. реабилитация и восстановление (rehabilitation & recuperation) – по- ездки в дестинации или на объекты, предлагающие особый уход, или кото-


рые находятся в районах, считающихся особо благоприятными для здоровья или выздоровления.

В России новые условия для успешного развития лечебно- оздоровительного туризма заложены принятием в 2006 г. Федерального за- кона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономиче- ских зонах в Российской Федерации»». Как отмечается в Законе, цели созда- ния особых экономических зон включают, в том числе, развитие туризма и санаторно-курортной сферы, а создание туристско-рекреационных ОЭЗ нацелено на повышение конкурентоспособности туристской и другой дея- тельности в сфере туризма, развития лечебно-оздоровительных курортов, а также развитие деятельности по организации лечения и профилактике забо- леваний, по разработке и использованию природных лечебных ресурсов (Фе- деральный закон от 03.06.2006 №76-ФЗ «О внесении изменений в Федераль- ный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Вопросы для обсуждения:


  1. Определение рекреационного туризма.

  2. Место и значение рекреационного туризма в отечественной системе физического воспитания.

  3. Рекреационный туризм, как один из видов физической рекреации, признаки рекреации, являющиеся необходимыми в рекреационном туризме.

  4. Типы и виды рекреационного туризма.

  5. Формы рекреационного туризма.

  6. Системообразующие факторы рекреационного туризма.

  7. «Смена обстановки», как системообразующий фактор рекреационно- го туризма, проявление и эффективность.

  8. «Обеспечение достаточной мышечной активности», как системооб- разующий фактор рекреационного туризма, проявление и эффективность.

  9. Основные задачи рекреационного туризма.



Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме


Основная:

  1. Рекреационный туризм и сервис для лиц с ограниченными возмож- ностями здоровья / С.Д. Галиуллина ; О.С. Коган ; И.Д. Тупиев ; О.М. Ивано- ва. Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. 67 с.

  2. Шаруненко Ю.М. Рекреационный туризм. Орел : МАБИВ, 2014.

102с.

Дополнительная:

  1. Агеева Е.С. Туризм и рекреация на пути устойчивого развития: оте- чественные и зарубежные исследования : Монография. Москва: Советский спорт, 2008. 430 с.

  2. Горбатов В.Ф., Лукина Л.Б., Милашечкина Е.А. Назаров В.О. Ту- ризм и спортивное ориентирование: учебное пособие. Ставрополь, 2012. 132с.

  3. Губа В. П. Воронов Ю. С., Карпов В. Ю. Лечебно-оздоровительный туризм: учебник для студентов вузов. М.: Физическая культура, 2010. 118 с.

  4. Журавлева М.М. Анимация в рекреации и туристской деятельности: Курс лекций. Иркутск: Иркутский филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2011. 159 с.

  5. Квартальнов В.А. Туризм: [учебник] / В.А. Квартальнов. 2-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2007. 336 с.

  6. Константинов Ю.С., Г.И. Зорина, Маслов А.Г. Организация и про- ведение туристских походов с учащимися: учебно-методическое пособие. Москва: Советский спорт, 2011. 208 с.

  7. Миллер Л.Л. Спортивная медицина. Москва: Человек, 2015. 184 с.

  8. Путешествия: учебно-метод. пособие: спец. - Рекреация оздорови- тельного спорта и туризма / авт.-сост. О.Я. Иванова, Е.В. Уханова; Феде- ральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Ставроп. гос. ун-т. Ставро- поль: Изд-во СГУ, 2009. 76 с.

  9. Физическая культура. Контроль функционального состояния орга- низма при занятиях физическими упражнениями: Учебное пособие / сост. Я. К. Якубовский. Владивосток: Владивостокский филиал Российской тамо- женной академии, 2010. 120 с.