Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Рекреационный туризм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Знания и умения, приобретаемые студентом, формируемые компе- тенции или их части:

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Знания и умения, приобретаемые студентом, формируемые компе- тенции или их части:

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

ТЕМА 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВИДЫ ДВИ- ГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РЕКРЕАЦИОННОМ ТУРИЗМЕ

Знания и умения, приобретаемые студентом:

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

по дисциплине «Рекреационный туризм»

ОГЛАВЛЕНИЕ

2. Общая характеристика самостоятельной работы студента при изуче- нии дисциплины

Методические указания по видам работ предусмотренных рабо- чей программой дисциплины

Методические указания по подготовке к экзамену

Список рекомендуемой литературы

Вопросы для обсуждения:


  1. Определение и цели рекреационно-оздоровительных походов.

  2. Виды рекреационно-оздоровительных походов.

  3. Разработка маршрута похода с учётом возраста, физической подго- товленности и интересов участников похода.

  4. Комплектование группы.

  5. Групповое и личное снаряжение.

  6. Техника передвижения по различному рельефу и грунту.



Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме


Основная:

  1. Рекреационный туризм и сервис для лиц с ограниченными возмож- ностями здоровья / С.Д. Галиуллина ; О.С. Коган ; И.Д. Тупиев ; О.М. Ивано- ва. Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. 67 с.


102с.

  1. Шаруненко Ю.М. Рекреационный туризм. Орел : МАБИВ, 2014.


Дополнительная:

  1. Агеева Е.С. Туризм и рекреация на пути устойчивого развития: оте-

чественные и зарубежные исследования : Монография. Москва: Советский спорт, 2008. 430 с.

  1. Горбатов В.Ф., Лукина Л.Б., Милашечкина Е.А. Назаров В.О. Ту- ризм и спортивное ориентирование: учебное пособие. Ставрополь, 2012. 132с.

  2. Губа В. П. Воронов Ю. С., Карпов В. Ю. Лечебно-оздоровительный туризм: учебник для студентов вузов. М.: Физическая культура, 2010. 118 с.

  3. Журавлева М.М. Анимация в рекреации и туристской деятельности: Курс лекций. Иркутск: Иркутский филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2011. 159 с.

  4. Квартальнов В.А. Туризм: [учебник] / В.А. Квартальнов. 2-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2007. 336 с.

  5. Константинов Ю.С., Г.И. Зорина, Маслов А.Г. Организация и про- ведение туристских походов с учащимися: учебно-методическое пособие. Москва: Советский спорт, 2011. 208 с.

  6. Миллер Л.Л. Спортивная медицина. Москва: Человек, 2015. 184 с.

  7. Путешествия: учебно-метод. пособие: спец. - Рекреация оздорови- тельного спорта и туризма / авт.-сост. О.Я. Иванова, Е.В. Уханова; Феде- ральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Ставроп. гос. ун-т. Ставро- поль: Изд-во СГУ, 2009. 76 с.

  8. Физическая культура. Контроль функционального состояния орга- низма при занятиях физическими упражнениями: Учебное пособие / сост. Я. К. Якубовский. Владивосток: Владивостокский филиал Российской тамо-


женной академии, 2010. 120 с.

Методическая:

  1. Методические рекомендации для студентов по организации само- стоятельной работы по дисциплине «Рекреационный туризм»: Направление подготовки 49.04.01 Физическая культура. Ставрополь: СКФУ, 2016. 15 с.

  2. Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Рекреационный туризм»: Направление подготовки 49.04.01 Фи- зическая культура. Ставрополь: СКФУ, 2016. 54 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnoe-soderzhanie-ponyatiy- rekreatsiya-i-turizm-obschee-i-razlichnoe/ Концептуальное содержание поня- тий «Рекреация» и «Туризм»: общее и различное.

  2. http://region.kuban.info / Развитие туризма в Краснодарском крае.

  3. http://tourlib.net/books_tourism/artemova7.htm/ Все о туризме: тури- стическая библиотека.

  4. http://vokrug-sveta.com.ua/rekreacionnyj-turizm/ Рекреационный ту-

ризм. ния.


  1. http://window.edu.ru/resource/587/75587 / Основы здоровьесбереже-




  1. http://www.0zn.ru/fizkultura_i_sport/rekreacionnyj_turizm.html/ Боль-

шая публичная библиотека. Рекреационный туризм.

  1. http://www.geogr.msu.ru/cafedra/recr/conf/MSU_Tourism_Conf_III_20 08.pdf / Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования

  2. http://www.russiatourism.ru/data/File/news_file/2014/PISAREVSKIY_ Osnovi%20turizma.pdf / Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 384с.




ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОХОДА ВЫХОДНОГО ДНЯ



Цель: формирование у студентов способности разработки и организа- ции похода выходного дня с учётом социокультурных, морфофункциональ- ных и поло-возрастных особенностей занимающихся.

Знания и умения, приобретаемые студентом:


Знать:особенности разработки и организации рекреационно- оздоровительного похода выходного дня с разновозрастными участниками рекреационной деятельности.

Уметь:разрабатывать маршрутную документацию рекреационно- оздоровительного похода выходного дня с учётом социокультурных, морфо- функциональных и поло-возрастных особенностей занимающихся.

Формируемые компетенции или их части: способность осуществ- лять сотрудничество с разновозрастными участниками рекреационной дея- тельности (ПК-15), способности разрабатывать, реализовывать и корректиро- вать индивидуальные программы (проекты) рекреационной деятельности для различных групп населения, с учётом социокультурных, морфофункцио- нальных, поло-возрастных особенностей занимающихся (ПК-17).

Актуальность темы определяется необходимостью формирования у студентов знаний значения и особенностей организации и проведения похода выходного дня, как основного вида рекреационной деятельности человека.

Теоретическая часть. Туризм выходного дня - весьма широкое поня- тие, включающее большое разнообразие видов отдыха.

Наиболее распространенная разновидность оздоровительных походов - это походы в течение выходного дня. Поэтому ограниченность походного времени так же накладывает отпечаток на выбор района похода: выбираются
рекреационные районы из числа близлежащих к месту жительства участни- ков.

На основании продолжительности похода (в днях) все походы можно подразделить на походы выходного дня и многодневные походы. Поход с ак- тивными способами передвижения, но не предусматривающий организации ночлега собственно походом не является - это т.н. туристская прогулка.

Поход, предусматривающий организацию одного-двух ночлегов (обычно, осуществляемый в выходные дни) принято называть походом вы- ходного дня. В подавляющем большинстве случаев походы выходного дня организуются с целью оздоровления и отдыха участников. Кроме того, они могут преследовать учебные цели (как в случае походов с изучающими ту- ризм студентами) и тренировочные цели (как часть программы подготови- тельного периода перед осуществлением спортивных походов). Многоднев- ные походы могут быть как рекреационными походами, так и спортивными (Зорин И.В., Квартальнов В.А., 2003).

Основная задача похода выходного дня (ПВД) - освобождение челове- ка от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида дея- тельности. При этом, походы выходного дня могут быть рекомендованы практически всем без каких-либо весьма серьезных отклонений в состоянии здоровья.

Анализируя сущность походов выходного дня как явления в жизни че- ловека, можно выделить некоторые общие функции таких походов:

«спортивная»: восстановление физического тонуса и работоспособно- сти, укрепление мышц, развитие выносливости и т.д.;

«эмоциональная»: повышение настроения, улучшение психо- эмоционального состояния;

«экологическая»: экологическая невредность, приобщение человека к природе и бережное отношение к ней;

«социальная»: развитие навыков общения и взаимопомощи в группе в условиях природы, организаторских способностей;

«познавательно-развивающая»: изучение рекреационных (историче- ских, религиозных, природных) достопримечательностей местности, куль-
турное развитие и т.д.

При разработке и проектировании программы рекреационного похода на выходной день необходимо опираться на ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг» и иные нормативные документы. Настоящий стандарт устанавливает порядок и правила проектирования ту- ристских услуг, в том числе, составляющих данный туристский продукт.

Разрабатывая или выбирая готовый маршрут похода выходного дня, необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • маршрут должен соответствовать подготовленности всех членов группы. Не следует торопиться с включением в маршрут крупных подъемов, траверс крутых склонов и т. д. Физические нагрузки должны возрастать по мере совершенствования физической подготовленности.

  • проходить маршрут должен по максимально красивым местам. Маршрут по красивым местам можно использовать как средство снятия утомления. Чем больше усталость после рабочей недели, тем красивее марш- рут следует выбирать. Эмоциональное возбуждение, возникающее при про- хождении интересного туристского маршрута, является естественным сред- ством повышения работоспособности. В турпоходе одновременная работа разных мышечных групп сочетается с большим влиянием окружающей сре- ды на внешние органы чувств, создает дополнительные очаги сенсорной об- ласти коры головного мозга, тем самым улучшается функциональное состоя- ние двигательных центров. Готовый маршрут должен способствовать наибо- лее эффективному, без лишних физических, организационных, финансовых затрат, их достижению.

  • желательно иметь представление о географических, экономических и других особенностях района путешествия. Для этого можно использовать научную и художественную литературу, справочники, географические опи- сания, ознакомиться с техническими отчетами групп, побывавших в этом районе.

  • в настоящее время практически для всех районов страны разработаны эталонные маршруты на которые и следует опираться.

  • маршрут похода выходного дня должен быть разработан так, чтобы можно было вернуться транспортом.