Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Рекреационный туризм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Знания и умения, приобретаемые студентом, формируемые компе- тенции или их части:

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Знания и умения, приобретаемые студентом, формируемые компе- тенции или их части:

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

ТЕМА 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВИДЫ ДВИ- ГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РЕКРЕАЦИОННОМ ТУРИЗМЕ

Знания и умения, приобретаемые студентом:

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

по дисциплине «Рекреационный туризм»

ОГЛАВЛЕНИЕ

2. Общая характеристика самостоятельной работы студента при изуче- нии дисциплины

Методические указания по видам работ предусмотренных рабо- чей программой дисциплины

Методические указания по подготовке к экзамену

Список рекомендуемой литературы


Для контроля физической подготовки можно использовать простейшие методы оценки работоспособности - по измерениям функционального состо- яния сердечно-сосудистой системы тестируемого. Для удовлетворительного контроля и самоконтроля над функционированием сердечно-сосудистой и дыхательной систем обычно используют просто определяемые физиологиче- ские показатели - ЧСС, показатель кровяного давления. Простейшим спосо- бом оценки готовности сердечно-сосудистой системы туриста к походным нагрузкам является ортостатическая проба. Методика оценки проста: утром, в положении лежа измеряется ЧСС, затем этот же показатель измеряется стоя (спустя 2-3 минуты после подъема). У хорошо тренированных людей раз- ность показателей ЧСС в положении стоя и лежа не должна превышать 6-15 уд/мин. Если разность составляет 16-20 уд./мин, то можно говорить о недо- статочной тренированности (Л.П. Матвеев).

Более объективно функциональное состояние сердечно-сосудистой си- стемы туриста оценивается в пробах с дозированной физической нагрузкой. В частности, проба Мартине оценивает совершенство восстановительных процессов в организме после предложенной нагрузки. Испытуемый приседа- ет в течение 30 секунд с частотой 40 раз в минуту (20 приседаний); до и спу- стя 3 минуты после приседаний измеряются показатели ЧСС; оценка произ- водится по разности показателей до и после приседаний. При разности пока- зателей меньше 5 - состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) - хоро- шее; при разности 6-10 - удовлетворительное; при разности более 10 - пло- хое.

В пробе Руфье у испытуемого после как минимум 5 минут покоя опре- деляется ЧСС за 15 секунд (P1); далее испытуемому предлагается совершить 30 приседаний в течение одной минуты. Показатели ЧСС подсчитывают в течение первого (P2) и последнего (P3) 15-секундного промежутка времени первой минуты после приседаний. Показатель сердечной деятельности (ПСД) определяется по формуле.

При ПСД равным пяти состояние ССС - отличное; значения ПСД в ин-
тервале 5,1-10 означает хорошее состояние ССС; значение ПСД в интервале 10,1-15 - удовлетворительное состояние и значение ПСД более 15,1 - плохое состояние ССС.

Простым и достаточно точным способом дозирования нагрузок и оцен- ки влияния нагрузки на функциональное состояние ССС является Гарвард- ский степ-тест. Нагрузка представляет собою подъемы на ступень 40-50 см высоты и спуски с нее (один цикл включает в себя 4 шага: шаг одной ногой на ступень, подъем второй ноги на ступень, спуск одной ногой со ступени, спуск второй ногой со ступени). В минуту следует произвести 30 циклов подъемов и спусков (120 шагов). Время восхождений на ступень - 5 минут. После нагрузки испытуемый садится на стул и в течение первых 30 сек., 2-й (f1), 3-й (f2) и 4-й (f3) минут восстановления у него подсчитывают ЧСС. Определяют индекс Гарвардского степ теста (ИГСТ) по формуле.

где t - это реальное время восхождений.

Оценка ИГСТ ниже 55 свидетельствует низкой физической работоспо- собности туриста, оценка в интервале 55-64 - о работоспособности ниже среднего уровня; оценка в интервале 65-79 - о среднем показателе работоспо- собности; оценка в интервале 80-89 - о хорошей работоспособности и оценка выше 90 об отличной работоспособности.

Следует отметить, что вышеуказанные тесты не позволяют безогово- рочно судить о готовности обследуемого выполнить программу похода (для этого необходим комплексный, разносторонний контроль). Они оценивают лишь уровень функционального состояния ЧСС (состояние здоровья).

Об уровне общей функциональной выносливости туриста позволяет судить тест Купера. Тест - это бег по стадиону с максимально возможной скоростью в течение 12 минут. Результаты теста оцениваются по расстоянию, которое преодолели испытуемые за заданное время.
Например для мужчин показатель менее 2,1 км свидетельствует о крайне низкой выносливости, по- казатель в пределах 2,5-2,75 км о хорошей выносливости; показатель свыше 3 км о превосходной выносливости. Разумеется, тест Купера можно предла- гать людям с ненарушенным здоровьем, т.к. предлагаемая физическая нагрузка достаточно велика.

Ряд указанных простейших тестов туристы, в качестве самоконтроля, могут выполнять непосредственно на маршруте похода. Кроме того, как мы уже указывали в предыдущем разделе, в оздоровительном походе участникам можно проводить измерения собственного пульса сразу после окончания каждого перехода (после нагрузки) и перед началом следующего перехода (после отдыха). Тогда, на основе этих простых измерений на малых прива- лах, можно проводить педагогический контроль адаптации участников к предложенным нагрузкам; корректировать нагрузки, изменяя режим движе- ния, скорость движения, массу груза. Считается что турист нормально пере- носит походные нагрузки если в первые дни похода ЧСС после перехода увеличивается до 100-120 уд/мин, а к исходному состоянию возвращается спустя 5-10 минут отдыха. Этот показатель будет измерен у всей группы ис- пытуемых участников пешего похода выходного дня.

Пеший поход на природу кроме повышения настроения и эмоциональ- ной разгрузки может привести к физической усталости и мышечной утомля- емости. Это чаще всего происходит с физически неподготовленными или пожилыми людьми.

Вопросы для обсуждения:


  1. Педагогический контроль, врачебный контроль, самоконтроль определение понятий.

  2. Основные задачи врачебно-педагогических наблюдений в рекреаци- онном туризме.

  3. Основные физические качества туристов, методика из измерений.

  4. Пробы для оценки физического состояния туристов (вестибулярная, ортостатическая, динамометрия, проба Руфье, гарвардский степ-тест, и др.).

  5. Дозирование и предельная длительность и интенсивность физических нагрузок в рекреационном туризме.

  6. Аэробный режим работы, как основной в условиях туристских походов.



Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме


Основная:

  1. Рекреационный туризм и сервис для лиц с ограниченными возмож- ностями здоровья / С.Д. Галиуллина ; О.С. Коган ; И.Д. Тупиев ; О.М. Ивано- ва. Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. 67 с.

  2. Шаруненко Ю.М. Рекреационный туризм. Орел : МАБИВ, 2014.

102с.

Дополнительная:

  1. Агеева Е.С. Туризм и рекреация на пути устойчивого развития: оте- чественные и зарубежные исследования : Монография. Москва: Советский спорт, 2008. 430 с.

  2. Горбатов В.Ф., Лукина Л.Б., Милашечкина Е.А. Назаров В.О. Ту- ризм и спортивное ориентирование: учебное пособие. Ставрополь, 2012. 132с.

  3. Губа В. П. Воронов Ю. С., Карпов В. Ю. Лечебно-оздоровительный туризм: учебник для студентов вузов. М.: Физическая культура, 2010. 118 с.

  4. Журавлева М.М. Анимация в рекреации и туристской деятельности: Курс лекций. Иркутск: Иркутский филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2011. 159 с.

  5. Квартальнов В.А. Туризм: [учебник] / В.А. Квартальнов. 2-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2007. 336 с.

  6. Константинов Ю.С., Г.И. Зорина, Маслов А.Г. Организация и про- ведение туристских походов с учащимися: учебно-методическое пособие. Москва: Советский спорт, 2011. 208 с.

  7. Миллер Л.Л. Спортивная медицина. Москва: Человек, 2015. 184 с.

  8. Путешествия: учебно-метод. пособие: спец. - Рекреация оздорови- тельного спорта и туризма / авт.-сост. О.Я. Иванова, Е.В. Уханова; Феде- ральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Ставроп. гос. ун-т. Ставро- поль: Изд-во СГУ, 2009. 76 с.

  9. Физическая культура. Контроль функционального состояния орга- низма при занятиях физическими упражнениями: Учебное пособие / сост. Я. К. Якубовский. Владивосток: Владивостокский филиал Российской тамо- женной академии, 2010. 120 с.


Методическая:

  1. Методические рекомендации для студентов по организации само- стоятельной работы по дисциплине «Рекреационный туризм»: Направление подготовки 49.04.01 Физическая культура. Ставрополь: СКФУ, 2016. 15 с.

  2. Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Рекреационный туризм»: Направление подготовки 49.04.01 Фи- зическая культура. Ставрополь: СКФУ, 2016. 54 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnoe-soderzhanie-ponyatiy- rekreatsiya-i-turizm-obschee-i-razlichnoe/ Концептуальное содержание поня- тий «Рекреация» и «Туризм»: общее и различное.

  2. http://region.kuban.info / Развитие туризма в Краснодарском крае.

  3. http://tourlib.net/books_tourism/artemova7.htm/ Все о туризме: тури- стическая библиотека.


ризм. ния.



http://vokrug-sveta.com.ua/rekreacionnyj-turizm/ Рекреационный ту-


  1. http://window.edu.ru/resource/587/75587 / Основы здоровьесбереже-




  1. http://www.0zn.ru/fizkultura_i_sport/rekreacionnyj_turizm.html/ Боль-

шая публичная библиотека. Рекреационный туризм.

  1. http://www.geogr.msu.ru/cafedra/recr/conf/MSU_Tourism_Conf_III_20 08.pdf / Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования

  2. http://www.russiatourism.ru/data/File/news_file/2014/PISAREVSKIY_ Osnovi%20turizma.pdf / Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 384с.