Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 521
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
По своим функциям комиссия является общественным профилактическим органом, призванным оказывать содействие руководителям органов внутренних дел в работе по укреплению служебной дисциплины и законности. На рассмотрение комиссии могут быть внесены или приняты по собственной инициативе материалы о нарушении сотрудником служебной дисциплины, или о совершенных им правонарушениях, а также в случае возникновения конфликта интересов.
Одним из важнейших субъектов нравственного воспитания личного состава, бесспорно, являются советы ветеранов органов, учреждений, подразделений внутренних дел. Обладая колоссальным служебным и жизненным опытом, к тому же нередко приобретенным в боевых условиях и чрезвычайных ситуациях, ветераны несут в ряды молодых сотрудников слова правды, верности Присяге и служебному долгу, любви к Отечеству и заботы о человеке. Участие ветеранов в служебной деятельности, в роли кураторов или наставников, в массовых торжествах, посвящённых государственным или ведомственным праздником, в различных ритуалах делает их особо значимыми и запоминающимися. Погоны или табельное оружие, полученные из рук ветерана родного учреждения, подразделения или органа внутренних дел с его напутствием и рукопожатием приобретают особый смысл. Участие ветеранов в «уроках мужества», работе различных комиссий, в советах наставников, комиссиях по служебной дисциплине и профессиональной этике наполняет их нравственных содержанием, благотворно влияет на моральное состояние личного состава.
Новый импульс к активизации роли ветеранов в нравственном воспитании молодых сотрудников дал приказ МВД России от 3 ноября 2006 г. № 875 «О дальнейшем совершенствовании взаимодействия органов и подразделений системы МВД России с ветеранскими организациями органов внутренних дел и внутренних войск МВД России». Данным Приказом существенно повышен статус руководителей ветеранских организаций. Они включаются в состав коллегий, членов оперативных совещаний и учёных советов. Их стали назначать помощниками руководителей органов внутренних дел по работе с ветеранами. Рекомендовано включать ветеранов в состав групп, выезжающих на места для контроля и оказания помощи.
Центральное место в организации процесса нравственного воспитания занимают руководители всех степеней и аппараты по организации воспитательной работы с личным составом. Именно от их компетентности и ответственности зависит качество работы всех иных субъектов воспитания.
Важным событием в организации нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел явился приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел». Согласно требованиям приказа главными целями обновляемой системы воспитательной работы считаются:
-
Формирование у сотрудников органов внутренних дел комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности. -
Достижение высокой степени мотивационной готовности личного состава к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежности и управляемости в любых условиях обстановки; формирование и поддержание здорового, устойчивого морально-психологического состояния личного состава. -
Подготовку сотрудников, способных успешно решать задачи правоохранительной деятельности при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина.
Среди основных направлений совершенствования воспитательной работы:
-
Повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания личного состава на основе восстановления основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, патриотизма; развития профессионально-значимых качеств: верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности за историческую судьбу Отечества, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, объективности, справедливости и неподкупности, честности и нравственной чистоплотности. -
Создание системы изучения со всеми категориями личного состава важнейших этических принципов, правил и норм службы в органах внутренних дел, формирования коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел, их правовой культуры, практической готовности к профессионально-грамотному общению с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы. -
Разработка специализированных программ нравственного воспитания для различных категорий сотрудников: криминальной милиции; следственных подразделений, подразделений особого и специального назначения; подразделений милиции общественной безопасности.
Особую роль в нравственном становлении сотрудников играют руководители, сочетающие в себе авторитет власти с моральным авторитетом. В соответствии с рядом нормативных актов МВД России руководители несут персональную ответственность за моральное состояние личного состава.
Прямой задачей каждого руководителя является выявление и устранение искривлений в поведении и деятельности своих подчиненных, умение вовремя оценить появившуюся в коллективе негативную тенденцию и разработать меры для ее преодоления: административные, информационно-воспитательные, кадровые, финансово-экономические и др. Это может быть достаточно эффективным лишь в том случае, если руководитель имеет четкое представление о моральном потенциале, моральном состоянии вверенного ему служебного коллектива.
Своеобразие морального воздействия руководителя на подчиненных заключается в том, что оно осуществляется постоянно, даже когда его нет на службе. Сотрудники совершают поступки, во-первых, с учётом их оценки со стороны своего начальника (командира), а во-вторых, нередко копируя поведение своего авторитетного руководителя. В морально здоровом коллективе сотрудники стараются не подвести своего начальника и заслужить его одобрение своих действий.
Те или иные сбои в системе нравственного воспитания порой порождают явление, которое называется профессионально-нравственной деформацией отдельных сотрудников.
§ 3. Профессиональная нравственная деформация сотрудника
и её профилактика
Профессиональная нравственная деформация — это негативное изменение нравственных ценностей и ориентиров у части сотрудников органов внутренних дел под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющееся в искажённом отношении к служебному долгу и дискредитирующее моральный облик сотрудника милиции.
Профессиональные и нравственные качества сотрудников все чаще подвергаются сомнениям и критике. Для этого есть определенные основания.
В условиях резкого расслоения населения по уровню материальной и социальной обеспеченности служба в органах внутренних дел становится все менее престижной, что влечет за собой уход из служб и подразделений трудоспособных сотрудников, ослабляет приток молодых, способных специалистов.
Отметим, что постановка проблемы профессиональной нравственной деформации сотрудников — это требование не только нашего времени, эта проблема существовала со времени возникновения советской милиции, поскольку речь идет об особой профессиональной деятельности, изобилующей нравственно-правовыми конфликтами и разнообразными конфликтными ситуациями.
Среди причин отрицательного отношения граждан к защитникам правопорядка называются:
-
равнодушие, низкая культура сотрудников; -
отсутствие профессионализма, некомпетентность; -
использование служебного положения в личных целях, поборы, взяточничество, коррумпированность; -
применение насильственных действий, необоснованные задержания.
Наличие указанных негативных качеств у определенной части сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о распространенности такого явления как профессиональная нравственная деформация.
Было бы неверно считать профессиональной нравственной деформацией сотрудников органов внутренних дел только ее крайние, наиболее опасные проявления — нарушение законности и совершение аморальных поступков. Профессиональная нравственная деформация — это изменение личностных качеств и профессиональных возможностей сотрудника в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности. И начинается такая деформация не с нарушения закона, а с того, что сотрудник утрачивает истинное представление о нравственном смысле своей профессии; у него притупляется чувство профессионального долга, работа представляется все более бессмысленной, повышается восприимчивость к отрицательным влияниям, в том числе — со стороны криминальных элементов.
Все это не может не влиять на профессиональные возможности сотрудника: сужаются профессиональные возможности сотрудника: сужаются профессиональные знания, навыки и умения, теряется способность к их исполнению, развивается формальное отношение к службе и шаблонность профессиональных действий, человек явно стремится избежать ответственности, предпочитает подменять реальную работу составлением разного рода бумаг или участием во всевозможных совещаниях и заседаниях. Он испытывает потребность в мелочной регламентации своих действий со стороны руководства. Это может сопровождаться явным преувеличением своей роли в общем деле, формальными отношениями с коллегами, преувеличенным вниманием к внешней атрибутике деятельности, в особенности — к атрибутике власти. Иногда бывает наоборот — человек замыкается, уходит в самого себя, старается стать незаметным и в деле, и в коллективе.
Основными признаками профессиональной нравственной деформации сотрудника являются:
-
правовой нигилизм, выражающийся в пренебрежительном отношении к требованиям закона; -
утеря представления о нравственном смысле служебной деятельности; -
поддержка ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке; -
утрата личных перспектив в профессиональной деятельности; -
систематическое нарушение профессионально-этических норм поведения; -
равнодушие к процессу и результатам служебной деятельности; -
беспринципность в оценке нарушений служебной дисциплины, выполнению служебного долга; -
моральная нечистоплотность, следование двойным моральным стандартам; -
уныние и пессимизм в коллективных настроениях; -
недоброжелательность и зависть в отношении коллег; -
индивидуализм, эгоизм, зависть, склочность, мелочность, конфликтность в отношениях; -
использование элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности; -
нравственная распущенность, выражающаяся в пьянстве, бытовом разложении, аморальных поступках.
По мнению экспертов, материальная выгода не всегда выступает единственным (или основным) побудительным мотивом совершения сотрудниками органов внутренних дел предательства интересов службы. Этот фактор приобретает все большее значение на фоне утраты духовных ценностей, процветания эгоистических интересов, укоренения частнособственнической психологии.