Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 532

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



К основным критериям профессиональной нравственной деформации относятся:

  • злоупотребление властью (несправедливость по отношению к людям, унижение их человеческого достоинства, неоправданное применение сил и средств в работе);

  • формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, чванство, бездушие);

  • терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фактам невыполнения (несоблюдения) служебного долга;

  • халатное отношение к функциональным обязанностям;

  • культивирование руководством наушничества и доносительства;

  • психологически конфликтная атмосфера в коллективе (конфликты как норма служебных отношений);

  • приоритет моральных антиценностей (культ денег, власти, силы);

  • формирование двойной морали (для «своих» и для «чужих»);

  • неразборчивость в средствах («для достижения цели все средства хороши»);

  • формирование атмосферы круговой поруки (все «повязаны»);

  • «усталость» от выполнения служебных обязанностей, порождающая равнодушие к интересам службы;

  • бытовое разложение, пьянство.

Знание и учет вышеприведенных показателей имеет исключительное значение, как для руководителей органов внутренних дел, так и для работников кадрового аппарата, отвечающих за воспитательную работу с личным составом.

Структура профессиональной нравственной деформации сотрудников органов внутренних дел включает:

  • деформацию профессиональной деятельности;

  • деформацию служебных и внеслужебных отношений;

  • деформацию морального сознания.

Следует обратить особое внимание на то, что деформационным процессам подвержены в первую очередь те «компоненты», которые входят в структуру профессиональной морали (нравственная деятельность, нравственные отношения, нравственное сознание). Рассмотрим подробнее.

Одним из элементов, поддающихся профессиональной нравственной деформации, является профессиональная деятельность сотрудников милиции.

В процессе профессиональной деятельности сотрудники милиции находятся в постоянном контакте с различными категориями граждан, воздействуя, с одной стороны, на их сознание и поведение как представители власти, а с другой стороны, сами подвергаются известному воздействию.

В первом случае — элементы деформации отражаются в установке «смешения объектов» деятельности, когда восприятие людей как подозреваемых в совершении преступления еще не имеет достаточных доказательств их вины. Привлекающиеся по делу понятые, потерпевшие, свидетели могут быть предвзято оценены сотрудниками милиции, производящими дознание. Такая психологическая «обвини­тельная» обстановка возникает вследствие нарушения принципа презумпции невиновности. Сотрудник заранее убежден в виновности человека в силу того, что «случайно попасть в милицию человек не может».


В подобных случаях мы имеем дело с деформацией, вызванной неопытностью сотрудников, формальным выполнением своих обязанностей. Отчасти для этого существуют и объективные причины: психические и физические перегрузки, ненормированность рабочего дня, малый практический стаж работы, неопытность. В этой ситуации излишнее рвение, желание скорейшего раскрытия преступления, потребность быстрого продвижения по службе могут привести к деформированному (искаженному) восприятию объекта профессиональной деятельности, т.е. неразборчивому отношению к людям.

Гораздо опаснее другая форма деформации - воздействие объекта профессиональной деятельности на сотрудников органов внутренних дел. Особо сложно противостоять влиянию со стороны социально-опасных элементов: убийц, воров, хулиганов, клеветников и т.п. Далеко не каждому сотруднику милиции удается выработать психологический иммунитет против таких людей и вести борьбу не с людьми, а с теми негативными качествами, которые обусловили совершение ими преступлений.

Деятельность сотрудников милиции связана с непосредственным наблюдением фактов насильственной смерти, физических страданий и моральных переживаний потерпевших. Продолжительное воздействие этих факторов рано или поздно формирует у сотрудника стереотип хладнокровного, а порой и безразличного отношения к происшедшему. Конечно, излишняя взволнованность и нервозность вредит делу, поэтому здесь имеет место вынужденная морально-психологическая адаптация к обстоятельствам преступления и личности преступника.

Другим элементом деформации являются служебные и внеслужебные отношения сотрудников милиции: между начальником и подчиненным, старшим и младшим по званию, должности, между членами коллектива, имеющими одинаковое служебное положение и т.д.

В зависимости от характера отношений в коллективе во многом формируются профессиональные качества сотрудников. В случае деформации этих отношений имеют место частые конфликты между самими сотрудниками, начальником и подчиненными.

Большое значение имеет личный пример руководителя, его добросовестное и профессиональное понимание служебного долга как условие и гарантия недопущения деформации служебных взаимоотношений, а также отношение коллектива к фактам нарушения законности отдельными сотрудниками. Попустительское отношение к правонарушениям коллег во многом способствует ощущению безнаказанности. Коллектив должен отличаться нетерпимостью ко всем нарушениям закона.


Следующий элемент, подверженный профессиональной нравственной деформации, — моральное сознание сотрудников милиции.

Следует иметь в виду, что нежелательные изменения могут относиться к интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферам сознания личности и проявляться в низкой профессиональной культуре, деформировании чувств, потребностей, мотивов и идеалов.

Проведенные исследования показывают, что интеллектуальная активность может быть признана профессионально-значимым качеством, существует зависимость между успешностью решения профессиональных задач и уровнем интеллекта сотрудника.

Руководителям и другим сотрудникам милиции весьма желателен высокий и высший уровень интеллектуальной активности, т. к. многие нарушения законности объясняются, прежде всего, неумением решить профессиональную задачу в соответствии с буквой и духом правового предписания. Неоднократные замеры уровня правовых знаний свидетельствуют о том, что в среднем у 30-35 процентов сотрудников знания названным требованиям не отвечают полностью или частично. Отсюда необходимость улучшения качества профессионального отбора, обучения и воспитания личного состава.

Было бы неверно сводить деформацию только к ее крайним формам — нарушениям законности или аморальным поступкам. Деформация возникает в сферах — нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, — и проявляется в профессиональных действиях сотрудника милиции.

Начало деформации — в сфере нравственной, когда сотрудник теряет истинное представление о нравственном смысле своей службы, перестает уважать себя за свою работу в милиции, воспринимает службу, прежде всего как средство достижения узкоэгоистических личных (корыстных) целей. Отсюда — карьеризм, стремление к власти, формализм в работе, желание переложить ответственность с себя на других, или наоборот — неуверенность в себе, обособление, стремление подменить реальные профессиональные действия написанием разного рода бумаг, отчетами и пр.

В сфере интеллектуальной происходит постепенная утеря способности самостоятельно мыслить, принимать верные решения в незнакомой, нестандартной (или экстремальной) ситуации, нешаблонно действовать, пропадает желание и способность самостоятельно учиться, повышать свой профессиональный уровень, растет потребность мелочной регламентации своих действий со стороны руководства, падает и пропадает инициатива, элементарная активность. Одновременно наблюдается явное преувеличение своих профессиональных знаний и умений, значения своего профессионального опыта. В настоящее время, когда практика правоохранительной деятельности пополняется все новыми и новыми проблемами, требующими своего безотлагательного решения, многим сотрудникам милиции уже
явно не достает старых знаний и опыта; стремление выехать за счет прежнего «багажа» и игнорирования современных реалий приводит к серьезным провалам в милицейской работе.

В сфере эмоциональной происходит «огрубление» чувств, развивается черствость, конфликтность, раздражительность, теряется способность управлять своими чувствами и эмоциями, нарастает внутренняя неуравновешенность, дискомфорт, немотивированная тревожность.

В любом случае одной из главных особенностей профессионально-нравственной деформации является утрата сотрудником милиции способности к адекватной самооценке. Нередко это сопровождается обостренной тягой к внешней атрибутике, и особенно — к авторитету любой ценой, к власти над людьми любыми путями, к стяжанию денег любыми способами.

Выделим отдельные категории сотрудников органов внутренних дел, для которых имеется повышенная (объективная) опасность профессиональной нравственной деформации. К ним следует отнести сотрудников:

  • по роду своей службы регулярно «взаимодействующих» с представителями криминальной среды, аморальными личностями и испытывающими мощное влияние с их стороны;

  • работающих преимущественно в одиночку, в отрыве от своих коллег, коллектива (или работающих в составе малой группы);

  • часто испытывающих большие физические и эмоционально-психологические перегрузки, стрессы и пр.;

  • только начинающих службу в милиции (в том числе, молодых сотрудников, испытывающих сильное негативное влияние ложного «наставничества», недостойного «кураторства»);

  • вступающих в новую, более ответственную должность, особенно — руководящую;

  • имеющих неблагополучные семьи.

Не следует забывать, что любая профессиональная деформация — это, прежде всего деформация нравственная. И если сотрудник милиции нравственно опустошился, то это может привести к злоупотреблению служебным положением, нарушению законности. Получая различного рода информацию, такой сотрудник может использовать ее в личных целях, поэтому нравственная надежность играет важную роль.

Учитывая причины возникновения профессиональной деформации, ее открытую и скрытую формы проявления, следует осуществлять целенаправленное профилактическое воздействие.

К числу направлений такого воздействия относятся:

  • общие меры — действительная, а не мнимая автономия органов внутренних дел, подчинение их только закону и высокая ответственность перед законом;

  • непосредственные меры — качественное улучшение профессиональной подготовки, совершенствование организации и управления, создание здорового морально-психологического климата в коллективах.


Разрешению этой проблемы может способствовать совершенствование системы воспитания и обучения юристов, создание реальной перспективы продвижения по службе, формирование и поддержание чувства защищенности, уверенности в полезности и справедливости своего дела.

Руководство органов внутренних дел должно вносить творческий компонент в процесс выполнения служебных обязанностей и его организацию (один раз в 5−7 лет — изменение вида, характера труда: переход на другую работу, например, с практической на научную, изменение предмета деятельности). Отсюда целесообразность перемены вида деятельности, реального продвижения по службе, материального и морального стимулирования на основе дифференцированного подхода.

В юридической науке и практике недостаточно внимания уделяется такому важнейшему фактору, как состояние здоровья и физическая подготовленность сотрудников соответствующих органов. Между тем, этот фактор значительно влияет на производительность, качество и эффективность юридической деятельности. Многие юридические профессии, особенно в правоохранительных органах, связаны с огромными эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.

Человек может вынести любые, самые длительные и тяжелые нравственные испытания, стрессы, эмоционально-психологические перегрузки, если он знает — зачем, и если он имеет какой-либо положительный эмоционально-психологический противовес. Таким противовесом может стать коллектив сотрудников. Если между ними сложились нормальные человеческие и деловые отношения, если в коллективе человек чувствует себя социально и психологически защищенным, если его окружают умные, порядочные и надежные люди, если начальник сумел найти правильный стиль руководства и отношений с подчиненными, если работа в этом коллективе является для человека важным источником самоуважения — то никакие внешние воздействия, как правило, не повлекут за собой профессиональной деформации. Если же в коллективе всего этого нет, то его уже надо называть «группа сослуживцев» и такая группа сама может стать источником развития профессиональной нравственной деформации. Особенно опасна деформация руководителя.

Профилактика профессиональной нравственной деформации представляет собой совокупность профилактических мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений деформации личности.