Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 532
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
К основным критериям профессиональной нравственной деформации относятся:
-
злоупотребление властью (несправедливость по отношению к людям, унижение их человеческого достоинства, неоправданное применение сил и средств в работе); -
формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, чванство, бездушие); -
терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фактам невыполнения (несоблюдения) служебного долга; -
халатное отношение к функциональным обязанностям; -
культивирование руководством наушничества и доносительства; -
психологически конфликтная атмосфера в коллективе (конфликты как норма служебных отношений); -
приоритет моральных антиценностей (культ денег, власти, силы); -
формирование двойной морали (для «своих» и для «чужих»); -
неразборчивость в средствах («для достижения цели все средства хороши»); -
формирование атмосферы круговой поруки (все «повязаны»); -
«усталость» от выполнения служебных обязанностей, порождающая равнодушие к интересам службы; -
бытовое разложение, пьянство.
Знание и учет вышеприведенных показателей имеет исключительное значение, как для руководителей органов внутренних дел, так и для работников кадрового аппарата, отвечающих за воспитательную работу с личным составом.
Структура профессиональной нравственной деформации сотрудников органов внутренних дел включает:
-
деформацию профессиональной деятельности; -
деформацию служебных и внеслужебных отношений; -
деформацию морального сознания.
Следует обратить особое внимание на то, что деформационным процессам подвержены в первую очередь те «компоненты», которые входят в структуру профессиональной морали (нравственная деятельность, нравственные отношения, нравственное сознание). Рассмотрим подробнее.
Одним из элементов, поддающихся профессиональной нравственной деформации, является профессиональная деятельность сотрудников милиции.
В процессе профессиональной деятельности сотрудники милиции находятся в постоянном контакте с различными категориями граждан, воздействуя, с одной стороны, на их сознание и поведение как представители власти, а с другой стороны, сами подвергаются известному воздействию.
В первом случае — элементы деформации отражаются в установке «смешения объектов» деятельности, когда восприятие людей как подозреваемых в совершении преступления еще не имеет достаточных доказательств их вины. Привлекающиеся по делу понятые, потерпевшие, свидетели могут быть предвзято оценены сотрудниками милиции, производящими дознание. Такая психологическая «обвинительная» обстановка возникает вследствие нарушения принципа презумпции невиновности. Сотрудник заранее убежден в виновности человека в силу того, что «случайно попасть в милицию человек не может».
В подобных случаях мы имеем дело с деформацией, вызванной неопытностью сотрудников, формальным выполнением своих обязанностей. Отчасти для этого существуют и объективные причины: психические и физические перегрузки, ненормированность рабочего дня, малый практический стаж работы, неопытность. В этой ситуации излишнее рвение, желание скорейшего раскрытия преступления, потребность быстрого продвижения по службе могут привести к деформированному (искаженному) восприятию объекта профессиональной деятельности, т.е. неразборчивому отношению к людям.
Гораздо опаснее другая форма деформации - воздействие объекта профессиональной деятельности на сотрудников органов внутренних дел. Особо сложно противостоять влиянию со стороны социально-опасных элементов: убийц, воров, хулиганов, клеветников и т.п. Далеко не каждому сотруднику милиции удается выработать психологический иммунитет против таких людей и вести борьбу не с людьми, а с теми негативными качествами, которые обусловили совершение ими преступлений.
Деятельность сотрудников милиции связана с непосредственным наблюдением фактов насильственной смерти, физических страданий и моральных переживаний потерпевших. Продолжительное воздействие этих факторов рано или поздно формирует у сотрудника стереотип хладнокровного, а порой и безразличного отношения к происшедшему. Конечно, излишняя взволнованность и нервозность вредит делу, поэтому здесь имеет место вынужденная морально-психологическая адаптация к обстоятельствам преступления и личности преступника.
Другим элементом деформации являются служебные и внеслужебные отношения сотрудников милиции: между начальником и подчиненным, старшим и младшим по званию, должности, между членами коллектива, имеющими одинаковое служебное положение и т.д.
В зависимости от характера отношений в коллективе во многом формируются профессиональные качества сотрудников. В случае деформации этих отношений имеют место частые конфликты между самими сотрудниками, начальником и подчиненными.
Большое значение имеет личный пример руководителя, его добросовестное и профессиональное понимание служебного долга как условие и гарантия недопущения деформации служебных взаимоотношений, а также отношение коллектива к фактам нарушения законности отдельными сотрудниками. Попустительское отношение к правонарушениям коллег во многом способствует ощущению безнаказанности. Коллектив должен отличаться нетерпимостью ко всем нарушениям закона.
Следующий элемент, подверженный профессиональной нравственной деформации, — моральное сознание сотрудников милиции.
Следует иметь в виду, что нежелательные изменения могут относиться к интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферам сознания личности и проявляться в низкой профессиональной культуре, деформировании чувств, потребностей, мотивов и идеалов.
Проведенные исследования показывают, что интеллектуальная активность может быть признана профессионально-значимым качеством, существует зависимость между успешностью решения профессиональных задач и уровнем интеллекта сотрудника.
Руководителям и другим сотрудникам милиции весьма желателен высокий и высший уровень интеллектуальной активности, т. к. многие нарушения законности объясняются, прежде всего, неумением решить профессиональную задачу в соответствии с буквой и духом правового предписания. Неоднократные замеры уровня правовых знаний свидетельствуют о том, что в среднем у 30-35 процентов сотрудников знания названным требованиям не отвечают полностью или частично. Отсюда необходимость улучшения качества профессионального отбора, обучения и воспитания личного состава.
Было бы неверно сводить деформацию только к ее крайним формам — нарушениям законности или аморальным поступкам. Деформация возникает в сферах — нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, — и проявляется в профессиональных действиях сотрудника милиции.
Начало деформации — в сфере нравственной, когда сотрудник теряет истинное представление о нравственном смысле своей службы, перестает уважать себя за свою работу в милиции, воспринимает службу, прежде всего как средство достижения узкоэгоистических личных (корыстных) целей. Отсюда — карьеризм, стремление к власти, формализм в работе, желание переложить ответственность с себя на других, или наоборот — неуверенность в себе, обособление, стремление подменить реальные профессиональные действия написанием разного рода бумаг, отчетами и пр.
В сфере интеллектуальной происходит постепенная утеря способности самостоятельно мыслить, принимать верные решения в незнакомой, нестандартной (или экстремальной) ситуации, нешаблонно действовать, пропадает желание и способность самостоятельно учиться, повышать свой профессиональный уровень, растет потребность мелочной регламентации своих действий со стороны руководства, падает и пропадает инициатива, элементарная активность. Одновременно наблюдается явное преувеличение своих профессиональных знаний и умений, значения своего профессионального опыта. В настоящее время, когда практика правоохранительной деятельности пополняется все новыми и новыми проблемами, требующими своего безотлагательного решения, многим сотрудникам милиции уже
явно не достает старых знаний и опыта; стремление выехать за счет прежнего «багажа» и игнорирования современных реалий приводит к серьезным провалам в милицейской работе.
В сфере эмоциональной происходит «огрубление» чувств, развивается черствость, конфликтность, раздражительность, теряется способность управлять своими чувствами и эмоциями, нарастает внутренняя неуравновешенность, дискомфорт, немотивированная тревожность.
В любом случае одной из главных особенностей профессионально-нравственной деформации является утрата сотрудником милиции способности к адекватной самооценке. Нередко это сопровождается обостренной тягой к внешней атрибутике, и особенно — к авторитету любой ценой, к власти над людьми любыми путями, к стяжанию денег любыми способами.
Выделим отдельные категории сотрудников органов внутренних дел, для которых имеется повышенная (объективная) опасность профессиональной нравственной деформации. К ним следует отнести сотрудников:
-
по роду своей службы регулярно «взаимодействующих» с представителями криминальной среды, аморальными личностями и испытывающими мощное влияние с их стороны; -
работающих преимущественно в одиночку, в отрыве от своих коллег, коллектива (или работающих в составе малой группы); -
часто испытывающих большие физические и эмоционально-психологические перегрузки, стрессы и пр.; -
только начинающих службу в милиции (в том числе, молодых сотрудников, испытывающих сильное негативное влияние ложного «наставничества», недостойного «кураторства»); -
вступающих в новую, более ответственную должность, особенно — руководящую; -
имеющих неблагополучные семьи.
Не следует забывать, что любая профессиональная деформация — это, прежде всего деформация нравственная. И если сотрудник милиции нравственно опустошился, то это может привести к злоупотреблению служебным положением, нарушению законности. Получая различного рода информацию, такой сотрудник может использовать ее в личных целях, поэтому нравственная надежность играет важную роль.
Учитывая причины возникновения профессиональной деформации, ее открытую и скрытую формы проявления, следует осуществлять целенаправленное профилактическое воздействие.
К числу направлений такого воздействия относятся:
-
общие меры — действительная, а не мнимая автономия органов внутренних дел, подчинение их только закону и высокая ответственность перед законом; -
непосредственные меры — качественное улучшение профессиональной подготовки, совершенствование организации и управления, создание здорового морально-психологического климата в коллективах.
Разрешению этой проблемы может способствовать совершенствование системы воспитания и обучения юристов, создание реальной перспективы продвижения по службе, формирование и поддержание чувства защищенности, уверенности в полезности и справедливости своего дела.
Руководство органов внутренних дел должно вносить творческий компонент в процесс выполнения служебных обязанностей и его организацию (один раз в 5−7 лет — изменение вида, характера труда: переход на другую работу, например, с практической на научную, изменение предмета деятельности). Отсюда целесообразность перемены вида деятельности, реального продвижения по службе, материального и морального стимулирования на основе дифференцированного подхода.
В юридической науке и практике недостаточно внимания уделяется такому важнейшему фактору, как состояние здоровья и физическая подготовленность сотрудников соответствующих органов. Между тем, этот фактор значительно влияет на производительность, качество и эффективность юридической деятельности. Многие юридические профессии, особенно в правоохранительных органах, связаны с огромными эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.
Человек может вынести любые, самые длительные и тяжелые нравственные испытания, стрессы, эмоционально-психологические перегрузки, если он знает — зачем, и если он имеет какой-либо положительный эмоционально-психологический противовес. Таким противовесом может стать коллектив сотрудников. Если между ними сложились нормальные человеческие и деловые отношения, если в коллективе человек чувствует себя социально и психологически защищенным, если его окружают умные, порядочные и надежные люди, если начальник сумел найти правильный стиль руководства и отношений с подчиненными, если работа в этом коллективе является для человека важным источником самоуважения — то никакие внешние воздействия, как правило, не повлекут за собой профессиональной деформации. Если же в коллективе всего этого нет, то его уже надо называть «группа сослуживцев» и такая группа сама может стать источником развития профессиональной нравственной деформации. Особенно опасна деформация руководителя.
Профилактика профессиональной нравственной деформации представляет собой совокупность профилактических мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений деформации личности.