Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 721

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Методической системой педагогического влияния на формирование речевой культуры следует считать варьирование информационного метода (сообщение основных речевых правил и лингвистических законов; приемы: изучение трудов теоретиков риторики; ведение терминологических словарей), объяснительно-иллюстративного (приемы: пересказ текста с записью на магнитофон, создание собственного текста, риторический анализ текста, дискуссия, полемика, коммуникативная игра, обучение работе со словарями, упражнения по орфоэпии, стилистике и т. д., редактирование текста) и информационно-побуждающего метода (предлагаются задания, побуждающие самостоятельные действия, приемы: речь на выбранную или заданную тему, речь-импровизация, устный анализ выступлений, самоанализ, наблюдение).

В области совершенствования речевой культуры особенно эффективны методы активного обучения, предполагающие использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности, это обучение деятельностью. В основе активных методов лежит диалогическое общение. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, укрепляется правильная (нормативная) и этически верная речь сотрудника. Цель активных методов — задействовать все психические процессы (память, речь, воображение) в усвоении знаний, умений, навыков. Имеются самые различные формы организации и проведения активных форм речевых занятий: пресс-конференция, интеллектуальный футбол, «поле чудес», «лото» и пр.

Основной формой передачи теоретических знаний является лекция. При всех своих достоинствах (возможность системно отразить большой объем материала, охватить количество обучающихся, ограниченное только размерами аудитории и т. д.) традиционная форма лекции имеет недостатки (монологичность, слабые возможности оперативного контроля за усвоением учебного материала, ограниченные возможности реализации индивидуального подхода). Лекции по совершенствованию речевой культуры включают в себя элементы обсуждения; небольшая, логически завершенная часть материала может быть подготовлена одним из сотрудников, владеющим риторическими навыками; лекция может начинаться или заканчиваться ответами на вопросы, неясные или наиболее интересные. В процессе риторического образования успешна лекция-диалог, которая позволяет включать сотрудников в общение и тем самым активизировать их учебно-познавательную деятельность. В лекциях данного типа теоретический материал, организованный в форме модулей (т. е. относительно независимых друг от друга «блоков», «порций» учебного материала), перемежается с его обсуждением, вычленением главного, составлением плана, высказываем своей точки зрения каждым сотрудником и т. д.


Переходной от лекции к практическим занятиям формой является активно применяющееся лекционно-практическое занятие, в процессе которого теоретический материал чередуется с практическими заданиями. Удачно использовать лекционно-практическое занятие при изложении тем: «Стили речи», «Норма как важнейшее коммуникативное качество речи», «Богатство речи» и т. д.

При обучении речи эффективны игры. В каждой игре мы имеем дело с несколькими речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации речевого материала игра не что иное, как речевое упражнение. Вместе с тем, ситуация игры — ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия, в ней обязательно есть элемент неожиданности, поэтому здесь характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только речь, но и жест, мимику и т. д., имеет ярко выраженную целенаправленность. И здесь игра выступает как ситуативно-вариативное упражнение. Игры могут быть «подготовительные» (фонетические, лексические, грамматические), способствующие формированию речевых навыков и «творческие», цель последних — способствовать развитию речевых навыков и умений.

Среди путей формирования речевой культуры сотрудника органов внутренних дел назовем особенно значимый — самостоятельную работу по совершенствованию своей речи. Основным путем формирования речевых умений и навыков (помимо теоретических и практических занятий) следует признать наблюдение за образцовой речью. Это — основа совершенствования самостоятельных собственных высказываний на профессиональную тему. Очевидно, что эта сторона профессиональной культуры обеспечивается, поддерживается, обслуживается фундаментальными знаниями конкретной профессиональной области, которые появляются у специалиста в ходе обучения. С целью повышения речевой культуры, каждый сотрудник милиции должен наблюдать ораторов не только хороших, но и дурных: подмечать достоинства и недостатки: в мыслях, словах, произношении, телодвижении. Обучение всегда строится на подражании, следовании образцу. Наконец, реальный речевой опыт, сама практика помогают формированию полезных речевых навыков. Самоконтроль, создание у себя установки на владение правильной речью большинстве ситуаций речевого общения, воспитанная привычка и потребность в постоянном изучении и повышении своего уровня культуры речи — вот пути самостоятельного речевого совершенствования.

Сегодня стало очевидным, что преимущественная ориентация на методы обучения и недостаточное внимание к личности сотрудника в процессе совершенствования культуры речи, приводит к педагогическим просчетам. Это заставляет поставить вопрос об обучении речи на основе

общения. От того, как организовано общение, зависит результат обучения. Нельзя работать над речью, не учитывая воспитательные возможности общения. Воспитательное значение общения заключается в том, что оно расширяет кругозор сотрудника, способствует развитию мышления, внимания, памяти, воображения, развивает эмоциональную сферу. Общение оказывает влияние и на волевое развитие сотрудника. Привыкает ли он быть собранным, настойчивым, решительным, целеустремленным или у него будут преобладать противоположные качества — многое зависит от конкретных ситуаций общения, в которых он оказывается в ходе совершенствования собственной речи. Безусловно, к такому результату приводит не всякое общение, а организованное при становлении сотрудника как личности в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться воспитанием внимания к людям и сообщением необходимых знаний по культуре речи, культуре человеческого общения.

Речевое развитие сотрудниководна из важнейших задач каждого преподавателя, каждого руководителя органов внутренних дел. Последние должны совершенствовать и развивать речевую культуру, бороться с речевой неряшливостью. Корректирование и оценка устных высказываний в процессе обучения и практической деятельности — одна из форм совершенствования речи. И потому очень важно, чтобы те, кто занимается образованием сотрудников, сами были примером правильного и грамотного построения речи. «Чистая» речь наставника, тиражируемая подчиненными, способствует повышению речевой культуры вообще.

Сотрудник органов внутренних дел постоянно оценивается наблюдающими его людьми, и суждения о нем, имеющие оценочный характер, доступны отнюдь не только лингвистам. Убогость речевой культуры — не столько вопрос языковой этики. Нищета лексики конкретного специалиста автоматически влечет за собой очень опасный по своим последствиям вид нищеты — нищеты принятия решений. С осознания того, что любая речевая ошибка — это оскорбление слушающего, начинается культура речи.

3.3. Основные риторические правила



Человек в устном общении проводит 65 процентов своего времени. По данным американских ученых, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. За это время каждый из нас успевает «наговорить» около 400 томов объемом по тысяче страниц каждый. Японские лингвисты выяснили, что служащие Японии тратят на устную речь около половины времени своего бодрствования — семь часов в сутки, на чтение уходит 1,5 часа, на письменную речь — всего 47 минут
1. Эти данные говорят, что человек мыслящий (homo sapiens) превратился в человека говорящего (homo eloquens). И при этом — низкая культура речи. При одной только мысли о предстоящем докладе, переговорах или беседе с руководителем многих бросает в дрожь, пересыхает во рту, появляется страх. Вы не такой? Вы в этом уверены? Х. Маккей в книге «Дорога к вершине»2 рассказал о проведенном исследовании «10 самых больших страхов американцев». Страх № 1 в Америке — выступление перед публикой. Когда об этом говорят на лекциях, люди смеются, а затем кивают головами. Почему публичные выступления приводят в ужас? Это во многом связано с чувством незащищенности. Мы боимся выглядеть глупо, понимая несовершенность собственной речи.

Поскольку речь воспитателя имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, пренебрежение которыми отрицательно влияет на профессиональный авторитет, нам необходимо учиться грамотной, понятной, логической, убедительной речи. Психологи справедливо утверждают, что речь есть орган формирования и формулирования мысли. Известно также, что если какой-либо орган или функция человека бездействуют, они становятся нежизнеспособными, атрофируются. Если человек выполняет профессиональные функции в системе «человек-человек», куда с полным основанием относятся сотрудники органов внутренних дел — воспитатели, такого специалиста необходимо специально учить говорить.

Специалист, хорошо владеющий речью, имеет больше возможностей в достижении профессиональных успехов. Нет сомнений, что такой человек выше на голову всех остальных. «Никакая другая способность, — говорит современный психолог Чонси М. Депью, — которой может обладать человек, не даст ему с такой быстротой сделать карьеру, добиться признания, как способность хорошо говорить». Подтверждая это, британский исследователь деловой коммуникации М. Орган утверждает, что отношение других людей к нам только на 30% определяется что мы говорим, и на 70% зависит от того, как мы говорим.

При всей условности приведенных данных подчеркнем, что профессиональная речь организатора воспитательной работы в органах внутренних дел не просто ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие. Эффективная речевая коммуникация — это достижение адекватного смыслового восприятия. Какие же
условия способствуют эффективному обмену информацией? Перечислим лишь некоторые: потребность в общении; коммуникативная заинтересованность; настроенность на мир собеседника; близость мировоззрения говорящего и слушающего; знания норм общения и пр.

Несмотря на то, что мы утверждаем, что слово — это то, что характеризует человека прежде всего, антиномия состоит в том, что риторические правила духовной морали рекомендуют немногословие, молчание, слушание и внутренней сосредоточение. В речевой способности следует отделять красноговорение от смысла, содержания речи. Шекспир писал: «Где мало слов, там вес они имеют». К сожалению, немногие умеют говорить кратко, по делу.

Поэтому первая заповедь культуры речевого поведения, выдвигаемая нами — это избегай многословия. Оратор вредит себе, говоря больше и дольше, чем того требует ситуация. А. С. Пушкин в «Домике в Коломне» писал: «А кто болтлив, того молва прославит вмиг извергом»1. Заметим, что лихие ораторы всех мастей не способны вести диалог друг с другом, договариваться, находить общий язык. При этом они могут говорить часами.

Вот на этом примере можно сформулировать и вторую заповедь: всегда знай цель своей речи. В многословии всегда много пустословия. Приведем небольшую риторическую притчу: если мне нужно выступить 10 минут, мне нужно на подготовку месяц; если я могу выступать полчаса, дайте мне на подготовку речи две недели; если я могу говорить бесконечно, я могу начать свое выступление сейчас. Чем меньше содержательности в речи, тем больше слов. Неважно, в быту или на службе нас окружают такие вот «изверги»: непонятно зачем и кому говорится море разливанное из слов. Слушать таких ораторов точно не будут. Говоря о речевом поведении, мы говорим об общении при помощи речи. Конечно, общаться можно и без слов (взглядом, жестом, движением можно очень многое сказать). И все-таки общение и речь неотделимы друг от друга в нашем сознании. У Тютчева есть дивные строки в «Silentium!» (Молчание)2: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Понятно — при помощи слов. Но слова имеют смысл, если обращены к кому-то. Это может быть даже сам говорящий, обращающийся к себе; это может быть и собака, бессловесное, но понимающее тебя живое существо; это может быть и шкаф (помните, у Чехова?)… Мы видим, что важность первого правила «избегай многословия» зависит от цели речи. Знать эту цель, вступая в разговор, отдавая себе отчет, зачем ты в него вступил — второе правило.