Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 749
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Коммуникативная деятельность сотрудника — это деятельность общения, с помощью которой он передает знания, организует обмен информацией, управляет практической деятельностью, регулирует отношения между коллегами. Разным бывает канал общения: чаще всего в речевой практике сотрудник вступает в контакт, используя устную форму речи. Но активно протекает и письменная коммуникация (написание отчетов, составление докладных записок, ведение протоколов и т.д.
Сфера культуры речи — это сфера взаимодействия языка с культурой. Культура — не только результат развития, но и способ жизнедеятельности цивилизованной личности, востребованной в современном обществе. Говорящий человек заявляет о себе как о личности, и только в этом случае возможно установление контакта в общении с другими людьми. В каждом высказывании он предстает как человек с определенными этническими, национальными, культурными характеристиками, обнаруживая свои особенности мировосприятия, этические и ценностные ориентиры. Многое из того, что замедляет ход развития, связано с кадрами, в первую очередь — с недостаточным уровнем их профессионализма. В основе профессиональной культуры речи лежит общая культура речи. Специалисты органов внутренних дел как сотрудники сферы «повышенной речевой ответственности» должны иметь соответствующую речевую подготовку, так как их речевое поведение имеет свою специфику и должно быть определенным образом воспитано, сформировано.
Овладевая знаниями, умениями и навыками речевого поведения как совокупности речевых действий и их форм в социальной коммуникации, развивая речевые способности, сотрудник развивает речевую культуру, свой профессионализм. При этом понятие речевой культуры выходит за рамки лингвистического понимания. Развитие речевой культуры непосредственным образом влияет на рост профессионализма: усиливает мотивацию достижения, влечет за собой развитие положительных личностных и профессиональных качеств (профессиональная креативность, работоспособность, способность ставить цели, регулировать деятельность, быстрее овладевать необходимыми знаниями и т. д.). Повышая культуру речи, сотрудник овладевает профессионально значимыми речевыми умениями и навыками: выступать публично; строить монологическую речь; организовывать профессиональный диалог и управлять им; адекватно переводить устную речь в письменную форму (документировать различные обстоятельства); ставить вопросы; обосновывать и правильно формулировать решения в нормотворческой и правоприменительной практике; адекватно отражать в документах обстоятельства и события, попадающие в сферу профессиональной деятельности; безошибочно толковать смысл словесных сообщений, содержащих правовую информацию или информацию, имеющую правовое значение; применять специальные знания о языке и речи для наиболее полного изучения мотивации сферы поведения либо идентификации личности; эффективного использования знаний о слове для правового воспитания населения.
Речевая культура — не статичная данность, а система взаимосвязанных компонентов, находящихся в развитии. Содержательная основа когнитивного компонента культуры речи включает в себя понимание сущности речевой культуры, стремление к постоянному пополнению знаний, понимание смысла приобретения знаний по культуре речи для развития личности, осознание мотивов развития и совершенствования речевой культуры, степень удовлетворенности развитием своей речи. Он характеризует личность с позиции ее речевой активности, отражает ее стремление к самосовершенствованию, что требует мобилизации трудолюбия, настойчивости, уверенности в себе, целеустремленности. Содержательный компонент представлен качествами речи, отвечающими на вопросы из чего сделана речь и как работают языковые единицы. Содержательность речи в существенной мере зависит от умения пользоваться словами, правильно строить фразы. Она тесно связана с логичностью ее построения и изложения. Операциональный компонент речевой культуры включает в себя речевые коммуникативные умения и потребность в их развитии.
Речевая культура как инвариант профессионализма — это оптимальное использование средств и возможностей языка для достижения профессионально значимых целей в процессе коммуникации. Это такой уровень развития личности, при котором ею достигается наиболее полное и свободное владение знаками языковой структуры, речевыми средствами регулирования социальных, межличностных отношений с целью достижения оптимального результата в профессиональной деятельности.
Педагогическая модель речевой культуры сотрудника ОВД призвана обеспечить продуктивное общение, взаимодействие с гражданами и рациональную организацию своей деятельности.
3.2. Совершенствование культуры речи
Уровни сформированности речевой культуры у каждого человека различны. Специалисты выделяют 6 уровней: уровень «выживания», допороговый уровень речевой культуры, пороговый, пороговый продвинутый, высокий уровень владения языком и уровень владения языком в совершенстве. Данная система основана как на возрастном, так и на лингвистическом подходе к изучению проблем формирования речевой культуры и базируется на учете следующих факторов:
а) структурно-языковой состав языка говорящего (лексика);
б) глубина высказываний, ее сущность (употребление в речи разнообразных лексико-грамматических структур, помогающих выразить мысль не только правильно, но и ярко, своеобразно, отлично от других);
в) логико-композиционная организация речи (подробное, связное и последовательное ведение диалога или изложение событий);
г) коммуникативные условия и задачи общения (умение и стремление участвовать в речевых ситуациях, умение представить образцы речевой культуры).
Работа по совершенствованию речевой культуры — не только педагогическая проблема, но и социальная задача.
Условимся под совершенствованием культуры речи сотрудников органов внутренних дел понимать процесс формирования на основе усвоенных знаний необходимых навыков и умений эффективного применения речевых средств, позволяющих сотрудникам решать коммуникативные задачи.
Совершенствование профессиональной культуры речи должно базироваться на специальных знаниях, умениях и навыках, структура которых нам видится как единство трех блоков: когнитивного; деятельностного; аффективно-мотивационного.
К когнитивному блоку относятся знания об общериторических идеях, принципах, законах и понятиях, об особенностях общения в специфической ситуации деятельности; об основных видах речевой деятельности, обусловленных диалогическим характером общения, об особенностях профессионально востребованных жанров; знания о коммуникативных качествах речи, способствующих эффективному общению.
В деятельностный блок входят профессионально-значимые, проявляющиеся в профессиональной деятельности умения и навыки. В структуре речевых умений и навыков должны быть следующие элементы: умение выбрать речевую стратегию и тактику, приемы; навык диалогизировать любой жанр речи, умение аргументировано мотивировать совместность работы; прогнозировать содержание речевого события, строить речь по законам риторики; навыки максимально эффективно и нормативно использовать вербальные, паравербальные невербальные средства общения; умение и навыки риторически формировать и использовать собственные личностные качества.
Аффективно-мотивационный блок является системой внутренних побудителей к речевой деятельности, к реализации собственной личности в профессии с помощью риторических средств. Познавательная деятельность наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотивы, интересы, отношения). Именно последние определяют значимость того, что познается и усваивается. Мотивация — это источник активности. Поэтому в процессе развития профессиональной культуры речи важно создать условия, когда сотрудник побуждается «реально действующими мотивами». Только в этом случае языковые знания усваиваются не формально, а осознанно. Их усвоение становится для сотрудника органов внутренних дел «внутренне своим», интересным, так как в процессе формирования познавательной мотивации развиваются устойчивые познавательные интересы.
При выборе методов и форм обучения, разработке системы упражнений следует опираться на принципы обучения — наиболее общие идеи, лежащие в основе любой методической системы. Применительно к обучению речи действует ряд общедидактических принципов: научности, историзма, сознательности, активности, наглядности, доступности, преемственности и перспективности, последовательности и системности, межпредметных связей, прочности, индивидуального подхода, единства обучения и воспитания, развивающего обучения.
Методике обучения речи свойственны и собственные принципы:
-
принцип внимания к материи языка (заключается в необходимости развития произносительных навыков путем тренировки речевых органов. Для этого следует учить вычленять изучаемые языковые явления из потока речи. Чтобы обучаемые овладели литературной монологической речью, они должны как можно чаще тренироваться в безошибочном произнесении текста с учетом его интонационного оформления); -
принцип понимания языковых значений и синхронного развития лексических и грамматических навыков (предполагает такую организацию обучения, в результате которой обучаемые должны научиться понимать лексические и грамматические значения языковых знаков с целью дальнейшего правильного и осознанного их употребления в собственной речи); -
принцип оценки выразительности речи, различия сообщающей и стилистической1 функции языка, согласно которому обучающиеся должны научиться различать сообщаемую (информационную) и выразительную (стилистическую) функции языковых знаков. Данный принцип может быть реализован связью занятий риторикой с другими дисциплинами; использованием на занятиях образцов выразительной речи; применением метода «целостного» анализа текста; -
принцип развития чувства языка — неосознанное, безотчетное умение (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса2, стилистики. В этой связи необходимо шире использовать наблюдения над грамматическим строем языка; использовать материал, позволяющий сопоставлять грамматические формы; применять методы обучения, предусматривающие синтезирование языковых фактов; -
реализация принципа опережающего развития устной речи перед письменной осуществляется посредством отбора дидактического материала и приемов его усвоения, с помощью которых, обучающийся может научиться в процессе письма координировать движения органов речи и органов слуха; быстро переходить от устной формы речи к письменной и наоборот; -
принцип зависимости темпов обогащения речи от уровня совершенствования структуры речевых навыков. Обучение будет эффективным, если будет идти впереди развития. Отсюда вытекает необходимость использования в учебном процессе методов опережающего обучения.
Основной критерий выбора метода обучения — его педагогическая эффективность (количество и качество усвоенных знаний с учетом затраченных усилий, средств и времени). Универсального метода, который можно было бы использовать в обучении речи всегда, не существует, поэтому выбирается тот, который определяет конкретную область его применения.
В качестве примера приведем таблицу, демонстрирующую применение тех или иных методов для совершенствования культуры речи (см. табл. 2).
Таблица 2
Применение методов совершенствования культуры речи
Признаки речевой культуры | Учебные задачи | Методы влияния |
Звуковое оформление речи | Овладение звуками и артикуляцией, обучение работе с эмоционально окрашенными предложениями | Метод воспроизведения звуков и интонаций |
Достаточный словарный запас | Овладение новыми словами и словосочетаниями, формами речи, внедрение необходимых лексико-грамматических правил в речь обучающихся | Метод активизации лексических единиц, Метод поиска слов в словаре и лингвистическая работа со словами |
Выразительность речи | Ознакомление со стилистическими приемами; введение в речь пословиц, поговорок, тропов | Метод самостоятельной работы, метод игровых ситуаций, метод создания и воспроизведения речи для выступления |
Понятность и ясность речи | Ознакомление с неологизмами, терминами, диалектами; развитие мотивации в употреблении слов | Метод сравнивания |
Точность и правильность речи | Обучение работе с многозначными словами; выработка правильного понимания значения слов | Метод контроля, метод сравнительного анализа |
Чистота речи | Обучение систематизации слов по темам | Метод толкования слов, метод наблюдения за речью носителя языка |