Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 529

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Профессиональный риск как тип реализации опасностей определенного вида, связанных с профессиональной деятельностью, является объективной составляющей в работе многих категорий сотрудников органов внутренних дел.

Широк диапазон профессионально-функционального риска воздействий со стороны криминальных элементов, направленных на нейтрализацию профессиональной деятельности сотрудника, побуждение его к совершению профессиональных ошибок, должностных нарушений или даже преступлений. Это может быть подкуп, шантаж, провокации, обман, психологическое манипулирование.

Реальным является профессионально-психологический риск — вероятность психологической дестабилизации личности под влиянием экстремальных условий деятельности, стрессов, психологических перегрузок, а также в следствие целенаправленных действий криминальных элементов.

Наконец, очевидной является вероятность физического риска для жизни и здоровья сотрудника, как в следствие действий криминальных элементов, так и в результате некоторых специфических условий работы (ненормированный рабочий день, затруднения с регулярным питанием, недостаток необходимого отдыха), что может привести к развитию целого комплекса серьезных заболеваний. Фактором риска для жизни и здоровья может выступать также непосредственная работа сотрудника с лицами, больными туберкулезом или иными тяжелыми инфекционными заболеваниями.

Значительную роль в снижении уровня профессионального риска и повышении, соответственно, уровня личной профессиональной безопасности сотрудника играет степень его профессиональной защищенности. Сюда входит:

  • правовая защищенность — соответствие правовой и нормативной базы деятельности ОВД объективным условиям и задачам этой деятельности. Она определяет уровень правового обеспечения профессиональной деятельности сотрудника и возможности его правовой защиты при решении им профессиональных задач или личных проблем, связанных с профессиональной деятельностью. Особую роль играет правовая защищенность сотрудника при его действиях по защите своей жизни, здоровья, чести, достоинства в процессе профессиональной деятельности;

  • материально-техническая защищенность — соответствие материально-технического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ее условиям и задачам;

  • социальная защищенность — соответствие социального статуса системы МВД в государстве и социального статуса ее сотрудников значимости тех государственных задач, которые они выполняют;

  • социально-психологическая защищенность — соответствие общественного мнения о деятельности системы МВД объективным оценкам этой деятельности и соответствие образа сотрудника органов внутренних дел реальным профессиональным и личностным типам сотрудников. Особым аспектом «внутрисистемной» социально-психологической защищенности сотрудников является положительный эмоционально-психологический климат в коллективах и верный стиль руководства коллективами;

  • кадровая защищенность — соответствие уровня профессиональной надежности персонала (нравственных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств и профессиональной компетентности) требованиям, предъявляемым к личности сотрудника системой МВД, ее задачами и реальными условиями деятельности;

  • информационная защищенность — соответствие возможностей получения профессиональной информации реальной необходимости иметь такую информацию для решения профессиональных задач и обеспечения личной безопасности;

  • специальная защищенность — эффективность мер специального, в том числе и оперативного характера, по защите системы в целом, ее отдельных органов, учреждений и организаций и их персонала от деструктивных или преступных воздействий криминальных элементов;

  • психологическая защищенность — соответствие специальных мер, направленных на профилактику и преодоление психологической деформации личности сотрудника под влиянием стрессов и эмоционально-психологических перегрузок, степени реального воздействия на него психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью;

  • физическая защищенность — соответствие имеющегося комплекса правовых, материально-технических, управленческих, медицинских и иных мер, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья сотрудников при решении (или в связи с решением) ими профессиональных задач, реальным возможностям снизить физический риск до объективного предела.


Профессиональная защищенность, естественно, способствует не только обеспечению личной профессиональной безопасности сотрудников. Она является необходимым условием при решении целого комплекса проблем работы с персоналом органов внутренних дел, например — качественного отбора и закрепления кадров, их профессионального роста и т. д. Однако каждая сфера профессиональной защищенности сотрудников имеет прямое отношение к обеспечению их личной профессиональной безопасности, создает необходимые предпосылки для ее обеспечения. Например, психологическая стабильность личности во многом зависит от ее реального социального и социально-психологического статуса, правовой защищенности. В то же время — именно психологическая стабильность личности сотрудника является важнейшим условием обеспечения его физической безопасности

Таким образом, профессиональная защищенность — это прежде всего защищенность сотрудника от необходимости решать целый комплекс проблем, влияющих на его профессиональную жизнедеятельность и в частности — на степень его профессиональной безопасности, разрешение которых находится за пределами его реальных возможностей.

Однако даже самый высокий уровень профессиональной защищенности автоматически еще не обеспечит личной профессиональной безопасности персонала без постоянной, осознанной и грамотной работы в этом направлении самих сотрудников.Поэтому самостоятельным элементом в деятельности по обеспечению их безопасности выступает формирование способности к обеспечению личной профессиональной безопасности.

Необходимо выделить корпоративную способность к обеспечению личной профессиональной безопасности персонала и персональную способность самого сотрудника к обеспечению своей личной профессиональной безопасности и безопасности своих коллег.

Корпоративная способность выражается в способности к целенаправленному объединению усилий персонала для обеспечения личной профессиональной безопасности всех сотрудников в целом и каждого в отдельности. Результатом этого объединения усилий выступает специальная система действий по обеспечению личной безопасности сотрудников. По сути это следующий шаг по усилению профессиональной защищенности персонала, но уже силами самого персонала и в контексте обеспечения его безопасности.


Создание такой системы — это в первую очередь управленческая задача и, соответственно первым среди составляющих ее взаимосвязанных компонентов выступает управленческий компонент.

Управленческий компонент предусматривает выделение руководством вопросов обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел в самостоятельное направление «профессионального менеджмента» и рассмотрение вопросов личной профессиональной безопасности при разработке, принятии и реализации всего основного комплекса управленческих решений.

Правовой компонент системы действий по обеспечению личной безопасности персонала предусматривает: неукоснительную реализацию законов и ведомственных нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности персонала; принятие при необходимости новых нормативных актов, направленных на обеспечение его безопасности; инициативные предложения по изменению законодательства, направленные на повышение уровня профессиональной безопасности персонала.

Материально-технический компонент системы определяет уровень материально-технического обеспечения безопасности профессиональной деятельности (система связи, сигнализация, оружие, экипировка, спецсредства и т. д.).

Социально-психологический компонентпредусматривает целенаправленные действия по формированию у населения (в том числе — с помощью средств массовой информации) объективного мнения о деятельности системы МВД и ее сотрудников, а также нейтрализацию социально-психологическими средствами негативных воздействий извне, подрывающих авторитет системы и ее персонала. От этого зависит не только психологическая стабильность личности сотрудника, но в ряде случаев уровень агрессивности отдельных граждан или групп граждан по отношению к сотрудникам органов внутренних дел. Особым «внутренним» социально-психологическим аспектом является формирование здорового корпоративного чувства взаимной ответственности, взаимостраховки и, естественно, благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, определяющего высокую степень психологической защищенности сотрудников.

Кадровый компонент системы предусматривает повышение уровня профессиональной и человеческой надежности персонала, где особую роль играет работа по профилактике и преодолению профессиональной деформации. Профессиональная деформированность сотрудника не только делает его самого более виктимным, но и превращает его порой в источник повышенной опасности для других сотрудников.


Информационный компонент системы предусматривает возможность получения сотрудником информации, необходимой для обеспечения его личной безопасности и безопасности коллег. Важнейшим является также профилактика и пресечение утечки информации о профессиональной деятельности или личной жизни сотрудника, о его близких, которая может быть использована криминальными или асоциальными элементами против него или его семьи.

Специальный компонент в системе обеспечения личной безопасности персонала предусматривает комплекс специальных мер (в том числе оперативного характера), направленных на защиту жизни, здоровья, чести, достоинства, имущества сотрудников и их близких. Несомненно, среди этих мер особое место принадлежит выявлению коррумпированных сотрудников, сотрудников, изменивших профессиональному долгу, так как они реально или потенциально представляют источник повышенной опасности для персонала, да и для деятельности организации в целом. В то же время ключевой линией работы все же должна выступать не защита организации от отдельных подобных представителей ее персонала, а защита всего персонала организации. Тем более что в ситуации шантажа или провокации может оказаться и самый лучший сотрудник, а разрешить эту ситуацию без профессиональной помощи коллег нередко бывает затруднительно.

Психологический компонент системы — это специальный комплекс мер, направленных на профилактику и предотвращение психологической дестабилизации и деформации личности сотрудника под влиянием стрессов, эмоционально-психологических перегрузок и иных факторов психологического характера, связанных с профессиональной деятельностью. Здесь, несомненно, значительная роль принадлежит психологической службе, однако большое значение имеет и соответствующая деятельность подразделений по работе с личным составом, и действия руководителей.

Особое место в обеспечении личной профессиональной безопасности персонала занимает педагогический компонент. Уровень личной безопасности сотрудника в значительной мере зависит от степени его общей профессиональной подготовленности, профессионального опыта и кроме того, как говорилось ранее, — от сформированности у него способности к обеспечению личной профессиональной безопасности
. Однако, эффективность формирования и реализации этой способности находится в прямой зависимости от адекватного понимания сотрудником степени и характера профессионального риска и реального уровня его профессиональной защищенности.

2.2. Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности и пути ее формирования



Способность к обеспечению личной профессиональной безопасности представляет собой сложное интегративное профессиональное качество. Оно включает в себя:

  • сформированную систему специальных профессиональных установок на обеспечение безопасности;

  • наличие комплекса профессиональных привычек, способствующих обеспечению безопасности;

  • усвоение специальных знаний, необходимых для обеспечения личной безопасности;

  • сформированный комплекс специальные навыков и умений, необходимых для обеспечения безопасности.

В настоящее время на основании опыта практической деятельности правоохранительных органов (как отечественного, так и зарубежного) обозначился комплекс таких профессиональных установок, которые можно назвать принципами обеспечения личной безопасности:

1. Ожидай неожиданное.

2. Руководствуйся здравым смыслом.

3. Не «разжигай» противника, «гаси» его.

4. Владей: собой, информацией, оружием, ситуацией.

5. Необычное может быть сигналом опасности.

6. Ключ к успеху — подготовка: в экстремальной ситуации ты действуешь так, как научен.

7. Прежде чем войти — знай, где выход.

8. Имей план, особенно — на худший вариант.

9. Знай, что о тебе знают.

10. Избегай шаблона, будь непредсказуем.

11. Не «замерзай» — действуй.

12. Используй свою неудачу.

13. Сделай стресс своим союзником.

14. Не расслабляйся слишком быстро.

15. Избегай «туннельного» видения.

16. Плохо — переоценить противника, еще хуже — недооценить его.

17. Верь себе — работай в команде. Первыми погибают в одиночку.

18. Храбрость — сестра осторожности.

19. Предотвращенная схватка — выигранная схватка.

Так, суть принципа «ожидай неожиданное» — это установка на постоянный анализ уровня безопасности в конкретной профессиональной ситуации (условная безопасность, потенциальная опасность, реальная опасность, ситуация крайнего риска), а также готовность к соответствующим изменениям своего профессионального поведения при изменении степени риска. Принцип