Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 719

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

«знай, что о тебе знают» подразумевает умение сотрудника понимать — какой информацией о нем и почему могут располагать криминальные элементы, и как они могут использовать эту информацию с целью шантажа, провокаций, манипулирования или прямых насильственных действий против него.

Среди профессиональных привычек, способствующих обеспечению безопасности, которые являются «инструментарием» реализации принципов выживания, и, естественно, различны у представителей различных частей и служб, можно назвать, например, такой важный для многих сотрудников элемент профессиональной наблюдательности, как привычку отмечать то новое, что появилось в «стандартной» профессиональной ситуации, видеть «незнакомое в знакомом».

В комплексе знаний, необходимых для обеспечения личной безопасности, помимо знания спецтактики, типичных действий и ухищрений криминальных элементов, направленных против сотрудников, можно назвать знание о том, что происходит с человеческим организмом в ситуации стресса или знание об индивидуальном временном интервале между полученным сигналом о крайней опасности и реакцией на этот сигнал.

Что касается навыков и умений, необходимых для обеспечения личной безопасности, то они значительно отличаются в зависимости от специфики профессиональной деятельности, однако можно назвать и ряд общих. Например — простейшие навыки эмоционально-психологической саморегуляции в ситуации стресса.

Естественно, что содержание способности к обеспечению личной безопасности у представителей различных частей и служб будет отличаться не только на уровне знаний, навыков и умений, но и на уровне профессиональных привычек, иерархии установок.

В обобщенном виде структуру подготовленности сотрудника к обеспечению личной безопасности можно схематически изобразить в виде «Звезды выживания» (см. рис. 4). «Звезда выживания» — это также интегративный символ, объединяющий способность к обеспечению личной безопасности с общим уровнем профессиональной подготовленности сотрудника. Например: «тактика» — это не только тактика и методы обеспечения личной безопасности, но владение тактикой и методами профессиональной деятельности; «интеллект» — это не только владение специальными знаниями, необходимыми для обеспечения безопасности, но необходимый комплекс профессиональных знаний, способность к самостоятельному профессиональному мышлению, принятию решений; «цель» подчеркивает, что обеспечение личной безопасность осуществляется сотрудником в процессе достижения его главной профессиональной цели — осуществления правоохранительной деятельности.


Формирование у сотрудников способности к обеспечению личной безопасности выступает самостоятельным направлением их профессиональной подготовки. Как показывает зарубежный и отечественный опыт наиболее эффективно основы такой способности закладываются в процессе обучения в ведомственном образовательном учреждении или системе переподготовки и повышения квалификации. Это достигается путем включения вопросов обеспечения личной безопасности во все базовые курсы и проведением наряду с этим специальных курсов обучения тактике и методам обеспечения личной безопасности.

В то же время для поддержания и развития этой способности необходимо:

  • проведение циклов занятий в системе служебной подготовки с учетом специфики отдельных категорий сотрудников (от обучения «менеджменту безопасности» руководителей до обучения тактике и приемам обеспечения личной безопасности работников органов внутренних дел);



Рис. 4. «Звезда выживания».


  • специальное педагогическое обеспечение и педагогическое сопровождение деятельности отдельных категорий сотрудников (например — спецподразделений), заключающееся в специальном обучении их тактике и методам обеспечения личной безопасности с учетом особенностей решаемых ими в данный момент задач или даже отдельной задачи;

  • рассмотрение вопросов обеспечения личной безопасности при постановке профессиональных задач и подведении итогов их выполнения;

  • индивидуальная работа, особенно — с молодыми сотрудниками;

  • включение вопросов обеспечения безопасности персонала в систему изучения, обобщения и распространения позитивного опыта органов внутренних дел;

  • подготовка специальных практических пособий, рекомендаций, памяток по вопросам обеспечения личной безопасности для персонала органов внутренних дел и членов семей сотрудников.

Такая работа предусматривает реализацию ряда частных принципов обучения, это:

  1. Доказательность обучения.

  2. Регулярность обучения.

  3. Конкретность обучения.

  4. Алгоритмичность обучения (т.е. отработка определенных комплексов действий, алгоритмов, по обеспечению личной безрпасности).

  5. Образность обучения.

  6. Незаконченность обучения (т.е. ориентация сотрудников на постоянное совершенствование способности к обеспечению безопасности в связи с изменяющимся характером профессиональной деятельности).

  7. Обучение выработке новых методов и приемов обеспечения безопасности.

  8. Обучение выработке индивидуальных приемов обеспечения безопасности.

  9. Обучение тактике, приемам и методам обеспечения профессиональной безопасности своих товарищей.


Таким образом, формирование у сотрудника способности к обеспечению личной профессиональной безопасности является системной педагогической задачей, предусматривающей целый комплекс направлений работы, и неразрывно взаимосвязанной с обеспечением профессиональной защищенности сотрудников ОВД.
Вопросы для самоконтроля

  • Основная цель гражданского воспитания?

  • Что такое патриотизм?

  • Назовите федеральную государственную программу по патриотическому воспитанию граждан. Сколько подобных программ было принято в современной России?

  • По каким критериям можно оценить сформированность чувства патриотизма?

  • Дайте определение понятию «патриотическое воспитание в органах внутренних дел».

  • Что понимается под правовым воспитанием сотрудников органов внутренних дел?

  • Какие задачи решаются с помощью правового воспитания сотрудников?

  • В чем заключается организация профессионально-правового воспитания в органах внутренних дел?

  • Приведите основные социально-педагогические и профессионально-педагогические факторы, влияющие на соблюдение прав человека в деятельности органов внутренних дел.

  • Назовите основные причины педагогического характера, затрудняющие соблюдение прав человека в деятельности органов внутренних дел.

  • Охарактеризуйте педагогические условия и пути обеспечения соблюдения прав человека в деятельности органов внутренних дел.

  • Дайте психолого-педагогическую характеристику правового нигилизма.

  • Охарактеризуйте предпосылки развития правового нигилизма у сотрудников органов внутренних дел.

  • Назовите основные пути профилактики и преодоления правового нигилизма в работе с личным составом органов внутренних дел.

  • Как влияет реальное состояние дисциплины и законности в оперативно-служебной деятельности личного состава на качественные и количественные характеристики правоохранительной деятельности органа внутренних дел?

  • Сказывается ли аддиктивная зависимость личного состава на состоянии служебной дисциплины и законности в подразделении, где Вы проходите службу? В чем это выражается?

  • Какова специфика государственной дисциплины в органах внутренних дел, где существует особый вид государственной службы, и ее отличие от трудовой, партийной или общественной дисциплины?

  • Какие нарушения законности и «преступления в сфере борьбы с преступностью» характерны для личного состава органов внутренних дел Вашего региона и чем они вызваны?

  • Дайте определение профессиональной деформации сотрудника органов внутренних дел и охарактеризуйте ее основные проявления.

  • Раскройте основные причины и факторы, способствующие развитию профессиональной деформации сотрудника органов внутренних дел.

  • Охарактеризуйте систему работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел.

  • Назовите особенности индивидуально-воспитательной работы по преодолению профессиональной деформации сотрудника органов внутренних дел.

  • Что роднит культуру речи с культурой в целом?

  • Что входит в понятие «культура речи»?

  • Каково современное представление о культуре речи?

  • Как точность речи связана с ее культурой?

  • Всегда ли необходима полная доступность речи?

  • Что такое эстетический идеал, художественный вкус?

  • Какова роль труда, природы, искусства, самодеятельного творчества в эстетическом воспитании сотрудников органов внутренних дел?

  • Назовите основные критерии эстетической воспитанности.

  • В чем заключается физическое воспитание сотрудников в органах внутренних дел?

  • Каково нормативное правовое обеспечение физического воспитания сотрудников в органах внутренних дел?

  • Назовите виды физического воспитания сотрудников органов внутренних дел?

  • Из чего складывается здоровый образ жизни?

  • Раскройте основные элементы структуры здорового образа жизни?

  • Какова цель многокультурного образования сотрудников органов внутренних дел?

  • Дайте определение культуры межнационального общения.

  • Назовите основные характеристики культуры межнационального общения.

  • Передается ли культура человеку по наследству?

  • Каковы источники современного национализма?

  • Что означает понятие «толерантность»? Назовите основные проявления этого качества?

  • Назовите группы методов формирования толерантности у сотрудников органов внутренних дел.

  • Что понимается под экстремальными условиями?

  • Назовите виды экстремальных условий и дайте краткую характеристику каждому виду.

  • Какие задачи решаются руководителями органов внутренних дел и сотрудниками воспитательных подразделений в экстремальных условиях для формирования и поддержания боевого настроя у личного состава?

  • Назовите мероприятия, проводимые с личным составом органов внутренних дел перед выполнением, во время выполнения и после выполнения задач на местности с особыми условиями.

  • Охарактеризуйте взаимосвязь между профессиональной защищенностью сотрудника и его способностью к обеспечению личной безопасности.

  • Дайте определение и раскройте содержание способности к обеспечению личной безопасности как интегративного профессионального качества сотрудника органов внутренних дел.

  • Раскройте основные условия и пути формирования у сотрудников органов внутренних дел способности к обеспечению личной профессиональной безопасности.



Задания для самостоятельной работы

  • Покажите разработку вопросов гражданского воспитания в ретроспективе.

  • Что Вы можете сказать о национальной идее Российского государства ХХI века? Какова ее роль в патриотическом воспитании граждан России? Как результаты патриотического воспитания граждан сказываются на деятельности органов внутренних дел?

  • Продумайте примеры своего поведения, соответствующие понятию патриотизма.

  • Сделайте выписки из различных источников (художественной и научной литературы, газет, журналов) о патриотических поступках людей в современной России.

  • Исследуйте формы и методы работы руководителей органов (подразделений) внутренних дел по правовому воспитанию сотрудников. Какие из форм и методов получили наибольшее распространение и почему?

  • Продумайте систему мер, которая могла бы способствовать укреплению служебной дисциплины в подразделении, где Вы проходите службу.

  • Какой комплекс мер требуется осуществить для качественного улучшения организации профилактики нарушений законности и преступлений среди личного состава?

  • Дайте определения эстетического и художественного воспитания. Раскройте принципы и основные элементы системы его осуществления.

  • Назовите хорошие и плохие, с вашей точки зрения, произведения литературы, музыки, кино, живописи, театра. Дайте им критическую оценку.

  • Раскройте противоречия эстетического воспитания, связанные с ними недостатки в духовном развитии сотрудника органов внутренних дел. Покажите основные пути борьбы с бездуховностью, серостью и безвкусицей.

  • Проанализируйте существующие научные подходы к содержанию структуры здорового образа жизни. Чем они схожи и чем разнятся? Определите наиболее оптимальный образ жизни с Вашей точки зрения.

  • Исследуйте элементы боевого настроя. Дайте характеристику каждому его элементу.

  • Изучите особенности работы с личным составом в различных экстремальных ситуациях, приведите примеры.


Литература по разделу

    • Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. — М., 1995.

    • Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. — М., 1999.

    • Алтухов С.А. Преступления сотрудников милиции. — СПб., «Юридический центр Пресс», 2001.

    • Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. — М., 1995.

    • Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1994.

    • Анищенко А.Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: Учебное пособие. — М.: ЦОКР МВД России, 2006.

    • Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

    • Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. — М.: ОМЕГА-М, 2005.

    • Ахмедов Б.Г. Воспитываем патриотов-интернационалистов. — Махачкала, 2001.

    • Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Дисс. … канд. психол. наук. — М., 1998.

    • Буданов А.В. «Права человека» как категория профессиональной педагогики в органах внутренних дел // Актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов / Под ред. В.М. Позднякова. — М., 2004.

    • Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. — М., 1997.

    • Буданов А.В. Соблюдение прав человека как социальное взаимодействие (социально-педагогический аспект) // Становление и развитие правового государства в России: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. Е.В. Волкова. — М., 2006.

    • Будило И.В. Значение культурно-досуговых и спортивных мероприятий в системе работы с личным составом органов внутренних дел // Правовые и организационные основы деятельности руководителей горрайлинорганов внутренних дел: Учебное пособие. — М.: Академия управления МВД России, 2008.

    • Будило И.В. Значение морального фактора в управленческой деятельности руководителей правоохранительных органов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — М.: Академия управления МВД России, 2003.

    • Будило И.В. Организация профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях / Совершенствование деятельности органов, осуществляющих борьбу с экономическими и налоговыми правонарушениями в странах СНГ. (Материалы международной дистанционной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей / Под общ. науч. ред. проф. В.Г. Татаряна). — М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005.

    • Воропаев М. В. Социальное воспитание в военизированных учебных заведениях. М, 2009.

    • Гарунов Э.Г. Педагогические проблемы функционирования школ со смешанным национальным составом учащихся. — Махачкала, 1999.

    • Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. — Махачкала, 1998.

    • Гилинский Я.И. Девиантология. — Спб.: Юридический центр Пресс, 2004.

    • Горлинский И.В. Педагогическая система профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. — М., 1999.

    • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»: Постановление Правительства России от 11.07.2005 г. № 422.

    • Государственная служба / Под ред. А.В. Оболонского. — М.: Дело. 1999.

    • Гранат Н.Л., Афанасьев В.С. Обеспечение и укрепление законности в деятельности ОВД. — М., 1993.

    • Гришин А. А., Пылёв С. С., Румянцев Н. В., Щеглов А. В. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. М., 2007.

    • Гришин А. А., Пылёв С. С., Румянцев Н. В., Щеглов А. В. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел России: Учебное пособие. М., 2006.

    • Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М., 1970.

    • Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003.

    • Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России // Теория и практика физической культуры. 2002. № 8.

    • Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. — М.: «Норма», 2006.

    • Жулина Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека / Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.

    • Закон России от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, № 16, ст. 503. (В ред. Законов России от 18.02.1993 № 4510-1, от 1.07.1993 № 5304-1, Федеральных законов от 15.06.1996 № 73-ФЗ, от 31.03.1999 № 68-ФЗ, от 6.12.1999 № 209-ФЗ, от 25.07.2000 № 105-ФЗ, от 7.11.2000 № 135-ФЗ, от 29.12.2000 № 163-ФЗ, от 26.07.2001 № 104-ФЗ, от 4.08.2001 № 108-ФЗ, от 25.04.2002 № 41-ФЗ, от 30.06.2002 № 78-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 7.07.2003 № 111-ФЗ, от 8.12.2003 № 161-ФЗ, от 20.07.2004 № 69-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.03.2005 № 20-ФЗ, от 1.04.2005 № 27-ФЗ, от 9.05.2005 № 45-ФЗ, от 8.06.2006 № 80-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 25.07.2006 № 126-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 2.03.2007 № 24-ФЗ, от 2.10.2007 № 225-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями ВС России от 18.04.1991 № 1027-1, от 23.05.1992 № 2826-1, от 17.02.1993 № 4496-1, Федеральными законами от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ).

    • Закон России от 21.07.1993 г. № 5481-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».

    • Иванов Н.Н. Методические рекомендации по комплексному (общему) анализу оперативной обстановки в республике, крае, области. — М.: Академия МВД России, 1996.

    • Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 14.12.1999 г. № 1038. (С изм., внесенными приказом МВД России от 16.11.2001 г. № 1010).

    • Карпов В.С., Столяренко А.М. Морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах: Учебное пособие. — М.: Академия МВД России, 1997.

    • Конституция Российской Федерации 1993 года // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря. (С учетом Указов Президента России от 9.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 9.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841, Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ, от 21.07.2007 № 5-ФКЗ)

    • Концепция государственной национальной политики Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 г.

    • Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. — М., 2003.

    • Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Причины преступности в России: Криминологический анализ. — М.: «Норма», 2006.

    • Кукушин В.М. Моральное состояние личного состава, его анализ, оценка и укрепление. — М.: Академия МВД России, 1992.

    • Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под руководством Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. — М., 2003.

    • Кушнаренко И. А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие в схемах и таблицах. М., 2008.

    • Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. — М.: Академия МВД России, 2001.

    • Марьин М.И., Буданов А.В., Борисова С.Е. и др. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел. — М., 2004.

    • Матвеева Т.В. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика: Учебный словарь. — М., 2003.

    • Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

    • Национальные отношения: Словарь / Под общ. ред. В.Л. Калашникова. — М., 1997.

    • Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. — М., 1999.

    • Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23.08.2005.

    • Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. докт. пед. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД России, 2008.

    • Основы противодействия коррупции (Системы общегосударственной этики поведения). — М., 1999.

    • План мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» от 9 декабря 2005 г. № 1/8895.

    • Подвиг сотрудников МВД в Чернобыле и Кыштыме / Управление силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск в условиях ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф: Сборник. — М.: «Типография МВД России», 2002.

    • Положение о государственных наградах Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. № 442 // САПП России. 1994.
      № 10. Ст. 775.

    • Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // Ведомости СНД и ВС России, 14.01.1993, № 2, ст. 70. (В ред. Указа Президента России от 24.12.1993 № 2288, Федеральных законов от 21.07.1998
      № 117-ФЗ, от 17.07.1999 № 177-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ с изм., внес. Федеральным законом от 12.03.2002 № 27-ФЗ), от 30.06.2002 № 78-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ(с изм., внес. Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ), от 1.04.2005 № 27-ФЗ, от 2.03.2007 № 24-ФЗ, от 1.12.2007
      № 311-ФЗ
      .

    • Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» // ВВС России. 1993. №. 2. Ст. 70. В ред. Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1994 № 2288, Федерального закона России от 30.06.2002 № 78-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 21.07.1998 № 117-ФЗ, от 17.07.1999 № 177-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ.

    • Практическая юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. — М., 2008.

    • Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 22.03.2007 г. № 106 «Об утверждении Наставления по морально-психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».

    • Приказ МВД России от 1.02.2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».

    • Приказ МВД России от 10.04.2006 г. № 246 «Об информационно-пропагандистской работе».

    • Приказ МВД России от 11.01.1995 г. № 11 «О неотложных мерах по улучшению боевой и физической подготовки в органах внутренних дел».

    • Приказ МВД России от 11.09.2000 г. № 955 «Об утверждении Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации».

    • Приказ МВД России от 13.01.1994 г. № 12 «О надбавках за особые условия службы сотрудников органов внутренних дел».

    • Приказ МВД России от 15.10.1999 г. № 805 «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а так же ущерба, причиненного его имуществу или близких».

    • Приказ МВД России от 16.12.1998 г. № 825 «О правовом регулировании государственного страхования жизни и здоровья сотрудников ОВД».

    • Приказ МВД России от 19.07.2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

    • Приказ МВД России от 22.02.1993 г. № 73 «О гарантиях и компенсациях выплаты служащим внутренних войск, сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения или вооруженных конфликтов».

    • Приказ МВД России от 25 июля 2002 г. № 701 «Об организации в системе МВД России оздоровительного туристского отдыха».

    • Приказ МВД России от 26.09.2006 г. № 770 «Об утверждении Положения об основах обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел».

    • Приказ МВД России от 29.07.1996 г. № 412 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел» (с изм., внесенными приказом МВД России от 15.05.2001 г. № 510).

    • Приказ МВД России от 29.10.1997 г. № 715 «О дополнительных мерах по укреплению служебной и воинской дисциплины в органах и подразделениях внутренних дел и внутренних войсках».

    • Приказ МВД России от 4.07.1991 г. № 100 «О порядке предоставления компенсации сотрудникам ОВД за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные и праздничные дни, а также за работу в ночное время».

    • Приказ МВД России от 5.01.1992 г. № 3 «О продолжительности рабочего времени».

    • Приказ МВД России от 7.01.1998 г. № 170 дсп «О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел, укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам».

    • Прикладная юридическая педагогика. Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. — М., 2008.

    • Профессионально-этическое и культурно-эстетическое воспитание личного состава органов внутренних дел / В кн.: Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 2008.

    • Психологический словарь / Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М., 1996 г.

    • Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел / Под ред. А.Ф. Дунаева, А.С. Батышева. Ч. 1 и 2. — М.: Инновация, 1993.

    • Психология. Педагогика. Этика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп., М., 2002. (Главы 11 — 16).

    • Распоряжение МВД России от 18.12.2007 г. № 1/9976с «О повышении ответственности руководителей органов, подразделений системы МВД России за состояние служебной деятельности и законности среди личного состава».

    • Садыков М. Б. Теоретико-методологические аспекты связи национальных отношений и межнационального общения / В сб. Национальная культура и общение. — М., 2001.

    • Сафронов А. Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

    • Сафронов А. Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. — М., 2003.

    • Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

    • Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. — М.: Издательский центр Академия, 2000.

    • Соколова Е. Н. Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов. Педагогический аспект / Под ред. проф. В.Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

    • Столяренко А. М. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.

    • Столяренко А. М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

    • Такасаева К. Р. Морально-психологические факторы профессиональной деформации личности сотрудника ОВД: Дисс. … канд. психол. наук. — М., 2001.

    • Трубочкин В. П., Битянова Н. Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.

    • Федеральный закон от 16.05.1995 г. № 75-ФЗ «О распространении действия закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике» // СЗ России, 22.05.95,
      № 21, Ст. 1923.

    • Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» // СЗ России, 1998, № 13, Ст. 1474; № 30,
      Ст. 3613 (с изм. от 21.07.1998 г., 25.07.2002 г.).

    • Щеглов А. В. Духовные основы милицейской профессии (из опыта работы кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России) / Вестник Московского университета МВД России. 2007, № 10.

    • Щеглов А. В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций в трех частях. М., 1998, 1999, 2001.

    • Щеглов А. В., Пылёв С. С. Разговор о нравственных и духовных истоках милицейской профессии / Милиция. 2008. № 10.

    • Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. — М., 2004.

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел