Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 717

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Вся система воспитания на положительном примере должна содействовать тому, чтобы в сознании сотрудников сложился четкий образ идеального работника милиции, появилось стремление постоянно совершенствовать себя.

В ходе применения метода примера в воспитании важно учитывать основные условия его действенности:

  • обеспечение высокой личной примерности руководителя в выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, соблюдение нравственных норм;

  • знание особенностей воспитуемых (в чем им нужен пример?);

  • общественная ценность примера;

  • реальность достижения образца;

  • создание обстановки, способствующей достижению образца;

  • широкая пропаганда опыта деятельности органов внутренних дел;

  • яркость, эмоциональность, заразительность примера и др.

Поведение сотрудника определяется не только сознанием, но и жизненным опытом, укоренившимися привычками. Ему необходимо не только разъяснить, показать на примере, как надо действовать, его надо еще и научить поступать правильно, в соответствии с требованиями Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, инструкциями. Это достигается с помощью метода упражнения. Под методом упражнения в воспитании понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, профессиональной деятельности, которая позволяет сотрудникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их нравственные чувства, волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждением и поведением, словом и делом.

Использование метода упражнения в воспитании обеспечивает: а) воспитание целеустремленности; б) выработку привычек инициативного выполнения своих обязанностей и высоконравственного поведения; в) совершенствование и развитие волевых качеств; г) развитие творческих способностей, внимания, памяти, мышления, речи и др.; д) развитие интеллектуальных и физических качеств.

Качества личности сотрудника формируются и совершенствуются в процессе многократного участия в тех видах деятельности, которые составляют содержание их профессиональных обязанностей. Чтобы выработать у сотрудников самообладание, сильную волю, решительность, смелость, инициативу, необходимо ставить их в такие условия, создавать такие ситуации, действуя в которых они были бы вынуждены проявлять эти качества. А. С. Макаренко подчеркивал, что в процессе воспитания нужно «создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек».
1

Формируя у сотрудников высокие профессиональные, нравственные, физические, психологические качества, руководитель, должен обратить внимание на развитие способности ориентироваться в сложной ситуации, проявлять самостоятельность, быстро принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, добиваться исполнения своих распоряжений и др.

Метод упражнения эффективен при соблюдении ряда условий. Одним из важнейших условий является понимание сотрудниками социальной сути, практической значимости своего поведения в целом и его конкретных форм, которые затем превратятся в привычки.

Для совершенствования профессиональных и других важных качеств личного состава большое значение имеет система в упражнениях, которая включает в себя последовательность, систематичность и регулярность. Нравственным и служебным опытом поведения невозможно овладеть сразу. Здесь необходима последовательность, постепенность в наращивании трудностей, нагрузок на личный состав. Это значит, что необходимо планировать первоочередность, последовательность и регулярность упражнений, объем нагрузок, влияющих на развитие положительных привычек, на развитие положительных привычек, на совершенствование волевых качеств. «Воля наша, как и наши мускулы, — писал К. Д. Ушинский, — крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно надорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие: но, не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы, и слабую волю»2.

Успех использования метода упражнения в формировании качеств личности зависит также от всестороннего учета возрастных и индивидуальных особенностей подчиненных и требования от них выполнения напряженных, но посильных действий. Чтобы не допустить моральных травм, не надломить человека необходимо постепенно усложнять упражнения, увеличивать нагрузки.

К числу условий эффективного применения метода упражнения также следовало бы отнести и такие, как организация служебной деятельности, позволяющей формировать и развивать высокие профессиональные качества, объективная оценка, как отдельных поступков сотрудников, так и поведения в целом, предупреждение условий, вызывающих проявление отрицательных привычек, имеющихся у сотрудников и др. Эффективность данного метода во многом зависит от целенаправленной воспитательной и организаторской работы с личным составом, от рационального стимулирования руководителем соответствующих поступков и действий подчиненных.



В методике формирования и развития личности сотрудника органов внутренних дел важное место отводится методу поощрения.

Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования сотрудников. Поощрение всегда несет в себе оценочную и стимулирующую функции. Его оценочная сторона определяется общественным признанием поведения сотрудников, их деятельности в выполнении служебных обязанностей. Моральное и материальное поощрение активно помогает подчиненным осознать степень своего труда в достижении общей задачи. Поощрение окрыляет человека, помогает ему правильно оценивать свои силы и способности, вырабатывает чувства личного достоинства, повышает авторитет отличившегося в глазах сослуживцев.

Поощрение — очень тонкое и сильное средство воспитания подчиненных, и его применение требует от руководителя серьезного и вдумчивого отношения. Пользуясь своим правом поощрять, руководитель должен учитывать индивидуальные особенности личности и мнение коллектива, а также выбирать соответствующие условия, чтобы отметить старание подчиненного или коллектива. Располагая целым арсеналом поощрений, руководителю всякий раз приходится решать ряд педагогических проблем: 1) поощрять или воздержаться; 2) за что поощрять; 3) кто является объектом поощрения: отдельная личность или коллектив; 4) каков ритуал поощрения; 5) в каких видах выразить поощрение; 6) какие правила следует соблюдать при поощрении.

Неумелое использование поощрений руководителями может нанести вред воспитанию. Поэтому выдающиеся педагоги требовали осторожности в применении поощрений, видя в нем и «Лекарство» и «яд». Воспитательная ценность поощрения значительно снижается, если оно недостаточно заслужено, выносится за исполнение элементарных и второстепенных обязанностей. Важно поощрять подчиненных за разумную инициативу, усердие, подвиги и отличия по службе.

Опыт практики показывает, что для вынесения решения о поощрении необходимо учитывать совокупность факторов: мотивы; усилия, затраченные для достижения успеха; результаты поступка, действия; самооценку сотрудником поступка. После глубокого анализа перечисленных факторов руководитель принимает решение о поощрении.

Умелое применение поощрений в работе руководителя с подчиненными позволяет вызвать у сотрудников стремление закрепить достигнутый успех; б) утвердить их веру в себя, в свои силы и способности; в) формировать чувства чести и достоинства, повысить ответственность за свое поведение, деятельность, самовоспитание, а также за состояние дел в коллективе; г) создать в коллективе атмосферу приподнятости и энтузиазма, здорового соперничества, жизнерадостное настроение; д) породить положительное отношение коллектива к руководителю — чувство уважения, признательности, доверия.


Для того чтобы поощрение оказывало необходимое воздействие на сотрудника, при его применении следует соблюдать ряд педагогических условий.

Прежде всего, любое поощрение должно быть педагогически обоснованно и целесообразно, направлено на стимулирование успехов сотрудников в решении главных, стержневых задач.

В практике воспитательной работы еще встречаются факты, когда упускается главная, педагогическая сторона поощрения. Например, давая какое-либо задание, руководители оговаривают его определенным условием: «Кто выполнит, получит такое-то поощрение». В результате такого подхода поощрение превращается в самоцель. Доминирующим мотивом в деятельности сотрудника становится не общественный интерес, а получение поощрения, т. е. личный интерес, получение для себя определенной личной выгоды. Это наносит вред воспитательной практике, сказывается на морально-психологическом климате коллектива. Практика свидетельствует, что поощрение оказывает положительную воспитательную роль в том случае, когда сотрудник сознает, что он его действительно заслужил своими успехами, когда он затратил на это достаточно большие усилия, проявил старание, настойчивость и инициативу. Незаслуженное или легко доставшееся поощрение порождает самоуспокоенность, снижает активность, отрицательно сказывается на воспитательном процессе.

Эффективность метода поощрения зависит от правильного сочетания его видов. Важно разнообразить форму поощрений. Недопустимо превращать один и тот же вид поощрения в обыденное дело, да еще приуроченное к празднику. Многократное объявление одного и того же поощрения в конечном итоге утрачивает свое стимулирующее воздействие. Необходимо умело сочетать моральные и материальные виды поощрений. Нельзя недооценивать и такой вид поощрения, как снятие ранее наложенного взыскания. Если сотрудник, имеющий взыскание, начал исправляться, то он, естественно, нуждается в моральной поддержке.

Одним из условий эффективного применения метода поощрения является его своевременность и гласность. К сожалению, в некоторых коллективах поощрение сотрудников производится не сразу после совершенного им положительного поступка, а с большим запозданием или приурочивается к какой-либо дате.

Гласность поощрения дает возможность привлечь внимание всех сотрудников к поступкам коллег, побудить их более требовательно относится к собственному поведению и вызвать желание подражать хорошему примеру. Психологический смысл гласности в том, что она способствует формированию здорового общественного мнения, положительного эмоционального состояния как у поощренного, так и во всем коллективе.


Следовательно, метод поощрения позволяет стимулировать поведение, учебную и профессиональную деятельность сотрудников, их работу по самовоспитанию. Для этого необходимо педагогически обоснованно использовать различные приемы и средства материального и морального стимулирования.

В воспитании личного состава используется и метод принуждения. Под ним понимается система средств и приемов воздействия на сотрудников, нарушающих законы и нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять служебный долг. Принудить человека — значит заставить его выполнить волю руководителя, волю коллектива в интересах решения задач, стоящих перед подразделением.

Принуждение — очень сильное средство воздействия, требующее от воспитателя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости. Пользоваться им следует разумно, не увлекаясь и не злоупотребляя.

Применение мер принуждения: а) развивает у сотрудников чувство долга, поднимает их ответственность за свои поступки и действия; б) приучает их к самоконтролю и оценке своего поведения, к торможению, преодолению соблазнов; в) порождает потребность устранять слабости и недостатки в характере, закалять волю; г) формирует уважительное отношение к порядку; д) способствует сплочению коллектива.

Принуждение осуществляется применением таких мер, как категорическое требование, запрет, создание осуждающего общественного мнения, предупреждение о привлечении к ответственности, взыскание и другие. Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих условий:

  • применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали положительного результата;

  • применение метода принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями принципов воспитания;

  • индивидуальный подход в применении мер принуждения к сотрудникам с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способностей, характера поступка и условий;

  • справедливость наказания, обстоятельное выяснение причин проступка;

  • своевременность применения мер принуждения;

  • исключение со стороны воспитателей поспешности в применении мер принуждения, недопустимость проявления элементов предвзятости, грубости.