Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 732

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий


Умелое использование метода принуждения в сочетании с другими методами, и прежде всего с убеждением, способствует успеху воспитательной деятельности руководителя.

Таким образом, методы воспитания, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются руководителем в зависимости от целей, содержания и реализуемых функций. Исходя из конкретной педагогической задачи, воспитатель решает, какие методы взять за основу. Высокого уровня педагогического мастерства и результатов воспитания добивается тот руководитель, который ищет и находит оптимальное соответствие методов воспитания закономерностям возрастного и индивидуального развития подчиненных. Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он зависит от ряда факторов, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и закономерности процесса воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, социально-психологические особенности различных категорий сотрудников.

Глава 3. Формы воспитания личного состава




§ 1. Понятие «форма воспитательной работы»



Основные направления воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел реализуются в различных формах соответствующими методами и средствами. В тоже время следует отметить, что в педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие (в словаре С. И. Ожегова дается 9 значений слова «форма». Когда говорят о форме воспитательной работы, имеют в виду выражение ее содержания через определенную структуру отношений обучающих и обучаемых. Е. В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы1); во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы (заметим, что в начале 70-х годов ХХ столетия на страницах журнала «Советская педагогика» шла продолжительная дискуссия об основаниях этой классификации, но прийти к какому-то результату так и не удалось).

Чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в процессе обучения, каковы его функции.


Первая функцияорганизаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организационных задач. В роли организатора может выступать как обучающий, так и обучаемый, так как организация отражает определенную логику действий и взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими воспитателями (беседы, коллективные творческие вечера, конкурсы и т. д.). Их проведение предполагает последовательное прохождение ряда стадий (или этапов) организаторской деятельности.

Вторая функциярегулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать отношения как между воспитателями, так и между сотрудниками. Различные формы по-разному влияют на процесс взаимоотношения между участниками. Благодаря различным формам заранее закладывается необходимый уровень взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

Третья функцияинформативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение обучающимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся знаний, обращение к их опыту.

Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как компонент организации воспитательного процесса, регулирующий отношения воспитателей и сотрудников органов внутренних дел.

Форма — по сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, даже не соответствующее первоначальному замыслу.

§ 2. Классификация форм воспитательной работы



Существует множество форм воспитательной работы. Перечислить все формы воспитательной работы просто невозможно, да и нет такой необходимости. Их можно классифицировать по признакам целевой направленности, позиции участников воспитательного процесса, признакам объективных воспитательных возможностей, продолжительности и т. д. Таким образом, формы воспитательной работы весьма разнообразны и их выбор зависит в первую очередь от конкретной цели, которую преследует субъект воспитания, индивидуально-психологических особенностей воспитуемого, оперативно-служебной обстановки, времени и места проведения.

Выбор той или иной формы воспитательной работы — дело творчества, опыта субъекта воспитания, умения принимать оптимальное решение в зависимости от обстановки.



В целях выработки общей оценки коллективом какого-либо события, формирования коллективного мнения о способах решения служебных задач проводятся собрания личного состава.

В других случаях проводятся митинги (экстренные, торжественные, траурные), которые при отсутствии управления процессами в коллективе могут возникать и стихийно. А это уже тревожный звонок руководителю.

Различные воспитательные задачи решаются на совещаниях с руководителями, активом, наставниками, отдельными категориями сотрудников.

Важное место в работе с личным составом отводится единым дням государственно-правового информирования1, сохраняют свое значение доклады, лекции и беседы по различным вопросам жизни страны, правоохранительных органов, а в экстремальных условиях — краткая беседа — зачастую единственно возможная эффективная форма работы.

Совершенно напрасно обычно недооцениваются такие формы, как вечера вопросов и ответов, особенно с молодыми сотрудниками, а для передачи им богатого опыта — вечера встреч с заслуженными ветеранами, мастерами службы, вечера обмена опытом.

Арсенал форм воспитательной работы с личным составом широк и разнообразен. Но форма и формализм — слова от одного корня. Задача руководителей органов внутренних дел и воспитателей, используя все формы, заботиться в первую очередь о содержании и эффективности воспитательной работы, работы на конкретный результат.

§ 3. Оценка эффективности применения методов, форм и приемов воспитательной работы



Для изучения результатов и эффективности методов, форм и приемов воспитательной работы используются различные способы. Приведем некоторые из них:

1. Наблюдение за поведением участников в процессе подготовки и проведения мероприятия. Отношение сотрудников к подготовке намеченного мероприятия позволяет: во-первых, дать оценку заинтересованности сотрудников в мероприятии, во-вторых, определить степень эффективности предполагаемых формы работы.

2. Наблюдение за поведением участников работы, их отношениями, высказываниями после мероприятия. Если после завершения мероприятия сотрудники продолжают обсуждать затронутую проблему, можно предположить, что в формы воспитательного воздействия была выбрана правильно, а проведенное мероприятие было полезным.


3. Анкетирование участников воспитательной деятельности. (Данный метод нецелесообразно использовать часто). Он уместен, когда руководитель ОВД или иной воспитатель сомневается в эффективности тех или иных используемых им средств, форм или методов воспитательного воздействия. Важным условием, при этом, является тщательное продумывание содержащихся в анкете вопросов.

4. Экспресс оценка. Варианты могут быть разные. Вот один из них. Каждому из участников при входе в аудиторию выдается жетон. Перед началом мероприятия объявляется, что в случае, если проводимое мероприятие понравится — пишем «Да», если не понравится — «Нет». При выходе жетон опускается в урну для голосования.

5. Отдаленная оценка формы работы. Целесообразно применять как рубежный контроль воспитательного воздействия. Суть способа заключается в том, что сотруднику (сотрудникам) предлагается вспомнить проведенное мероприятие, произведшее наибольшее впечатление, или заставившее задуматься (пересмотреть свое отношение и т.д.). Данный способ является важным показателем эффективности любого дела (мероприятия) и служит ориентиром для проведения очередного мероприятия, выступает генератором рождения новой идеи, а в дальнейшем и системы действий по ее реализации. Об эффективности формы работы можно судить также и по тому, как участники включились в анализ, насколько глубоко и сущностно они характеризуют проделанную работу на этапе подготовки и осуществления мероприятия.

Поскольку форма работы является процессом и, следовательно, имеет определенные этапы, связанные между собой, то целесообразен системно-структурный анализ, анализ целевого, содержательного, организационного и результативного компонентов. Для этого необходимо иметь объективную информацию обо всех этапах проведения формы работы: о планировании, целеполагании и воздействии в процессе подготовки и проведения, подведения итогов работы.

В ряде случаев целесообразно за основу анализа брать задачи, определяя степень их достижения и эффективность используемых педагогических средств с точки зрения поставленных задач.

Анализ может осуществляться на основе того, что удалось увидеть и зафиксировать. Это не всегда объективно отражает суть воспитательного процесса, однако позволяет увидеть взаимосвязи различных этапов и элементов, выявить эффективность примененных или применяемых средств. В данном случае речь идет о том, что субъект воспитательного воздействия может получить более полное представление о проделанной работе, если будет иметь информацию о том, как проходили отдельные этапы работы с сотрудниками. Получить такую информацию можно в ходе бесед как с участниками, так и с организаторами воспитательной деятельности.


Эффективность применения методов, форм и приемов воспитательной работы изучается для того, чтобы воспитатель мог внести коррективы в последующие действия, в организацию очередных мероприятий с учетом поставленных целей и задач, постоянно отслеживать результаты своей работы.

Оценка результативности воспитательной работы осуществляется:

  • по результатам оперативно-служебной деятельности;

  • состоянию дисциплины и законности, оценке жалоб юридических и физических лиц на деятельность органов внутренних дел и сотрудников;

  • уровню общественного престижа органов внутренних дел;

  • морально-психологическому состоянию личного состава;

  • организации состязательности между коллективами органов внутренних дел и отдельными сотрудниками;

  • эффективности деятельности общественных формирований в коллективах1.

Вопросы для самоконтроля

    • Дайте определение технологии воспитания.

    • Назовите основные признаки технологии воспитания.

    • Какова сущность и содержание воспитывающего обучения?

    • Раскройте технологические приемы, применяемые в ходе основных видов учебных занятий и практической деятельности сотрудников органов внутренних дел для решения воспитательных задач.

    • Раскройте сущность понятия «форма воспитательной работы».

    • Назовите способы, которые применяются для изучения результатов и эффективности методов, форм и приемов воспитательной работы.


Задания для самостоятельной работы

  • Изучите соответствующие разделы рекомендованной литературы и сформулируйте обобщающее определение термина «технология воспитания».

  • Предложите свой вариант технологии воспитания сотрудников органов внутренних дел на основе рассмотренного в главе алгоритма.

  • Проведите исследование воспитательной работы в вашем органе внутренних дел, дайте характеристику используемых членами педагогического коллектива технологий воспитания.

  • Исследуйте функциональный подход к определению понятия «форма воспитательной работы».

  • Назовите формы воспитательной работы, получившие наибольшее распространение в органах внутренних дел. Попробуйте дать свою оценку — почему?


Литература по разделу

  • Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. — М., 1993.

  • Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс. — М., 1995.

  • Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. В. Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2008.

  • Педагогика / Под ред. С. А. Смирнова. — М., 1999. (Р — 4, Г — 1, В — 1.1, 1.2)

  • Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997.

  • Приказ МВД России от 28 октября 2006 г. № 860 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации».

  • Приказ МВД России от 1.02.2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».

  • Распоряжение МВД России от 18.12.2007 г. № 1/9976с «О повышении ответственности руководителей органов, подразделений системы МВД России за состояние служебной деятельности и законности среди личного состава».

  • Селевко Г. К. Авторские программы, педагогические технологии, инновационные школы. — Ярославль, 1997.

  • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.

  • Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.

  • Титова Е. В. Если знать как действовать. — М., 1993.

  • Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: Управленческая гуманитарология. — М.: Финансы и статистика, 1992.

  • Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. — M., 1994.

  • Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. — М., 1998.

  • Юридическая педагогика / Под ред. В. Я. Кикотя и А. М. Столяренко. — М., 2004.

  • Юридическая прикладная педагогика / Под ред. В. Я. Кикотя и А. М. Столяренко. — М., 2008.